Египет и возможное повторение операции «Литой свинец»

На прошлой неделе выходящая в Лондоне арабоязычная газета «Аш-Шарк аль-Аусат», ссылаясь на «представителя египетского правительства» сообщила, что Каир ведет «интенсивные переговоры» как с израильскими, так и с палестинскими властями, чтобы предотвратить эскалацию напряжения в секторе Газа.

Также сообщалось, что египетское правительство обеспокоено недавними происшествиями в Газе – ракетными обстрелами территории Израиля и ответными ударами израильских военных. Кроме того, египетский источник заявил лондонскому изданию, что такие инциденты в конце 2008 года спровоцировали проведение операции «Литой свинец».

Очевидно, что на нынешнем этапе АРЕ крайне незаинтересована в дальнейшей эскалации напряженности между Израилем и сектором Газа, исходя из целого ряда причин.

В первую очередь, такая военная операция неизбежно повлечет усиление напряженности на границе между Египтом и сектором Газа.

На сегодняшний день граница является, фактически, „односторонней”. В соответствии с соглашением между Египтом и Израилем от ноября 2005 года, контроль границы между АРЕ и Сектором в районе т.н. „Пути Саладина” или „Филадельфийского коридора” возложено на Египет и официальную власть ПНА.

Однако, поскольку, Каир считает, что ХАМАС пришел к власти в Секторе в результате государственного переворота, отсутствует сотрудничество между програничными службами, а значит эффективный контроль границы.

Ситуацию осложняет также то обстоятельство, что количество египетских пограничников недостаточно. По соглашению от 2005 года, Египет может иметь на границе с Газой только 750 вооруженных пограничников, что недостаточно для охраны 14 км границы. Определённым выходом из ситуации стало задействование в пограничную службу полицейских из состава МВД, количество которых упомянутым соглашением не обуславливается.

Несмотря на многочисленные обращения египетской стороны, Израиль длительное время не давал разрешение на увеличение численности пограничников. Однако, по мнению местных экспертов, прошлогоднее согласие израильтян увеличить вдвое количество пограничников АРЕ на египетско-палестинской границе „не спасет ситуацию” (М.Салям, военный эксперт ведущего регионального аналитического центра политических и стратегических исследований „Аль-Ахрам”).

Серьезность данной проблемы Каир ощутил на себе в январе 2008 года, когда на третий день после того, как Израиль ограничил поставку топлива и лекарств в Газу палестинцы прорвали границу между сектором Газа и АРЕ. Через прорыв в заградительных сооружениях на Синайский полуостров проникло от 600 до 700 тысяч жителей автономии. Многие из них закупали на египетской территории продукты питания и товары первой необходимости, после чего возвращались в Газу. Другие попытались остаться в Египте.

Египетские пограничники после нескольких неудачных попыток навести порядок, закончившихся гибелью одного из сотрудников погранслужбы, перестали препятствовать незаконному пересечению границы и исполняли роль пассивных наблюдателей, поддерживающих относительный порядок.

Кроме этого, также следует учитывать то обстоятельство, что новая израильская военная операция в Газе, несомненно, будет сопровождаться попытками остановить контрабанду на границе Египта с сектором Газа. Это упирается в интересы местных бедуинских племен, которые на всем этом как раз зарабатывают. А это, в свою очередь, влечёт угрозу терактов на египетских курортах Синайского полуострова.

Более того, разумеется, в существовании тоннелей заинтересован непосредственно ХАМАС, поскольку это, фактически, единственный источник поставок в Сектор, вместе с оружием, продовольствия и товаров первой необходимости. Очевидно, что разрушение израильской авиацией данных тоннелей повлечет за собой дальнейшее напряжение по линии ХАМАС—правящий режим АРЕ с последующей радикализацией „египетской улицы”.

