Иордано-китайские отношения: подведение итогов двусторонних отношений спустя 45 лет. Часть 3

По материалам Центра Генри Л. Стимсона, США[i]

ОПОП и стратегическая кооперация: золотой век сотрудничества

Отношения Иордании с Китаем достигли своего апогея в 2015 году, чему способствовали двусторонние амбиции по продвижению геостратегического положения Иордании в Леванте как экономического центра региональной реконструкции и точки доступа для китайских компаний для расширения деловых и промышленных связей в регионе. Несколько ключевых событий в этот период усилили двусторонний энтузиазм по ориентации отношений: 1) решение Иордании присоединиться к инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), 2) крупные инвестиционные обязательства Китая перед Иорданией и 3) интеграция Иордании в более широкую региональную внешнюю политику Китая в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

Первым крупным событием в двусторонних отношениях стало решение Иордании присоединиться к инициативе «Один пояс, один путь». В 2015 году Иордания и Китай подписали двустороннее соглашение о стратегическом сотрудничестве, в котором изложен амбициозный план политического, экономического, социального, военного сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности по ряду секторов и проектов на сумму 7 млрд долл[ii]. Стратегическое партнерство основывалось на «Совместном коммюнике» 1999 года и подчеркивало долгосрочные планы двусторонней координации по региональным и международным делам, включая военные вопросы, вопросы традиционных и новых угроз безопасности.

Китайско-иорданские области сотрудничества

Вид кооперации[iii] Содержание
Двусторонние отношения Укрепление взаимодействия между государствами на всех уровнях власти
Уважение взаимного невмешательства Поддержка основных интересов друг друга: Китай признал право Иордании на свою безопасность и стабильность, а Иордания заявила о поддержке политики одного Китая в отношении Тайваня
Экономическое сотрудничество Экономическое и торговое сотрудничество и их продвижение
Инвестиции в инфраструктуру Инвестиции в железные и автомобильные дороги, связь, электроэнергию, нефте- и газопроводы, а также в области опреснения морской воды, утилизации мусора, разработки и использования горючих сланцев, атомной энергетики, а также возобновляемых источников энергии
Фискальное сотрудничество Согласование финансов, таможни, налогообложения и инвестиций для поддержки двусторонней торговли и инвестиций, а также совместных финансовых институтов
Военное и оборонное сотрудничество Международные обмены в сфере военного образования, совместные учения, военно-техническое сотрудничество
Разведывательное сотрудничество Укрепление обмена разведданными между органами безопасности, разведки, судебными и правоохранительными органами
Образовательные, культурные и технологические обмены Продвижение областей культуры, образования, науки и технологий, новостей, туризма, здравоохранения и спорта
Межгородское сотрудничество Укрепление сотрудничества между городами Иордании и Китая и укрепление обменов и сотрудничества между двумя странами
Международное сотрудничество Международное сотрудничество в международных институтах и Организации Объединенных Наций
Сотрудничество в области региональной стабильности Сотрудничество в управлении и решении важнейших международных и региональных проблем
Китайско-межарабское сотрудничество Осуществлять диалог и сотрудничество, добиваться общего развития, а также продолжать совместную работу по содействию диалогу в формате «Китай и арабские государства»

 

Обязательства Китая в области экономического развития и инвестиций

Это весьма заметное соглашение ознаменовало значительный шаг в двусторонних отношениях и проложило путь ко второму важному событию в отношениях: обещанию Китая осуществить ключевые инвестиции в иорданскую инфраструктуру на общую сумму более 7 млрд долл. Эти обязательства включали новый китайско-иорданский университет, инвестиции в размере 2,5 млрд долл. в строительство национальной железной дороги и нефтепровод, соединяющий Басру в Ираке с Акабой, южным портовым городом Иордании[iv]. Наконец, флагманская инвестиция Китая – проект электростанции Аттарат, электростанции на сланцевом топливе на юго-востоке Иордании –  должна была стать крупнейшим частным китайским инфраструктурным проектом в рамках инициативы «Один пояс, один путь» за пределами Китая, при этом Китай профинансировал 1,6 млрд долл. из общей суммы 2,1 млрд долл.

В общей сложности Китай запланировал около 29 проектов развития в Иордании в 2015 году или позже[v]. Подавляющее большинство выделенных финансовых средств было направлено на энергетический и инфраструктурный сектор Иордании. Помимо запланированных проектов, китайские компании приобрели контрольные пакеты акций иорданской Arab Potash Company, одного из ведущих мировых производителей калийных удобрений, а также компании Attarat Power Company, которая руководит строительством и управлением иорданского завода Аттарат.

