Перспективы пакистано-афганского экономического сотрудничества

Визит президента Афганистана Хамида Карзая в Пакистан в марте 2010 года принес определенные политические дивиденды для обеих сторон. Впервые за последние несколько лет страны разработали и договорились о совместной реализации пакета экономических и гуманитарных проектов, имеющих важное значение как для развития двусторонних связей, так и для региона Западной Азии в целом.

По результатам визита, министры иностранных дел Пакистана и Афганистана подписали Общую декларацию, в которой стороны подтвердили взаимную нацеленность на укрепление добрососедских отношений, приверженность принципах ООН в вопросах суверенитета, независимости и территориальной целостности двух государств.

Стороны договорились о запрете любой третьей стороне использование своей территории против другой стороны.

Беспрецедентно смелые параметры стороны заявили в области объемов двусторонней торговли — товарооборот планируется увеличить до 5 млрд дол. 2015 году по сравнению с 1,4 млрд в 2008 г. В рамках межправительственного взаимодействия будут мобилизованы дополнительные ресурсы на создание пакистано-афганского «Консорциума по реконструкции» и совместная рабочая структура по координации транспортных и торгово-экономических отношений. Параллельно ведутся переговоры с некоторыми международными финансовыми организациями о финансировании проектов.

Стороны планируют и в дальнейшем разрабатывать «дорожную карту» с целью укрепления железнодорожного, автомобильного и воздушного соединения стран и дальнейшее обустройство существующих инфраструктурных объектов.

Первоочередное внимание будет уделено ускорению разработки технико-экономического обоснования в согласованные сроки и строительству скоростной железнодорожной линии Пешавар-Джелалабад, которая согласно Генеральному проекту является одним из основных составных звеньев международных транспортных коридоров, соединяющих страны Центральной и Южной Азии;

В сфере пассажирского транспорта достигнуто договоренность о расширении маршрутов авиационных и автобусных перевозок между основными городами Пакистана и Афганистана, а также обустройство новых дополнительных пунктов транспортной инфраструктуры на территории двух стран.

Стороны договорились о разработке общего плана действий в области таможенного контроля и упрощения процедур оформления грузовых потоков.

В области сельского хозяйства Пакистан поделится опытом с Афганистаном в различных областях аграрного сектора, а также хранения и переработки продуктов питания (известно, что Афганистану катастрофически не хватает холодильных установок для хранения продуктов). Стороны договорились создать совместный продовольственный банк/ Food Bank, целью которого является укрепление продовольственной безопасности двух стран.

Пакистан и Афганистан начнут «всеобъемлющий диалог» по вопросам охраны окружающей среды и изучения последствий изменения климата.

Страны заверили друг друга о всестороннем содействии развитию контактов и обменов между представителями интеллектуальной элитами, парламентариями, журналистами, научными сотрудниками, студентами, а также о тесном сотрудничестве между сотрудниками средств массовой информации двух стран.

В области научного сотрудничества пакистанская сторона подтвердила готовность в учреждении Института бизнеса, маркетинга и делового администрирования в Кабуле, а также факультета и подготовки специалистов в сфере государственного управления. Глава пакистанского правительства Юсуф Раза Гилани подтвердил готовность увеличить количество стипендий (с одной тысячи в настоящее время до двух тысяч в ближайшем будущем) для афганских студентов, обучающихся в Пакистане.

В целях укрепления экономического сотрудничества в секторе электроэнергетики, стороны рассмотрели возможность создания межгосударственного инвестиционного фонда по реализации общих проектов в области разведки, разработки и добычи минеральных ресурсов, освоению месторождений углеводородного сырья, развитию экономических промышленных зон; также вновь был поднят вопрос о строительстве газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан.

В целом текст Декларации представляется как отражение динамичного развития и мирного сосуществования двух государств, и на первый взгляд создается впечатление отсутствия каких-либо проблем, что не ведутся крупномасштабные военные операции с участием как международных войсковых соединений (Афганистан), так и федеральных войск (Пакистан) против международного терроризма в регионе; что нет взаимного недоверия между двумя странами; обвинений афганской стороной Исламабада в подготовке и проведении террористических актов на территории своего государства ; претензий в вопросах пограничного контроля и реального строительства «пограничной» стены (проект ООН); присутствия, обустройства и содержания более трех миллионов афганских беженцев на территории Пакистана; наконец, отказ последнего выдать афганской стороне Абдул Гани Барадара, талиба 2 , как его называют в Кабуле и т.д.

Заявленные намерения, по нашему мнению носят в первую очередь желаемый, декларативный характер и гражданские официальные лица обеих стран «питают надежду» на светлое будущее. В действительности реализация указанных проектов, за исключением, пожалуй, гуманитарной сферы, ставится под сомнение.

И здесь необходимо учитывать несколько моментов: во-первых, пакистанский фактор, расхождения в позициях между гражданской администрацией Исламабада и генералитетом армии в пакистано-афганских вопросах, в частности, взаимоотношениях с движением «Талибан» по обе стороны Гиндукуша; арест Барадара и отказ в его выдаче Кабулу лишний раз доказывает стремление пакистанской армии контролировать не только общий формат взаимодействия, включая переговоры, между странами, но и приоритетность выдвигаемых вопросов;

Во-вторых, многие политологи высказывают мнение, что часть совместных пакистано-афганских инфраструктурных проектов (например, строительство, шоссейных дорог и т.д.) будет осуществлено, но только тех, которые отвечают интересам, в частности, США и Международных сил содействия безопасности/МССБ, целью которых является обеспечение безопасности вывода своих военных подразделений и техники после июля 2011 г. из Афганистана по территории Пакистана и бюджет на реализацию которых, уже согласован заинтересованными сторонами.

Многие политологи сходятся во мнении, что Пакистан и Афганистан сегодня стоят перед лицом значительных геополитических перемен в регионе — запланированном на середину 2011 г. выводе МССБ из Афганистана; грядущих мега-проектах в регионе Западной Азии — поставки воды в регион из стран Центральной Азии; разведка, добыча природного газа с месторождений в Туркменистане и дальнейшая его прокачка по территории Афганистана и Пакистана, чьи промышленность «задыхается» от нехватки электроэнергии и в целом углеводородного сырья. Поэтому уже сегодня определяются «лица и числа» будущих участников проектов

Тема развития сотрудничества между странами Центральной и Западной Азии еще в начале марта 2010 г. обсуждалась Р.Холбруком, спецпредставителем президента США во время его визитов в страны региона — Киргизстан, Казахстан, Туркменистан и Таджикистан в феврале 2010 г.

Война еще в самом разгаре, а ее прямые и косвенные участники уже сегодня «новый мир строят»; в 2011 г. и США и Евросоюз, выведя Международные силы содействия безопасности из Афганистана де-юре, останутся в стране де-факто с международными проектами, финансовым вливанием, менеджментом и т.д., и начнется новый этап противостояния в Западной Азии.

52.25MB | MySQL:103 | 0,560sec