Катар: газовая политика и сотрудничество с Россией

В последние годы связи между Россией и Катаром становятся все теснее, оба государства активно сотрудничают в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Прошедший визит высокопоставленного катарского государственного деятеля придал еще больший импульс этим двусторонним отношениям.

23-24 марта 2010 года премьер-министр Катара и по совместительству министр иностранных дел этой страны шейх Хамад Бен Джасем Аль Тани посетил Москву. В ходе данного рабочего визита он провел переговоры с президентом РФ Д.А. Медведевым, председателем правительства В.В. Путиным, а также с представителями крупного отечественного бизнеса.

Помимо сегодняшней непростой политической обстановки на Ближнем Востоке, участники также обсудили вопросы двустороннего сотрудничества в энергетической, торгово-экономической и инвестиционной областях. Особый интерес как с российской, так и с катарской стороны вызвала тема нынешней и будущей совместной работы двух стран в рамках ФСЭГ.

Стоит напомнить, что ФСЭГ является международной правительственной организацией, созданной в декабре 2008 г. в ходе 7-ой министерской встречи ФСЭГ. Тогда было принято решение о преобразовании действовавшего с 2001 г. в качестве неформального объединения форума с одноименным названием в международную организацию. На указанной и проходившей в Москве встрече Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея приняли Устав и подписали соглашение о функционировании ФСЭГ.

Основными целями организации стали: обеспечение суверенных прав стран-членов на собственные запасы природного газа и возможность самостоятельно планировать и обеспечивать экологически устойчивую, бережную и эффективную разработку, а также использование газа в интересах своих народов, обмен опытом, мнениями и информацией по ключевым вопросам газовой промышленности.

Форум имеет три управляющих органа:

• министерская встреча (проводится раз в год);

• исполнительный совет:

• секретариат.

В декабре 2009 г. на 9-ой министерской встрече Форума в Дохе, где расположена штаб-квартира секретариата организации, единогласным решением стран-участниц первым Генеральным секретарем ФСЭГ был избран представитель России Л.В. Бохановский.

Таким образом, «большая газовая тройка» в лице крупнейших по объему подтвержденных запасов газа стран: России (23,4 % от мировых), Ирана (16 %), Катара (13,8 %), создавая организацию, активно включилась в международное сотрудничество не только в сфере добычи «голубого топлива», но и в области формирования механизмов согласованного ценообразования. Идею налаживания взаимовыгодной деятельности ведущих мировых газопроизводителей руководство Катара считает вполне обоснованной и своевременной.

Прежде всего, это связано с происходящим сегодня удорожанием разведывательных и эксплуатационных работ, что негативным образом отражается на прогрессивном развитии газовой отрасли. Достаточно сказать, что ранее катарские власти вследствие этого ввели мораторий на разработку новых месторождений.

Как считают участники ФСЭГ, их согласованные действия востребованы в первую очередь для того, чтобы детально разработать и действенно принять превентивные меры в случае прогнозируемого падения цены на газ. Страны выдвигают тезис о том, что повышение уровня взаимодействия стран-экспортеров газа в перспективе непременно будет способствовать стабилизации поставок сырья на рынок, что будет выгодно как производителям, так и потребителям энергоресурсов.

Казалось бы, цели и задачи ФСЭГ выглядят вполне разумными и затрагивают интересы не только газоэкспортеров, некоторые западные страны видят в этой организации подобие ОПЕК. По их мнению, Форум создан для того, чтобы в скором будущем начать осуществлять монопольный контроль над добычей природного газа и ценами на него.

Со своей стороны заметим, что называть ФСЭГ «газовой ОПЕК», как это часто можно встретить в СМИ или выступлениях лиц, не вполне компетентных в данном вопросе, является крайне некорректным. Кроме того, упрекать организацию в том, что она призвана диктовать цену на энергоноситель, также необоснованно.

Во-первых, следует принимать во внимание особую специфику функционирования мирового газового рынка. Цена на газ определяется не ежедневно, как на нефть, а на несколько лет. Отличительной чертой договоров поставки природного газа является то, что они заключаются на довольно длительный срок и цена в договоре фиксированная.

