2-3 ноября в Астане (Казахстан) прошел 10-й по счету саммит Организации тюркских государств (ОТГ). Продолжаем анализировать итоговую декларацию мероприятия.
Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=103131.
Напомним, что мы рассмотрели ключевые моменты раздела, который озаглавлен как «Сотрудничество по вопросам политики, внешней политики и безопасности».
Следующий раздел называется «Экономическое и отраслевое развитие». Аналогичным образом, воздержимся от полного цитирования раздела и сконцентрируемся лишь на тех пунктах, которые имеют стратегическое значение. Впрочем, как будет видно ниже, количество пунктов, которые можно счесть несущественными в экономическом разделе относительно невелико.
Цитируем:
«39. Приветствуем провозглашение Астаны финансовым центром тюркского мира в 2024 году и Стамбула финансовым центром тюркского мира в 2025 году».
Тема развития финансового центра в Стамбуле продолжает интенсивно прорабатываться турецким руководством. Впрочем, принципиальным является расширение постановки вопроса на весь тюркский мир, чем, собственно, страны-участницы и занимаются. Пусть и через церемониальное провозглашение Астаны и Стамбула финансовыми столицами тюркского мира в 2024 и в 2025 году соответственно.
«40. Приветствуем подписание Соглашения о создании Тюркского инвестиционного фонда (ТИФ) в Анкаре 16 марта 2023 года. Подчеркиваем важность Тюркского инвестиционного фонда для развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между братскими тюркскими государствами; и призываем остальных членов-учредителей ТИФ как можно скорее завершить свои внутренние процедуры, чтобы ТИФ стал полностью функциональным».
Общее инвестиционное пространство и общий фонд для развития проектов – один из важных аспектов интеграции. Тем более, в регионах, которые охватывает ОТГ, ощущается серьезная необходимость в инвестициях, в частности, в инфраструктуру. ТИФ – это серьезный инструмент для взаимопроникновения сторон в экономики друг друга.
«41. Одобряем создание Комитета по упрощению процедур торговли (TFC), которому поручена важнейшая задача по реализации задач, изложенных в Стратегии ОТГ по упрощению процедур торговли, которая была принята на Самаркандском саммите, признаем неоценимую роль, которую TFC будет играть в оптимизации торговых процессов, снижении барьеров и создании более благоприятной среды для торговли между тюркскими государствами, поручаем TFC и соответствующим властям государств-членов активно разрабатывать конкретные двусторонние и многосторонние проекты в соответствии с целями, изложенными в Стратегии содействия торговле ОТГ, и поручаем Генеральному секретарю доложить Совету глав государств ОТГ о прогрессе, достигнутом TFC, на 11-м саммите ОТГ».
Пока нельзя говорить ещё о том, что таможенное пространство ОТГ является единым. Однако, прийти к этой цели возможно через постепенное снятие торговых барьеров.
«42. Признаем важную роль электронной коммерции для экономического развития, увеличения занятости и улучшения благосостояния людей, выступаем за углубление сотрудничества между государствами-членами в этой области в целях содействия экономическому росту, поручаем соответствующим учреждениям принять меры по расширению сотрудничества по электронной коммерции; и призываем государства-члены заключить Соглашение о партнерстве в области цифровой экономики».
Отметим крайне важное обстоятельство: на прошлой неделе Турция ратифицировала соглашение о цифровом сотрудничестве с Европейским союзом. То, что упомянуто выше – призыв к соглашению о партнёрстве в построении цифровой экономики. Однако, в настоящее время про аналогичное соглашение между Россией и Турцией речи не идет. Во многом из-за пассивности в данном вопросе именно российской стороны.
«44. Одобряем создание Географического совета тюркских государств (ГСТГ) 9 мая 2023 года в Ташкенте».