Интеграция Иордании в региональную китайско-арабскую структуру

Одновременно с переговорами с Иорданией китайское правительство заключило в общей сложности 13 двусторонних соглашений с арабскими коллегами и подготовило почву для более широкой китайско-арабской региональной структуры, что стало третьим важным событием в иордано-китайских отношениях. Многостороннее дипломатическое наступление Китая в регионе Ближнего Востока с 2013 года было направлено на укрепление региональной стабильности, индустриализации и развития и, в свою очередь, на углубление связей с его основными поставщиками энергоносителей и коммерческими рынками. Эти вопросы более подробно рассмотрены в первом документе китайского правительства по арабской политике, в котором изложен внешнеполитический подход Пекина к арабскому миру и который подготовит почву для первого крупного турне Си Цзиньпина по региону со встречами в Саудовской Аравии, Египте и Иране в январе 2016 года.

Эта первая поездка была направлена на обеспечение поддержки интеграции инициативы «Один пояс, один путь» с более широкими по масштабу концепциями регионального развития, такими как «Видение 2030» Саудовской Аравии и «Видение 2025» Иордании. В своем первом обращении к ЛАГ Си Цзиньпин пообещал предоставить кредиты арабским государствам на сумму около 55 млрд долл. США для поддержки региональной индустриализации и инфраструктуры (15 млрд долл.), энергетического сотрудничества (10 млрд долл.) и совместных инвестиций (20 млрд долл.) в рамках инициативы «Один пояс, один путь»[vi]. Затем, опять же, в 2018 году Си пообещал выделить более 23 млрд долл. США в виде кредитов, помощи и инвестиций для содействия стабильности и развитию на Ближнем Востоке, включая Иорданию[vii].

Отношения Иордании с Китаем соответствуют видению Си Цзиньпина о региональных рамках китайско-арабского сотрудничества, и Иордания тесно сотрудничала с Китаем как на двустороннем, так и на многостороннем уровне через Форум китайско-арабского государственного сотрудничества (CASCF), основную многостороннюю структуру китайско-арабских отношений. Китай стремился укрепить потенциал Иордании как возможного экономического центра постконфликтного восстановления Сирии. И в рамках кредитной программы президента Си Цзиньпина для Ближнего Востока на сумму 20 млрд долл. Иордания была готова получить дополнительные китайские инвестиции, укрепляющие ее инфраструктуру, энергетику, торговлю и производственный сектор, а также 15 млрд долл. в виде гуманитарной помощи для сирийских беженцев[viii].

Однако с 2018 года экономическое и инвестиционное внимание Китая в регионе Ближнего Востока и Северной Африки в большей степени сосредоточено на построении экономических, энергетических и инвестиционных связей с Египтом и государствами Персидского залива, особенно Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Между тем, левантийские государства – Иордания, Сирия и Ливан – и Йемен получили всего лишь 90 млн долл. в виде гуманитарной помощи и помощи в восстановлении, а ряд обязательств еще не реализован.

[i] https://www.stimson.org/2022/jordan-chinese-relations-taking-stock-of-bilateral-relations-at-45-years/

[ii]  Omar Obeidat, «Jordan, China sign agreements worth $7b, including national railway deal», The Jordan Times, 11 сентября 2015. Веб-страница: https://www.jordantimes.com/news/local/jordan-china-sign-agreements-worth-7b-including-national-railway-deal (дата обращения: 25.11.2023).

[iii] China’s Ministry of Foreign Affairs, «Joint Statement of the People’s Republic of China and the Hashemite Kingdom of Jordan on the Establishment of a Strategic Partnership», 10 сентября 2015. Веб-страница: https://www.fmprc.gov.cn/ce/cejo/chn/zygxs/zzwls/t1295575.htm (дата обращения: 25.11.2023).

[iv] Там же.

[v] AidData, «AidData’s Global Chinese Development Finance Dataset, Version 2.0», 2021. Веб-страница: https://www.aiddata.org/data/aiddatas-global-chinese-development-finance-dataset-version-2-0 (дата обращения: 25.11.2023).

[vi] China Daily, «President Xi’s Speech at Arab League Headquarters: Full Text», 22 января 2016. Веб-страница: https://www.chinadaily.com.cn/world/2016xivisitmiddleeast/2016-01/22/content_23191229.htm (дата обращения: 25.11.2023);

Ai Mi, «Xi Jinping pledges $55 billion in loans to Middle East», [习近平承诺向中东提供550亿美元贷款], Radio France International, 22 января 2016. Веб-страница: https://www.rfi.fr/cn/%E4%B8%AD%E5%9B%BD/20160122-%E4%B9%A0%E8%BF%91%E5%B9%B3%E6%89%BF%E8%AF%BA%E4%B8%AD%E5%9B%BD%E5%90%91%E4%B8%AD%E4%B8%9C%E6%8F%90%E4%BE%9B550%E4%BA%BF%E7%BE%8E%E5%85%83%E7%9A%84%E8%B4%B7%E6%AC%BE (дата обращения: 25.11.2023).

[vii] Laura Zhou, «China pledges US$23 billion in loans and aid to Arab states as it boosts ties in Middle East», South China Morning Post, 10 июля 2018. Веб-страница: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/2154642/china-pledges-us23-million-loans-and-aid-arab-states-it (дата обращения: 25.11.2023).

[viii] Там же.

55.94MB | MySQL:116 | 0,713sec