«Стратегический диалог» США – Пакистан глазами пакистанцев

В последние недели пакистанские СМИ активно обсуждают состоявшийся в конце марта с.г. в Вашингтоне первый раунд переговоров под эгидой так называемого «Американо-пакистанского стратегического диалога», в рамках которого прошли встречи высокопоставленных представителей Пакистана и США. Со стороны Пакистана в этих переговорах участвовали министр иностранных дел Шах Мехмуд Куреши, различные представители гражданской администрации Пакистана и начальник Штаба пакистанской армии Афшак Парвез Каяни. Также в пакистанскую делегацию был включен Генеральный директор ISI. Как США, так и Пакистан придавали этим переговорам большое значение. Согласно официальной версии Исламабада, поездка пакистанской делегации в Вашингтон была «очень успешной» и провозглашает новую главу в истории взаимоотношений между двумя странами. Однако отметим, что это утверждение опротестовывается политическими оппонентами правительства президента А.А. Зардари.

До прибытия пакистанской делегации в США Пакистан направил 56-страничный «список пожеланий», выражающий его озабоченность в сфере безопасности и перечисляющий экономические нужды. Исламабад хочет получить от Вашингтона военную технику и оборудование, включая самолеты F-16, боевые ударные вертолеты, военно-морское оборудование, технологию БПЛА (так называемых дронов), самолет с системой раннего предупреждения, ракеты, танки и некоторые другие предметы военного назначения. Короче говоря, как отмечают пакистанские аналитики, «список пожеланий» военных включает все то, что необходимо для создания так называемого корпуса третьего удара (т.е. в отличие от первого и второго ударов по противнику, основывающихся на применении ядерного оружия Исламабадом, «третий удар» надо понимать, как удар, наносимый конвенциональными средствами ведения войны. – Авт.). Таким образом, считают пакистанские аналитики, Генштаб армии Пакистана полагает, что это военное снаряжение требуется для поддержания стратегического баланса Пакистана против его традиционного антагониста в Южной Азии — Индии. В дополнение к этому пакистанцы привезли с собой в Вашингтон несколько неоплаченных счетов по затратам, понесенным Пакистаном в его войне с терроризмом, и пакистанская армия хочет, чтобы США ускорили возмещение пакистанских затрат из Фонда поддержки антитеррористической коалиции.

С другой стороны, гражданские чиновники в пакистанской делегации говорили в Вашингтоне об американской помощи и сотрудничестве с Исламабадом в области торговли, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и о многих других проблемах, относящихся к созданию гражданского потенциала развития страны и социальному развитию. Пакистанские аналитики отмечают, что Исламабад был вынужден урезать свою программу развития в общественном секторе почти на 150 миллиардов рупий (около 300 миллионов долларов США. – Авт.) из-за нехватки средств. Однако наиболее значительным требованием в «списке пожеланий» Пакистана была сделка в области гражданского применения ядерной энергии, наподобие сделки США с Индией, для удовлетворения, по словам пакистанцев, растущих нужд в области энергетики.

А что существенного пакистанская делегация привезла с собой домой? Как отмечала в своей колонке комментатора в пакистанском официозе на английском языке газете «Ньюс» бывший посол Пакистана в США Малиха Лодхи, «реально существенные и стратегические обмены мнениями имели место вне рамок процесса официального диалога Исламабада с Вашингтоном на встречах за закрытыми дверьми. Эти встречи включали обед, данный в честь пакистанской делегации председателем Объединенного комитета начальников штабов США адмиралом Майком Мулленом, на котором присутствовал генерал Каяни. Также состоялась необъявленная заранее встреча между высшими членами пакистанской делегации и вице-президентом США Джозефом Байденом».

Необходимо отметить, что пакистанские эксперты по-разному оценивают этот «стратегический диалог». Некоторые из них сходятся во мнении, что администрация президента Б. Обамы теряет интерес к Пакистану, а все больше концентрируется на проблеме Ирана. Другие эксперты саркастически отмечают, что ближайший союзник Пакистана по антитеррористической борьбе — США в ходе этих переговоров молчаливо выслушивал своих пакистанских гостей и в отрицательном ключе отреагировал на просьбы Исламабада об американской помощи гражданскому ядерному сектору Пакистана.

