Вашингтон не ставил задачу полного разгрома Ирака сразу. Для этого потребовался двухфазовый подход.
Во-первых, американцы понимали, что в тот период полная оккупация Ирака была практически невозможна. Войскам коалиции пришлось бы штурмовать крупные иракские города, включая многомиллионные Багдад, Басру и Мосул. Несмотря на огромные потери в ходе операции «Буря в пустыне», иракские вооруженные силы оставались достаточно сильными (прежде всего их сухопутные части, танковые и артиллерийские подразделения), и армия США понесла бы существенные потери в живой силе и технике. Боевой дух и опыт иракских военных после восьми лет войны с Ираном оставались на высоком уровне. Санкции еще не подорвали моральный дух иракского общества, пропитанного идеологией баасистского социализма и арабского национализма.
Для ослабления мощи ВС Ирака требовалось провести ликвидацию потенциала ОМУ и ракетных средств его доставки через введение системы международного мониторинга, через ликвидацию программ разработки ОМУ и уничтожение ракет среднего и малого радиуса действия. Это было сделано созданием Спецкомиссии ООН (СК) по разоружению на основе Резолюции 687 СБ ООН. На ведущих постах в Спецкомиссии полностью доминировали представители англосаксонских стран, хотя среди инспекторов были и представители России, Франции, Германии, но только на средних и младших должностях. За годы своей деятельности вплоть до 1998 г. СК ликвидировала все запасы химического оружия и ракет, а также лаборатории ядерного и биологического оружия. На всех предприятиях ВПК Ирака были установлены видеокамеры, инспекторы СК регулярно их посещали.
Во-вторых, американские аналитические центры просчитали, что в тот период свержение правящего режима путем военной интервенции грозило распадом Ирака на три части – Курдистан на севере, шиитский Юг и суннитский Центр. Это означало, что Турция введет войска в северные провинции, чтобы не допустить восстания в своих курдских районах под руководством Рабочей партии Курдистана. Портить отношения с Анкарой Вашингтон не хотел. Шиитский Юг попал бы в зависимость от хомейнистского Ирана с его идеями создания «шиитской дуги» на всем Ближнем Востоке, что вызвало бы прямую опасность Израилю и проамериканским режимам монархий Персидского залива. Образование же Суннитостана означало бы появление нового государственного образования исламистско-националистического толка, что позже и воплотилось в создание «Исламского государства» (ИГ, организация, запрещенная в России – авт.).
Кроме того, сохранение режима Саддама Хусейна в качестве жупела военной угрозы позволяло США навязывать аравийским монархиям закупку огромных партий оружия, по экспертным оценкам, на сумму свыше 60 млрд долл. только в 1990-х годах.
Именно поэтому с Ираком было заключено перемирие (а не мирный договор), что позволило сохранить режим санкций и изоляцию Багдада даже после прекращения военных действий. Более того, США не противодействовали иракским войскам в подавлении шиитского восстания на юге страны, хотя ВВС США и Великобритании могли уничтожить иракские вертолеты и танки, которые зашли в шиитские города южнее иракской столицы и жестоко расправились с повстанцами.
В финансово-экономическом плане против Ирака была введена тотальная блокада. Все финансовые авуары Ирака были арестованы, любые банковские транзакции запрещены. Имело место полное отключение от SWIFT. Ввозить можно было только гуманитарную помощь продовольственного и медицинского характера исключительно с разрешения Санкционного комитета СБ ООН, который часто блокировала и это. В политико-дипломатическом плане Ирак был почти в полной изоляции, так как все страны коллективного Запада, за исключением государств Восточной Европы, и их союзники разорвали дипотношения с Багдадом. Членство во многих региональных организациях было заморожено, либо иракские представители подвергались бойкоту.
Иракская армия понесла большие потери в живой силе и технике. США не выполнили свое обещание, данное М.С.Горбачеву и Э.А.Шеварднадзе и переданное Саддаму Хусейну через Е.М.Примакова, о том, что они не будут наносить удары по иракским войскам, если они начнут выходить из Кувейта 17 января 1991 года. Именно в момент их вывода американские ВВС и флот обрушили на них бомбы и ракеты. Были уничтожены две лучшие бронетанковые дивизии Республиканской гвардии Ирака, сотни БТР, БМП, грузовых автомобилей. Затем американская авиация уничтожила все 27 военных аэродромов на иракской территории вместе с самолетами и аэродромным оборудованием, а также практически все средства ПВО. После этого ВВС и ПВО Ирака практически прекратили существование, и американские войска могли спокойно войти в южные районы страны, чтобы добить потрепанные части иракской армии. Одновременно были нанесены авиационные и ракетные удары по штабам и пунктам управления вооруженных сил, центрам силовых структур, включая штаб-квартиру разведслужбы, а также объектам ВПК Ирака, в том числе в Багдаде и других крупных городах страны.
На всем протяжении границы с Кувейтом была создана демилитаризованная зона, где под флагом ООН были размещены международные силы UNIKOM.
Вашингтону понадобилось почти 13 лет санкционного давления для полного ослабления армии и разжигания оппозиционных настроений в Ираке. Понадобился и новый предлог – события 11 сентября 2001 года, – чтобы вновь актуализировать вопрос о необходимости смены режима в Багдаде. В 2003 г. при американском вторжении в Ирак была использована та же схема действий. К ней были добавлены удары по правительственным и президентским объектам, а также штаб-квартирам правящей партии Баас, что привело к полной утрате властями контроля над ситуацией в войсках и в стране в целом. Американцы, двигавшиеся в обход крупных городов, смогли за 22 дня преодолеть 600 км от границы с Кувейтом до Багдада и овладеть им. С севера им помогли вооруженные формирования курдов.
В 2003 г. ЦРУ также получило доступ к командованию Республиканской гвардии (РГ, элита ВС Ирака), которому Саддам Хусейн разрешил вести контакты с американцами на предмет условий заключения перемирия. США заплатили 15 генералам РГ 750 млн долларов, чтобы те сдали столицу без боя, что и произошло 6-8 апреля 2003 года. Сами генералы накануне вступления американских войск в Багдад были вывезены американскими самолетами в Кувейт.
Аналогичный двухфазовый подход США к решению «российского вопроса» через вооруженный конфликт России с Украиной просматривается у Вашингтона и сегодня. Как представляется, этим объясняется явное нежелание США массово накачивать ВСУ самым современным вооружением. В этом случае России, вероятно, пришлось бы прибегнуть к ядерным средствам ведения войны уже непосредственно против стран коллективного Запада.
На данном этапе для США исключен гипотетический вариант военной неудачи РФ в войне с Украиной. Это не соответствует планам США использовать Россию для достижения американских целей по подрыву быстро растущей военной, политической и экономической мощи КНР и возрастания роли Пекина в глобальных делах. Отсюда вытекает пока еще скрытая задача – добиться в ближайшие месяцы заключения перемирия (не мирного договора) между Россией и Украиной, перевода конфликта в «замороженную» стадию.
А июньский с. г. вооруженный мятеж Е.Пригожина напугал Запад, где осознали, что «перегибы» в конфликте с Украиной в пользу Киева могут привести к тому, что в Кремль теоретически может прийти человек с непредсказуемым поведением, который начнет размахивать ядерной дубиной всерьез.