К вопросу о соответствии «демократического прорыва» унитарной форме государственного устройства Турции

7 апреля 2010 г. Высшее национальное собрание Турции (ВНСТ) начнет рассмотрение поправок к действующей Конституции, принятой в 1982 г. В турецких СМИ особое внимание уделяется вопросу об изменении норм, обладающих «неприкосновенностью». У противников этих поправок большие опасения вызывают возможные последствия инициатив Партии справедливости и развития (ПСР) для турецкой нации и национального государства.

В ходе протекающего сегодня в Турции внутриполитического процесса, получившего название «демократический прорыв», турецкими экспертами высказываются неоднозначные мнения относительно унитарной модели государственного устройства. Некоторые ученые полагают, что «демократический прорыв» не противоречит существующей в Турции форме государственного устройства.

Интересно, что противники федерализации, но сторонники «демократического прорыва», выступают за сохранение целостности страны и за единые формальные атрибуты государства. Выступая за необходимость сохранения единого и неделимого суверенитета, сторонники демократического прорыва утверждают, что данный процесс не приведет к обязательной федерализации Турции.

В данной статье предпринята попытка определить соответствие возможных последствий процесса «демократического прорыва» принципу унитарного государства в рамках особенностей турецкого национализма.

По мнению сторонников оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), заявления о непротиворечивости процесса «демократического прорыва» унитарному устройству государства и принципу государственной целостности не соответствуют действительности. Противники инициатив ПСР утверждают, что раскол государства по национальному признаку представляет собой угрозу не только унитарному устройству государства, но и самому его существованию.

«Никто не обязан поддерживать принцип унитарного устройства государства, но заявлять сначала об уважении этого принципа, затем выступать против принципа неделимой целостности нации представляет собой логическое противоречие», – считает известный турецкий профессор конституционного права Кемаль Гозлер. Он полагает, что мнение, согласно которому унитарная модель государственной структуры превосходит федеративные формы государственного устройства, с научной точки зрения лишено убедительности. Выступать против принципа унитарного государства вовсе не означает быть сторонником исключения конституционной нормы о государственной целостности. Необходимо уважать идею перестройки государства на федеративных началах. Однако, по мнению К.Гозлера, сторонникам это идеи не следует забывать о последствиях проводимых в этом направлении реформ, которые практически невозможно осуществить отдельно друг от друга.

Согласно «неприкосновенной» ст. 3 Конституции Турецкой Республики (ТР), турецкое государство представляет собой неделимую целостность как по территориальному, так и по национальному признаку. Эта конституционная норма отражает принцип унитарной формы государственного устройства ТР.

Согласно доминирующей в Турции теории государства и права, вышеуказанная статья Конституции предполагает следующее:

1. Запрещено передавать какую-либо часть государственной территории иностранному государству.

2. Территория, принадлежащая Турции, является неотъемлемым признаком государства и неотделимой его частью.

3. Запрещено создавать на территории Турции более чем одно государство. Этот принцип также предполагает и то, что вместо единой Турции невозможно создание двух или нескольких не только независимых государств, но и федерированных субъектов. Территория нынешнего турецкого унитарного государства, как известно, разделена на административные единицы. Однако эти образования лишены всех атрибутов суверенитета.

4. Запрещено вхождение всей неразделенной территории Турецкой Республики в состав другого государства. Кроме того, данная норма предполагает абсолютный запрет на образование федеративного государства с другой страной или объединением стран, пусть и на добровольных началах. Некоторые турецкие ученые считают, что федерализация Европейского союза с последующим его разделением на федерированные субъекты, а также развитие отношений между Турцией и ЕС в конечном итоге приведет к нарушению вышеупомянутой «неприкосновенной» конституционной нормы.

Нация представляет собой один из трех признаков государства. Ст. 3 Конституции ТР определяет турецкую нацию в качестве неделимой целостности. Недопустимо разделение граждан, относящихся к единой турецкой нации, по религиозному, языковому, этническому и др. признакам. Вся нация подчиняется единой государственной власти.