Отметим, что Русское географическое общество, по всей видимости, является одним из прототипов для Тюркского географического общества, чье значение сложно переоценить в плане реализации проектов, имеющих для страны-организатора или стран-организаторов именно идеологическое и просветительское значение. Вдвойне такая структура нужна таким объединениям как ОТГ, которые находятся на пути интеграционных процессов.
«45. Выражаем важность дальнейшего объединения усилий в целях укрепления сотрудничества в области стандартизации, технического регулирования, оценки соответствия и аккредитации между соответствующими учреждениями государств-членов ОТГ с целью устранения технических барьеров в торговле без ущерба для их международных обязательств.
- Приветствуем подписание Протокола о сотрудничестве между соответствующими учреждениями государств-членов ОТГ в области метрологии, направленного на содействие устойчивому развитию метрологической инфраструктуры в соответствии с глобальными целями ОТГ»
Метрология и стандартизация – это один из важных факторов, который должен способствовать раскрытию потенциала взаимной торговли. У стран единого торгово-экономического пространства должна быть единая «система координат» для поставки и использования продукции на другой территории.
«47. Одобряем принятие концепции создания «Исследовательского центра по торговому сотрудничеству в тюркских странах», целью которого является разработка конкретных предложений и совместного плана действий по упрощению процедур торговли, широкое внедрение электронной коммерции и увеличение объемов торговли экспорта и импорта в Тюркском регионе и «Инженерно-технологический центр на базе существующих специализированных учреждений в странах-членах», который сосредоточится на формировании цепочек добавленной стоимости и развитии совместных проектов, основанных на принципах конкурентоспособности».
Мы не раз говорили о том, что Турция активно вкладывается в аналитические и исследовательские центры и результаты этого видны в плане проработанности турецкой внешней политики, действующей в крайне сложных условиях.
«48. Призываем государства-члены сократить транспортные расходы, увеличить количество разрешений на транзит и устранить другие нефизические барьеры для эффективных, стабильных и бесперебойных перевозок внутри тюркского региона, а также предпринять дальнейшие шаги в этом направлении».
Повторимся, что перевозки внутри тюркского региона – это суть есть перевозки не только между государствами-участниками ОТГ, но и по главным логистическим направлениям – по осям Восток-Запад и Север-Юг. Для того, чтобы ОТГ могла закрепиться в роли «моста» и «перекрестка» необходимо снимать логистические барьеры.
«50. Одобряем принятие концепции специальной экономической зоны «ТУРАН» (ТУРАНСЕЗ) соответствующими органами государств-членов и благодарим казахстанскую сторону за принятие соответствующих поправок в законодательство Казахстана с целью обеспечения функционирования СЭЗ в соответствии с согласованной на многостороннем уровне концепции и подчеркиваем подчеркнуть важность сотрудничества между специальными экономическими зонами государств-членов».
Создание специальных экономических зон может рассматриваться в качестве «кристалла роста», который, во-первых, собирает вокруг себя интернациональный состав участников и обеспечивает между ними тесную экономическую координацию, во-вторых, этот опыт может быть масштабирован, в-третьих, по достижении определенной критической массы наличия большого количества специальных и свободных экономических зон, можно говорить уже о соглашении о свободной торговле с переходом на создание единого таможенного пространства. Речь идет о поэтапном развитии ОТГ в направлении именно единого таможенного пространства. Главным ограничителем здесь, разумеется, является заметно более сильная турецкая экономика по сравнению с другими странами-участницами ОТГ, что не может не вызывать обеспокоенности последних по поводу снятия барьеров.
«52. Подчеркиваем важность выпуска первого выпуска Доклада о тюркских экономиках за 2023 год, подготовленного Официальными центрами исследования экономической политики по экономическому сотрудничеству и интеграции в тюркском мире, и призываем продолжить выпуск ежегодного отчета соответствующими экономическими исследовательскими центрами стран-членов и наблюдателей. Приветствуем инициативу Азербайджана «Экономический глоссарий тюркского мира» по содействию академической интеграции в области экономики среди стран-членов ОТГ и наблюдателей».