Следует учесть то обстоятельство, что официальный Каир опасается растущего влияния в египетском социуме как исламского радикализма в целом, так и организаци ХАМАС в частности. Будучи „отпочкованием” самой влиятельной опозиционной силы АРЕ – группировки „Братья-мусульмане”, лидеры ХАМАСа постоянно обвиняют египетскою власть в „предательстве идеалов ислама”, называют палестинцев и египтян единым народом, а также призывают этот „единый народ” создать „подлинное мусульманское государство”.

Это было наглядно продемонстрировано во время операции „Литой свинец” в конце 2008—начале 2009 гг. После начала бомбардировок Израилем сектора Газа 30 декабря 2008 года президент Египта Х.Мубарак выступил с телеобращением, во время которого, в частности, подтвердил, что Египет не собирается открывать на постоянной основе КПП Рафах. Для работы КПП, по его словам, необходимо присутствие официальных представителей Палестинской национальной администрации, поскольку, официальный Каир «не намерен углублять межпалестинские противоречия», открыв КПП Рафах без присутствия представителей ПНА и наблюдателей ЕС, как это было предусмотрено соглашением 2005 года. Более того, Х.Мубарак подчеркнул, что для Египта сектор Газа является «оккупированной территорией и частью будущего единого палестинского государства». Следовательно, официальный Каир считает, что одностороннее открытие перехода без участия ПНА «являеется вкладом в закрепление существующего раскола между сектором Газа и Западным берегом реки Иордан».

Такая позиция вызвала тогда шквал критики со стороны представителей религиозной оппозиции страны. В частности, на состоявшейся в конце декабря 2008 года массовой демонстрации в Каире ее учасники требовали от официального Каира прекратить поставки газа в Израиль, выдворить израильского посла из египетской столицы, а также обвинили египетскую власть в «сговоре с Израилем», подтверждая это тем, что израильские авиаудары начались, фактически, сразу после визита министра иностранных дел Израиля Ц.Ливни в Египет.

Кроме «сговора с Израилем», оппозиция требовала полностью открыть КПП Рафах, обвиняя правящий режим АРЕ в том, что он, держа КПП Рафах закрытым, „морит голодом гражданское население” сектора Газа.

Кроме этого, СМИ постоянно критиковали Египет, как „флагман” умеренных арабських режимов за „недостаточную активность”. В частности, ведущее англоязычное издание светской оппозиции АРЕ «Дейли ньюз» 30 декабря 2008г. разместило статью главного редактора газеты, в которой ее автор критиковал арабские режимы за их неумение объединяться вокруг защиты своих «палестинских братьев». Вместо этого, по убеждению автора, «арабы сново начали соревноваться, кто из них лучше», и следовательно, в очередной раз «имеют шанс упустить шанс» что-то реально решить в регионе.

Поскольку Египет позиционируется в регионе как главное „умеренное” арабское государство, то, очевидно, что упомянутая критика ассоциировалась, в первую очередь, именно с АРЕ.

В целом, операция „Литой свинец” принесла официальному Каиру множество имиджевых потерь как на „арабской улице”, так и в неарабском сегменте ближневосточного региона.

Однако, на данном этапе, в своем желании не допустить повторения операции израильской армии в секторе Газа официальный Каир, очевидно, исходит именно из т.н. „внутреннего” фактора.

Поскольку „египетская улица” настроена значительно радикальнее официального Каира относительно проблемы палестино-израильского противостояния, наблюдается заметное социальное напряжение в египетском обществе.

В условиях, когда, учитывая возраст нынешнего главы страны Х.Мубарака (81 год; дата его рождения — 4 мая 1928 года), на протяжении последнего времени наблюдается тенденция к усилению внутрипартийной борьбы между т.н. «старой гвардией» и «молодыми реформаторами», повышение градуса напряжения в египетском социуме является серьезным вызовом для правящего режима АРЕ.

„Недостаточная защита палестинских братьев-мусульман” может быть использована как „благородный способ” поквитаться с властью за „резкое расслоение общества, бедность большинства населения страны и тотальную коррупцию”.

52.2MB | MySQL:103 | 0,458sec