На основе действующей Конституции ТР принцип унитарного государства необходимо интерпретировать следующим образом:

1. Территориальное деление Турции недопустимо. Страна разделена лишь на административные единицы, которые не обладают атрибутами суверенитета.

2. Народ, как один из трех признаков государства, также является неделимым. Согласно турецкому законодательству, унитарное устройство турецкого государства предполагает существование под подчинением единой власти лишь одной нации. Физические различия между гражданами, объединение которых формирует единую нацию, не могут служить основанием для правовых норм. Все граждане, независимо от их религиозного, языкового, этнического и др. происхождения соблюдают общие для всех юридические правила, пользуются правами и выполняют обязанности, вытекающие из единого законодательства. В противном случае принцип унитарного устройства турецкого государства будет нарушен.

3. Суверенитет в унитарном государстве также един и неделим. Вся страна и нация подчинены единому суверенитету.

4. В унитарном государстве функционирует единый законодательный орган, который издает единые для всей нации и одинаково действующие на всей территории страны правовые нормы. Создание законодательных органов в административно-территориальных образованиях или формирование единого парламента на основе представительства регионов не соответствует принципу унитарного государства.

5. Рассматриваемый принцип подразумевает и целостность исполнительного органа единой государственной власти. Это означает, что всей страной руководит единый централизованный исполнительный орган: общие и единые для всей страны Президент и Совет министров.

6. Принцип унитарного государства предполагает также и существование единой структуры судебной власти.

Национализм, согласно Ататюркской идеологии, представляет собой «субъективный подход» к пониманию нации. Именно такое понимание было заложено в основу турецкого национализма и включено в текст турецкой конституции.

Нация, в турецком понимании, – это один из «учредительных признаков государства». Без нации нет государства. Как только государство лишится своей нации, оно тут же утратит свое существование. В одном государстве может существовать лишь одна нация. Это исходит из единства суверенитета. Когда государство едино и основано на принципе унитарного устройства, логически неправомерно говорить о существовании в нем двух или более различных нациях. И если в существующем государстве по той или иной причине нация будет разделена, то само государство либо исчезнет, либо разделится. То есть деление нации связано с существованием самого государства. Турецкая нация состоит из людей, объединенных абстрактными субъективными связями. Именно эти абстрактные единые чувства, разделяемые всеми турецкими гражданами, делают турецкую нацию единой.

Подводя итоги теоретическим рассуждениям об унитарной форме государственного устройства Турецкой Республики, относительно влияния процесса «демократического прорыва» на необходимость пересмотра «неприкосновенных» норм турецкой Конституции можно сделать следующие выводы:

• Во-первых, процесс «демократического прорыва» все еще продолжается, что осложняет его понимание. Кроме того, заявления политических лидеров по этому вопросу носят неоднозначный характер. Поэтому, следует воздержаться от поспешных выводов относительно дальнейших инициатив ПСР, в корне меняющих традиционное представление об основополагающих принципах государственного устройства Турецкой Республики.

• Во-вторых, этот прорыв направлен не на территориальный признак и атрибуты внутреннего суверенитета государства, а на само определение турецкой нации, что, по мнению некоторых турецких политологов, грозит распадом Турции на два или более государств, а вовсе не превращением ее в федерацию. В качестве аргумента своей позиции противники «демократического прорыва» выдвигают тезисы, основанные на Ататюркском понимании терминов «нация» и «национальное государство».

• В-третьих, поправки к Конституции ТР, с одной стороны, на фоне возникших внутриполитических реалий создадут объективные условия для мирного разрешения «курдского вопроса» в рамках федерализации Турции, но с другой стороны, внесут существенные коррективы в понятие «турецкого национализма» и «неприкосновенных норм», что по всей вероятности в значительной степени ослабит «национальное единство турецких граждан».

42.43MB | MySQL:87 | 0,699sec