Заметим, что научное, академическое, исследовательское сотрудничество – это суть есть про одно и то же: про то, чтобы обеспечивать общий взгляд на прошлое и будущее стран-участниц ОТГ. Более того, когда в постановке вопроса про тюркские экономики – речь идет о совместном видении экономического развития региона Организации тюркских государств через синхронизацию усилий стран-участниц с учетом их экономических целей, задач и приоритетов.
- «Признаем важность креативной экономики как одной из важнейших составляющих развития инновационного потенциала государств-членов, призываем государства-члены поддерживать креативную индустрию в целях содействия повышению конкурентоспособности экономик, развитию малого и среднего бизнеса и расширения рынка труда государств-членов, в том числе в отдаленных и сельских районах».
Отметим тот широкий смысле, который закладывается в понятие «креативной экономики». В частности, Турция – один из мировых лидеров такой отрасли креативной экономики как создание сериального контента. По ежегодному экспорту сериальной продукции, Турция занимает одну из лидирующих строчек в мире. Соответственно, сотрудничество в этой сфере, как в плане создания контента, так и взаимной торговли подобным контентом, в структуре ОТГ будет в пользу Турции. Но дело тут не только в объеме тех доходов, на которые турецкий кинопроизводство может рассчитывать. Речь идет ещё и о том, что креативная продукция является важным элементом мягкой силы, формирующей или, как минимум, призванной прямо или косвенно оказывать влияние на зрителя. Надо ли говорить о том, что турецкая аудиовизуальная продукция пользуется чрезвычайно большой популярностью в странах Центральной Азии и на Южном Кавказе, ныне объединенных в Организацию тюркских государств.
«55. Принимаем к сведению предложение Министерства промышленности и технологий Турецкой Республики по организации первого в истории совещания министров науки, технологий, инноваций и промышленности. Призывает к созыву министерской встречи при первой возможности с целью укрепления сотрудничества в области науки, инноваций и промышленности между государствами-членами и государствами-наблюдателями».
«56. Поручаем соответствующим учреждениям государств-членов продолжать усилия по содействию транспортным операциям через Транскаспийский международный средний коридор Восток-Запад и по укреплению транспортного сотрудничества между государствами-членами и государствами-наблюдателями с упором на развитие физических проектов транспортной и цифровой инфраструктуры.
- Одобряем принятие Плана действий по реализации Программы транспортного сообщения ОТГ и поручаем министерствам транспорта должным образом выполнять и контролировать его реализацию.
- Призываем предпринять необходимые шаги для расширения сотрудничества в области транспорта между государствами-членами ОТГ и поощряем организацию 7-го совещания министров транспорта ОТГ и Международной конференции на тему «Международный транспорт. Логистические коридоры: импульсы развития из Зангилана», который будет организован Азербайджаном в городе Зангилан в этой связи.
- Одобряем продолжающиеся усилия ОТГ по цифровизации транспортных и транзитных процедур, выражаем удовлетворение в связи с реализацией проекта «электронных разрешений» между Турцией и Узбекистаном и поддерживаем усилия соответствующих учреждений в государствах-членах по реализации проект «электронных разрешений», основанных на опыте обеих стран.
- Призываем соответствующие органы государств-членов ускорить завершение внутренних процедур, необходимых для вступления в силу «Соглашения о международных комбинированных грузовых перевозках между правительствами государств-членов Организации тюркских государств» и «Соглашения о создании упрощенного таможенного коридора между правительствами Организации тюркских государств».
Отметим то первостепенное значение, которые мы ранее, собственно, и подчеркивали по тому, по развитию общей транспортной инфраструктуры, что находит постоянное отражение в том объеме проработки, который можно видеть в протоколах вплоть до рассматриваемого документа, подписанного на высшем уровне.
