Еще в конце октября президент Турции Р.Т. Эрдоган передал шведскую заявку на присоединение к Североатлантическому альянсу в парламент республики на ратификацию. Это крайне ожидаемое после летнего саммита НАТО в Вильнюсе событие вызвало одобрительную реакцию со стороны властей североевропейской страны, позволив им высказать позитивные ожидания относительно завершения процедуры вступления в блок. Так, глава правительства Швеции У.Кристерссон назвал сообщение из Анкары «отрадным», добавив, что Осло «с нетерпением ждет возможности стать членом НАТО». В свою очередь министр иностранных дел Т.Билльстрём со ссылкой на Генерального секретаря Альянса Й.Столтенберга отметил, что в Брюсселе существует предположение, что «Швеция станет участницей НАТО до саммита глав МИД в конце ноября».
Тогда же весьма обнадеживающе звучали экспертные прогнозы. В частности, директор Института турецких исследований Стокгольмского университета П.Левин высказал мнение, что ратификация может быть успешно проведена в течение двух недель. Впрочем, скорость процесса шведский эксперт поставил в прямую зависимость от действия самого Р.Т.Эдогана, а точнее того, «станет ли он оказывать давление на своих собственных парламентариев и членов правительственного альянса, чтобы те проголосовали “за”». Довольно известный шведский политический обозреватель М.Кнутсон, в свою очередь, допустил, что причиной активизации Анкары в отношении Стокгольма стало внешнее давление, прежде всего из Вашингтона и Брюсселя.
Уже в начале ноября появилась информация об отсутствии у комитета по иностранным делам Турции планов ускорения работы над шведской заявкой, а его глава Ф.Октай подчеркнул, что на повестке депутатов находится сразу несколько международных соглашений, ожидающих ратификации, из чего следует, что заявка североевропейской страны в НАТО подлежит рассмотрению в порядке очереди. Точных сроков при этом он не назвал, добавив: «то, что срочно для других не обязательно срочно для нас», в связи с чем Анкара «будет действовать в рамках собственных приоритетов» и «когда придет время».
Официальные лица Швеции стараются, судя по всему, собственными комментариями не обострять обстановку. Как пишут местные СМИ со ссылкой на источники во внешнеполитическом ведомстве и в Брюсселе, Стокгольм рассчитывает на страны НАТО и усиление их давления на Анкару. По словам неназванных дипломатов, работающих при Альянсе, его участники еще до очередного замедления процедуры в турецком парламенте приступили к обсуждению консолидированного ответа Р.Т.Эрдогану и его кабмину. Предположительно, основное воздействие может быть направлено на министра иностранных дел Турции, принимая во внимание предстоящую встречу на уровне руководителей МИД 28-29 ноября, а также на главу оборонного ведомства. Кроме того, министр обороны Норвегии Б.А.Грам не исключает, что при развитии событий по негативному сценарию вильнюсские договоренности могут быть признаны расторгнутыми. Тем самым он, вероятно, намекает на вытекающие из этого последствия для Турции.
Наконец, нельзя не отметить, что шведское экспертное сообщество и политические обозреватели, безусловно, рассуждают о причинах очередного демарша Анкары в адрес своей страны. Среди них можно выделить одно ситуативное обстоятельство, а именно схожую задержку со стороны Венгрии в отношении шведского членства в НАТО, что дает возможность и Турции ужесточить риторику. В более широком смысле речь вновь идет о том, что Р.Т. Эрдоган по-прежнему считает ряд обязательств, взятых на себя североевропейским государством, невыполненными. Более того, Анкара крайне недовольна тем, что вопрос получению ею американских истребителей F-16 продолжает обуславливаться расширением Альянса.
Упоминавшийся выше П.Левин видит корень нынешней напряженности вокруг шведской заявки в НАТО еще и в текущей международной обстановке, фокус которой резко сместился на эскалацию палестино-израильского конфликта. Р.Т.Эдоган, с точки зрения шведского эксперта, старается найти своего рода баланс между Западом и Востоком, рассчитывая извлечь из ситуации максимальную выгоду. Так, поначалу позиция турецкого лидера в отношении операции ЦАХАЛа против террористов ХАМАСа в секторе Газы звучала довольно умеренно, параллельно с этим он создавал ощущение у партнеров по Альянсу, что продвигает и поддерживает вхождение в него Швеции. Не так давно риторика президента Турции ужесточилась, одновременно произошел и откат в отношении Стокгольма. В связи с этим П.Левин приходит к выводу, что, во-первых, на позицию Анкары довольно сильно воздействует общественное мнение в Турции и в арабо-мусульманском мире, которое негативно воспримет явную уступку Р.Т.Эрдогана шведскому правительству. Во-вторых, используя напряженность на Ближнем Востоке, турецкая сторона может попытаться на этом основании добиться получения F -16.
В целом, как бы там ни было, пока все вовлеченные в вопрос стороны стараются избегать обозначения четкой даты завершения процедуры присоединения Швеции к НАТО. Впрочем, это никак не влияет на понимание Стокгольмом причин, заставляющих Анкару действовать подобным образом. И дипломаты, и эксперты вновь сходятся во мнении, что суть противоречий определяется внешними факторами, а не разногласиями на двустороннем треке, усугубившись открытым конфликтом на Ближнем Востоке. В этой связи правительство У.Кристерссона, как кажется, лишь углубляется в продвижении линии, в соответствии с которой урегулировать сложности с Анкарой должен Брюссель и Вашингтон.