Предвыборная обстановка в Южном Судане

Политбюро Суданского народно-освободительное движения (СНОД) на своем заседании 6 апреля с.г. в очередной раз «сотрясла воздух», объявив, что партия будет бойкотировать предстоящие всеобщие выборы в 13 северосуданских штатах, включая Дарфур. Мотивировка обычная для последних дней – административное доминирование партии Национального конгресса (ПНК), что «исключает честное и прозрачное голосование». Такое решение логически вытекало из предыдущего «эпохального» решения о снятии своего кандидата Я.Армана с президентской предвыборной гонки. При этом СНОД намерено участвовать в выборах непосредственно в Южном Судане. Если рассматривать эту ситуацию с точки зрения обычной выборной практики, то она выглядит абсурдной. Бойкотировать «нечестные» выборы избирательно только в одной части страны – это новое слово в политических реалиях. Но это в цивилизованных политических реалиях. А здесь Африка и реалии соответственно тоже африканские. На самом деле СНОД может себе позволить такие «кульбиты», так как по оси «Север-Юг» все понятно и без выборов. О.аль-Башир станет общесуданским президентом, а С.Киир — южносуданским и сохранит свой пост первого вице-президента. СНОД гарантировано получает свои 25% мест в будущем парламенте, и кому нужны эти выборы? Слишком уж поддерживать тезис западных правозащитников о «невозможности переизбирать человека, который обвиняется МУС в военных преступлениях» С.Киир «со товарищи» не хотят. МУС сейчас активничает в Кении, что вызывает недовольство кенийского руководства. А Кения традиционно является «казначеем» Джубы, так что безусловной поддержки этого института международной юстиции от южносуданцев ожидать не приходиться.

Решение о бойкоте на Севере озвучил все тот же неугомонный генеральный секретарь СНОД П.Амум, которому терять уже совсем нечего. Его авторитет в партии и так уже ниже некуда. На предстоящих выборах ему ничего «не светит», и его политическое будущее в независимом южносуданском государстве туманно. Некоторое эксперты поторопились прокомментировать это событие как попытки П.Амуна и Я.Армана расколоть северную и южную СНОД. Заметим, что это не совсем так. Решение о бойкоте выборов на Севере и в Дарфуре еще и вынужденная мера для СНОД. Его рейтинг в этих областях очень низок. На Севере — потому что СНОД благополучно провалил организационную работу среди массы южносуданских беженцев, разворовав выделенные для этого финансы. Все эти женские и молодежные организации, которые должны были стать «локомотивом» предвыборной кампании СНОД на Севере, оказались недееспособными и существуют в основном на бумаге. И еще потому, что южносуданские беженцы в своем абсолютном большинстве, ни при каких условиях не хотят возвращаться в независимое государство. В Дарфуре СНОД вообще не любят. Какие-то попытки организовать взаимодействие с СОД-Нура и ДСР остались больше декларацией, так как идеологические различия очень велики.

Есть еще один нюанс. А именно спонсорские деньги на избирательную кампанию. Только официально тот же Я.Арман получил на свою избирательную президентскую кампанию порядка 3 млн долларов США. Речь идет об официальных пожертвованиях со стороны губернатора штата Бахр Аль-Газали. Существуют более мелкие пожертвования от других южносуданских губернаторов и бизнесменов, которые в общей сумме, по некоторым оценкам, приближаются к 20 млн долларов. С учетом последних «эпохальных решений» о бойкоте, которые продиктованы естественно «заботой о прозрачности выборов», следует сделать однозначный вывод о том, что предвыборная кампания Я.Армана преследовала цель организовать большую «прачечную» для легализации украденных из бюджета средств. Что теперь и сделано под благовидным предлогом.

Кроме того, отметим еще один момент. На фоне нынешней избирательной кампании совершенно незаметной остается обострение борьбы в самом СНОД, которая проходит исключительно по этническому водоразделу. Говорить необходимо не о расколе СНОД на «северную» и «южную», а о расколе на СНОД — нуэр и СНОД — динка. История с отказом «независимых кандидатов» покидать СНОД и продолжить свою предвыборную борьбу, несмотря на все «официальные списки партии», был явным сигналом обострения межэтнических противоречий. И динка были вынуждены эту «пилюлю» проглотить, дабы не раскалывать партию на две части накануне выборов. Затем представители нуэр провели выездное заседание правительства, на которое представителей динка просто «забыли» пригласить. Теперь ряд данных свидетельствует о том, что главный представитель нуэр в СНОД Р.Машар начал сближение с «северной» СНОД в лице Я.Армана (араба) и П.Амума (шулук). В крайнем случае, некоторые эксперты уверены, что уход «с политической поляны» и «расчистка поля» для ПНК и О.аль-Башира произошла в результате действий Р.Машара и стали прямым следствием этого сближения. То есть, если говорит проще, Р.Машар активно работает в настоящее время над созданием боеспособной коалиции в СНОД, исполнительных и законодательных органах на Юге из этнических меньшинств с целью противопоставить ее доминированию динка в южных штатах. Это чревато большой резней после референдума 2011 года.

Уже сейчас в южносуданских штатах отмечаются многочисленные факты административных задержаний и арестов, а в некоторых случаях даже пыток. Как заявил бывший министр иностранных дел Судана, а ныне главный оппозиционер Л.Аколь: «Политические партии должны по закону получать государственное субсидирование на предвыборную кампанию. Но деньги распределяются только между СНОД и партиями, участвующими в южносуданском правительстве. В результате этого оппозиционные партии испытывают сильнейший дефицит средств для проведения кампании». Л.Аколь также обратил внимание на то, что в южносуданской армии идет активная чистка офицерских кадров, которые выразили поддержку т.н. «независимым кандидатам». В частности, в марте с.г было уволено 7 высших офицеров, в апреле с.г. – уже 23. При этом военные, которые поддерживают СНОД, всячески поощряются правительством, в том числе и денежными субсидиями. В настоящее время рядом с Джубой организован специальный «военный центр», где содержаться политические оппоненты СНОД, в том числе и из партии Л.Аколя. Военные проводят массовые акции устрашения в отношении жителей тех мест, где СНОД не пользуется популярностью. Указанными операциями руководят бригадные генералы Дж. Аджонда и Р.Куол.

При этом все эти факты проходят мимо внимания международных наблюдателей, которые объектом своего пристального внимания выбрали О.аль-Башира. Весь этот спектр «больших друзей» суданского лидера в настоящее время делает все возможное и невозможное, чтобы поставить под сомнение легитимность итогов предстоящих выборов. В частности, штаб-квартира Фонда Картера вдруг потребовала под угрозой отзыва своих наблюдателей, чтобы О.аль-Башир извинился перед ними. Последний извинился, ему жизненно необходим международный мониторинг, который зафиксирует его победу. Теперь вдруг наблюдатели ЕС отъехали из Дарфура «по вопросам безопасности». При этом, по оценкам ЮНАМИД, в Дарфуре обстановка спокойная. Все это говорит о предвзятости подхода части американских и европейских политиков к вопросу суданских выборов и их стремлении «подвесить» ситуацию на неопределенный срок.

Но это уже не имеет значение. Значение имеет только лишь позиция США, России, Франции, Великобритании и Китая, которая подразумевает невозможность переноса сроков выборов.

52.26MB | MySQL:103 | 0,508sec