Во-вторых, в уставе организации не предусмотрено никаких рычагов, позволяющих ей регулировать цены на газ, подобно тому, как ОПЕК регулирует цену за баррель нефти. Напротив, согласно уставу, ФСЭГ не будет заниматься квотированием газодобычи.

В-третьих, единого мирового рынка газа, в отличие от рынка нефти, не существует, а газовые цены формируются, как известно, в привязке к нефтяным и в конечном счете определяются ценами совокупного рынка нефтепродуктов.

В-четвертых, между Россией, Ираном и Катаром есть определенные разногласия. Тегеран настаивает, чтобы газовый картель в перспективе квотировал бы добычу газа и таким образом способствовал росту цен на топливо. Москва видит будущее организации как структуры, занимающейся совместными проектами, по созданию, предположим, газотранспортных сетей. Доха связывает свои газовые проекты с поставками сжиженного природного газа (СПГ) в Европу. Если же их динамику уменьшить для поднятия цен, то есть высокий риск того, что это место тут же займут два африканских игрока – Алжир и Ливия.

Скорее всего, эти, а также ряд других смежных вопросов будут вынесены на обсуждение участниками Форума 19 апреля 2010 г., когда в алжирском Оране пройдет 10-я министерская встреча ФСЭГ.

По всей видимости, ключевыми темами для собравшихся станут, помимо названных выше, начало диалога с некоторыми странами Европы, Азии, Латинской Америки, Канадой о возможности присоединения к организации, а также создание исследовательского центра для анализа состояния и перспектив развития газовой промышленности в мире и профильных рынков сбыта энергоносителя.

Высокая заинтересованность нашего государства Катаром обусловлена тем, что, несмотря на последствия финансово-экономического кризиса, в 2009 г. Доха увеличила поставки газа в страны Старого Света до 15,9 млрд куб. метров. В то время как российский газовый монополист, напротив, снизил свою долю на европейском рынке, тем самым недосчитавшись около 24 млрд долларов.

Примечательно, что в последнее время контакты между российскими и катарскими газовыми компаниями заметно участились. И происходит это при полной поддержке обоих государств. Так, в ходе визита в Катар президента России В.В. Путина в 2007 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между «Лукойлом» и Qatar Petroleum в области совместного освоения, разработки и добычи углеводородов на территории эмирата. Помимо крупнейшей российской частной нефтяной компании, прочно усиливает свои связи с Дохой «Газпром», который в 2008 году договорился с компаниями Qatar Liquefield Gas Co. и National Iranian Oil Co. о создании совместного предприятия.

Как сообщил находящийся в Москве шейх Аль Тани, в марте 2010 г. между Катаром и «Газпромом» было подписано соглашение, правда по не очень крупному проекту. О каком соглашении идет речь, в российской компании не поясняют., однако доподлинно известно, что представители нашего крупного бизнеса отправятся в апреле в Доху, чтобы изучить возможности сотрудничества с эмиратом в газовой сфере.

Кроме того, по словам российской стороны, сегодня ряд других отечественных компаний, среди которых можно особо выделить «Стройтрансгаз», «Роснефть», «Газпром нефть», проявляют активную заинтересованность в налаживании долгосрочного сотрудничества с Катаром.

В этой связи стоит особо отметить, что двусторонние торговое сотрудничество с Россией полностью отвечает не только экономическим, но и внешнеполитическим интересам эмирата, который в настоящий момент избрал курс на проведение политики диверсификации своего энергетического сотрудничества. Как считают катарские специалисты, Россия обладает солидным опытом и прогрессивными технологиями, которые в сумме могли бы помочь дальнейшему развитию экономики эмирата. Российские компании могли бы участвовать в тендерах (как они это успешно делают в соседних странах региона), присылать на работу квалифицированных экспертов и передовое оборудование, стать не только подрядчиками, но и партнерами с определенной долей в том или ином совместном энергопроекте.

Не стоит также забывать и о возможном привлечении катарских инвестиций в наш энергетический сектор. Так, премьер-министр Катара заверил своего российского коллегу в том, что Доха заинтересована в капиталовложениях в российскую экономику и с этой целью в скором времени в Москву прибудут представители двух катарских компаний. И, судя по всему, это вовсе не беспочвенно.

