О привлечении иностранных инвестиций в экономику Афганистана

С приходом к власти в Кабуле движения «Талибан» в августе 2021 года, и последовавшей незамедлительно фактической блокировкой западных инвестиционных проектов развития в стране, за исключением гуманитарного содействия, актуальным стал вопрос о перспективах финансовых вливаний в афганскую экономику со стороны стран БРИКС и других новых доноров, которые могут воспользоваться образовавшейся нишей, чтобы застолбить свои позиции в этой стратегически и геополитически важной стране на Среднем Востоке.

В первую очередь, эксперты разумеется, прогнозировали вероятность усиления китайской экономической экспансии в Афганистане. Китай, несмотря на солидарную с остальными странами позицию формального непризнания легитимности правления талибов, тем не менее сохранил в числе немногих в этой стране свое дипломатическое представительство в Кабуле. При том, что большинство западных стран свернули свои мисии и эвакуировали персонал в августе 2021 года.

Примечательно, что 1 декабря 2023 года в Пекин прибыл новый посол Афганистана, впервые назначенный правительством «Талибана», который по приезду сразу же заявил о признательности властям Китая за проявление уважения и невмешательство во внутренние дела Афганистана. Стабильно развивающиеся дипломатические контакты являются важным сигналом о серьезном настрое Китая расширять свое экономическое присутствие в Афганистане. С другой стороны, для афганских властей Китай рассматривается в качестве стратегического партнера, который способен вывести страну из международной изоляции за счет лоббирования участия Афганистана в региональных проектах, включая ШОС. Но еще более важным фактором для «Талибана» является расчет на китайских инвесторов, роль которых в удержании на плаву афганской экономики в нынешних условиях является решающей.

Очевидное укрепление дипломатических, политических и экономических контактов с Китаем происходит на фоне стремительного ухудшения отношений Афганистана с другим ведущим игроком и соседом – Индией. Буквально накануне афганское посольство в Индии было закрыто по инициативе Нью-Дели ввиду «отсутствия легитимного правительства в Кабуле». В ответ МИД Афганистана высказался в том духе, что некоторые страны не поддерживают дипломатические контакты с Кабулом из-за политических соображений либо давления со стороны США. Также он обвинил афганское посольство в Индии в работе против «Талибана», поскольку персонал посольства по-прежнему представляли прозападные дипломаты, назначенные до 2021 года.

Усложнились в последние месяцы отношения Афганистана с соседним Пакистаном, особенно в контексте новой волны афганских беженцев, которых Пакистан насильственно переселяет обратно на афганскую территорию. Ну и разумеется, инвестиционный потенциал Пакистана на фоне внутриэкономического и внутриполитического кризиса не так велик, чтобы рассматривать Афганистан в качестве потенциального партнера для инвестиций.

Тем не менее, «Талибан» в последние месяцы предпринимает активные усилия по привлечению иностранных инвесторов и расширению их списка, создавая максимально привлекательные инвестиционные и налоговые условия для притока капиталов, включая реформирование и гармонизацию законодательной базы и устранение бюрократических барьеров. Стоит задача привлечь инвестиции из Турции, Ирана и других стран региона, чтобы избежать монополизации со стороны китайских инвесторов.

Афганскими властями предпринимаются шаги по разработке пятилетнего национального комплексного плана экономического развития, в котором центральная роль будет отведена привлечению иностранных инвестиций. На поддержку этой задачи в стране формируется некий министерский комитет, а также совет экспертов по привлечению внутренних и внешних инвестиций и выявлению потенциально интересных инвестиционных проектов в энергетике, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, сфере транспорта и инфраструктуры, сфере коммуникаций и технологий, здравоохранении. В стране идет создание индустриальных парков, начато сооружение современной сети автомобильных и железнодорожных коммуникаций с выходом на иранские торговые порты в Персидском заливе.

Одним из первых результатов активного лоббирования иностранных инвесторов со стороны афганских властей стало заключение в ноябре 2023 года крупнейшего с 2021 года инвестиционного контракта с на сумму 6.5 млрд долларов между правительством «Талибана» и иностранными инвесторами из Китая, Турции и Ирана. Ранее, в январе 2023 года китайская государственная нефтегазовая компания CAPEIC заключила первый инвестиционный контракт с правительством «Талибана» на сумму 540 млн долларов на трехлетний период по разработке пограничного с Туркменистаном крупнейшего нефтегазового месторождения Аму-Дарья, в котором будет трудоустроено 3 тысячи афганцев. Также Китай проявляет интерес к разработке медного месторождения Мес Айнак в провинции Логар, расположенной к югу от Кабула.

Таким образом, в последние месяцы можно наблюдать все более последовательные и осознанные действия инвесторов из Китая, Турции и Ирана на афганском рынке, стремящихся занять освободившуюся после ухода западных компаний нишу. При этом, по оценочным данным, имеющиеся в Афганистане запасы минеральных ресурсов могут достигать стоимости 1 трлн долларов, хотя точные данные разумеется отсутствуют из-за непрекращающегося гражданского конфликта в стране.

На фоне активизации инвестиционной деятельности, поступаемые из Пекина политические сигналы (включая агреман новому, назначенному уже «Талибаном» послу), свидетельствуют в пользу того, что инвесторам из ряда крупных соседних стран однозначно дан «зеленый свет» на расширение экономической, инвестиционной активности в Афганистане. На фоне сохраняющейся конфронтации с Западом, замороженных валютных резервов страны в западных банках и по сути разрыва дипломатических отношений со многими из них, «Талибан» стремится легитимизировать свою власть и главное – прорвать международную изоляцию и получить доступ к инвестициям – через выстраивание отношений с группой новых экономик во главе с Китаем. Для Китая, Ирана и остальных такое инвестирование позволяет, с одной стороны, минимизировать риски нового экономического кризиса в Афганистане, что может быть чревато усилением потока беженцев в соседние страны и гражданской войной. С другой – позволяет этим странам застолбить главенствующие позиции в экономике Афганистана, воспользовавшись оттоком западного капитала и предоставляемыми Кабулом льготными условиями для новых инвесторов, и таким образом возглавить в перспективе процесс экономического восстановления этой страны.

55.93MB | MySQL:116 | 0,962sec