«61. Подчеркиваем необходимость использования открывающихся возможностей в развитии мультимодальных транспортных маршрутов с особым акцентом на Средний коридор, учитывая важность железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, а также транспортных коммуникаций, соединяющих Зангезурский экономический район и Нахчыванскую Автономную Республику Азербайджанской Республики, железнодорожные линии Китай-Кыргызстан-Узбекистан и Казахстан-Туркменистан-Иран и Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар.
- Одобряем итоги 2-го совещания глав железнодорожных администраций государств-членов ОТГ, состоявшегося 14 сентября 2023 года в Стамбуле, и поручаем соответствующим учреждениям государств-членов и дальше консолидировать свои усилия по созданию альтернативных, экономически эффективных и своевременных международных железнодорожных коридоров в ОТГ.
- Приветствуем запуск первого грузового маршрутного поезда из Турции в Узбекистан в декабре 2022 года и поощряем текущие усилия под эгидой ОТГ, направленные на создание новых регулярных/регулярных маршрутных поездов между государствами-членами и государствами-наблюдателями.
- Придаем большое значение результатам Международного форума «Железнодорожное сообщение тюркских государств: Ферганская долина – Анадолу», который состоялся 27 апреля 2023 года в Фергане, и Форума по мультимодальному транспорту и логистике, организованного ОТГ 13-14 сентября 2023 года в Стамбуле, который объединил представителей государственного и частного секторов, ведущих транспортных и логистических компаний, бизнеса и заинтересованных сторон из тюркского региона.
- Поддерживаем инициативы Секретариата ОТГ по регулярному проведению таких тематических форумов и конференций в качестве платформы для конструктивных дискуссий, обмена знаниями и совместных инициатив, направленных на продвижение развития мультимодальных транспортных маршрутов».
Обратим внимание на то принципиальное обстоятельство, что логистику внутри Организации тюркских государств планируется строить с активным использованием железнодорожного сообщения. Это – не самая сильная сторона турецкой логистики. Основной вид наземного транспорта для Турции – это, все-таки, автоперевозки. И это было одно из основных конкурентных преимуществ «быстрого» северного коридора по территории Российской Федерации по сравнению с тюркским срединным коридором. Стратегическому устранению данного преимущества и ускорению своей логистики, как можно заметить, посвящена заметная часть разделов, процитированных выше.
Цитируем:
«66. Поручить соответствующим учреждениям государств-членов продолжить совместную работу, направленную на упрощение таможенных процедур, внедрение цифровых инструментов в таможенные операции, обмен передовым опытом, проведение программ по наращиванию потенциала, обеспечение бесперебойной работы таможенно-пограничных пунктов пропуска для повышения эффективности конкурентоспособность и привлекательность «Среднего коридора»;
- Одобряем взаимное расширение операций недорогих рейсов между государствами-членами и поручаем национальным властям гражданской авиации продолжать усилия по дальнейшему расширению существующих сетей воздушного транспорта, грузовых авиаперевозок и недорогих рейсов между государствами-членами;
- Приветствуем проведение встречи министров информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) Организации тюркских государств (ОТГ) 20 июня 2023 года и поддерживаем результаты этой встречи; в этой связи подчеркиваем важность 5-го совещания министров, ответственных за ИКТ, и программы визитов на места по электронному правительству, которые будут организованы в Бишкеке;
- Одобряем Астанинский хаб за проведение двух «Программ обучения героев» и 4-го пакета совместной программы «Silkway Accelerator» для технологических стартапов из государств-членов ОТГ в Кремниевой долине, США, в 2023 году».
Цифровые технологии – это перспективное направление в любом формате. При этом, стоит отметить, что Турция, в этом смысле, — не мировой лидер, соответственно, находится в более-менее равных условиях, по сравнению с другими-государствами ОТГ. Другой вопрос, что страны ЦА прочно взаимодействуют по этому вопросу с РФ, а, следовательно, Турция может получить доступ и к их опыту.