Стоит заметить, что эксперты сегодня отмечают продолжение эмиратом активной инвестиционной политики за пределами страны. Совокупный объем катарских инвестиций за рубежом достиг в 2009 г. 100 млрд долларов. Согласно прогнозам, по итогам первого квартала 2010 г. этот показатель достигнет отметки в 120 млрд долларов.

Примечательно, что в программе развития страны до 2030 г. инвестиции в зарубежную инфраструктуру отнесены составителями в разряд приоритетных целей. Здесь стоит напомнить, что Катар является одним из мировых лидеров по экспорту СПГ. В 2008 г. эмират вывез за рубеж почти 40 млрд куб. м. СПГ в Южную Корею, Японию, Индию и некоторые другие страны.

Учитывая опыт Катара в данной сфере, можно с уверенностью сказать, что он будет весьма полезен для российской экономики, ведь, как справедливо заметили в Кремле, производство СПГ откроет России выход на новые рынки сбыта, позволив овладеть новейшими технологиями, которые в настоящий момент в отечественной промышленности практически не применяются.

Нужно заметить, что нам есть чему поучиться у катарских коллег. Ведь, несмотря на финансово-экономический кризис, его последствия в меньшей степени затронули Катар, чем других крупнейших экспортеров углеводородных энергоносителей. Нефтегазовый сектор страны продолжал стремительно развиваться, и по итогам 2009 г. рост экономики составил 9,5 % по сравнению с 2008 г.

Что касается желания Катара уменьшить зависимость экономики страны от экспорта энергоносителей, то оно, как представляется, в скором будущем вряд ли осуществится. Связано это с тем, что развитие промышленности, как и прежде, определяется состоянием газовой отрасли. Шесть новых крупных установок по сжижению газа будут в течение двух лет введены в эксплуатацию, что несомненно приведет к увеличению объемов добычи и переработки «голубого топлива».

Справедливости ради стоит заметить, что министерство энергетики и промышленности Катара уже на протяжении нескольких лет пытается активно развивать инновационную сферу – переработку газа в жидкие виды топлива. Так, в 2006 г. компания Qatar Petroleum совместно с американской Chevron и южноафриканской Sasol открыла в Рас-Лаффане крупнейший в мире завод на основе данной технологии, мощностью около 40 тыс. барр. в сутки. Там же катарской стороной совместно с Shell сооружен еще один подобный завод, но уже с заявленной мощностью в 140 тыс. барр. в сутки. Однако из-за недавних глобальных финансовых неурядиц произошло резкое удорожание такого рода строительства. В этой связи планам катарского бизнеса на строительство еще одного предприятия совместно с ExxonMobil не суждено было сбыться.

Специалисты все же заявляют о целесообразности данного вида производства, мотивируя это постоянно увеличивающимся спросом европейского и азиатского рынков на дизельное топливо. Более того, по мнению некоторых экспертов, переработка газа в жидкие виды топлива может оказаться рентабельнее СПГ, если цена на нефть не опустится ниже отметки в 35 долларов за баррель.

Со своей стороны заметим, что данный прогноз не совсем отвечает сложившейся сегодня действительности. Современный нефтяной рынок нельзя назвать в полной мере стабильным: цены на «черное золото» довольно часто и резко меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств. Недавнее падение цен на нефть довольно серьезно коснулось экономики Катара, что проявилось, к примеру, в нестабильности индексов местных компаний на фондовой бирже, увеличении инфляции и ужесточении кредитной политики банков.

Однако, несмотря на указанные проблемы, катарские власти не склонны усугублять экономическую ситуацию. Из их заявлений следует, что кредитно-банковская система эмирата надежно защищена, так как местные финансовые учреждения не ощущают нехватку ликвидности. Еще одним аргументом является то, что рост производства углеводородного сырья компенсируют снижение цен на нефть и газ и, что важно, в будущем при возможном падении цен правительство задействует накопленные финансовые резервы для обеспечения нужд государства.

Таким образом, становится понятным, что эмирату при проведении долгосрочной энергетической политики с целью развития экономики неминуемо придется делать ставку на сотрудничество с другими игроками, включая Россию, именно по вопросам «голубого золота», экспорт которого уже многие годы исправно приносит львиную долю в бюджет страны. Площадкой для налаживания данного диалога станет апрельская министерская встреча ФСЭГ.

52.18MB | MySQL:103 | 0,465sec