Третьи оптимистично считают, что данный диалог должен рассматриваться как процесс, а не единичное событие. Он, по их мнению, указывает на готовность обеих сторон «выложить на стол свои соответствующие карты», относящиеся к тому, что могут они ожидать друг от друга в отношениях, которые уже видели многие взлеты и падения и страдают от дефицита доверия. Вместе с тем, по мнению этих экспертов, похоже, что США заинтересованы в пересмотре своих связей с Исламабадом с точки зрения того, чтобы дать долговременному союзнику уверенность в относительной жизнеспособности этих отношений. Так, считают далее эти эксперты, широко раскритикованный «Закон Керри–Лугара» (напомним, что он был принят сенатом США весной 2009 года в начале срока работы администрации президента Обамы) был началом такого процесса в Вашингтоне, направленным на обязательства со стороны США в том, что Вашингтон будет выделять ресурсы Пакистану для его поддержки в борьбе с терроризмом и экономического развития. Это, по мнению этих аналитиков, вовсе не означало, что США будут готовы пойти на крупные уступки Пакистану за один день. Здесь заметим, что пакистанские эксперты ссылаются на то, что по вышеупомянутой нами проблеме сотрудничества в области гражданского применения ядерной энергии и заключения соответствующей американо-пакистанской ядерной сделки они не сказали твердое «нет». Но учитывая пакистанскую историю ядерного распространения в Иран, Ливию и Северную Корею, эта сделка может быть делом отдаленного будущего, когда Пакистан будет готов приспособить свои существующие военные варианты применительно к американским требованиям, которые включают разрыв отношений пакистанских военных с Талибаном и джихадистами и поддержание строгого контроля над своей ядерной технологией. В настоящий момент США одобрили выделение Пакистану 125 миллионов долларов на нужды развития энергетики. И, заключают эти эксперты, «такого рода ядерная сделка потребовала бы долгосрочного диалога, а не пары-тройки встреч».

На наш взгляд, эти пакистанские аналитики придерживаются слишком оптимистичной точки зрения пакистанского руководства на пакистано-американские отношения в общем и на возможную ядерную сделку Вашингтона с Исламабадом, в частности. Мы считаем, что для пакистанцев, как бы они не хотели получить от США помощь в ядерной области, «приспосабливание» к американским требованиям было бы делом унизительным, потерей лица пакистанского руководства перед простыми пакистанцами и пакистанскими элитами в целом, для которых характерны весьма сильные антиамериканские настроения. И даже то, что эти аналитики считают, что стратегический диалог мог бы «держать проблему заключения ядерной сделки на плаву», не говорит о том, что в отдаленном будущем Вашингтон непременно пойдет на заключение такой сделки с Исламабадом.

Здесь необходимо сказать и о пессимистических оценках американо-пакистанских отношений со стороны других пакистанских экспертов. Так, возвращаясь в вопросу, который был затронут нами выше, о постепенной потере администрации президента Обамы интереса к региону в целом и к Пакистану, в частности, приведем мнение пакистанского аналитика Миранды Хусейн. В пространной статье, посвященной американо-пакистанским отношениям и опубликованной в пакистанском электронном издании «Пакистан Спектейтор» (“Pakistan Spectator”) 2 апреля с.г., она прямо говорит о том, что «для Пакистана и в целом для региона настало время принять тот факт, что стабильность региона не является высшим приоритетом повестки дня внешней политики президента Обамы» (из-за его все увеличивающегося интереса в проблеме Ирана. – Авт.). По нашему мнению, это высказывание пакистанского эксперта выражает прежде всего разочарование Пакистана в том, что в настоящее время США отказали ему в гражданской ядерной сделке.

Вторым моментом здесь является, на наш взгляд, то, что Вашингтон не желает посредничать сейчас в пакистано-индийском диалоге, в особенности по проблеме Афганистана, где у Индии имеются свои интересы, а Пакистан по-прежнему рассматривает территорию Афганистана в качестве своего «стратегического пространства». Необходимо также отметить, что недавний арест пакистанскими властями второго по значению лидера афганского Талибана в Карачи, где он проводил секретные переговоры с представителями афганского президента Х. Карзая о переходе его боевиков на сторону законного афганского правительства, лишь подчеркивает тот факт, что Исламабад по-прежнему считает: без его прямого участия невозможны какие-либо переговоры о мирном урегулировании положения в Афганистане. Часть пакистанских экспертов сходятся во мнении, что США признают этот факт.

Третьим моментом является то, что время для критики США в пакистанских СМИ, в особенности по вопросу об американо-пакистанском сотрудничестве в гражданской ядерной области, было выбрано не случайно. Публикации появились накануне саммита по ядерной безопасности, в котором участвовали президент Пакистана А.А. Зардари и премьер министр Индии Манмохан Сингх и на котором со стороны Индии уже прозвучала озабоченность судьбой пакистанских ядерных активов. Кроме того, эта критика США происходит в то время, когда Пакистан заключил соглашения о поставках двух новых ядерных реакторов для АЭС в Чашме, то есть своеобразную «мини-ядерную сделку», но не с США, а с Китаем, своим давним другом и союзником.

Мы позволим себе не согласиться с вышеупомянутым мнением пакистанского эксперта о том, что США теряют интерес к Пакистану. Целая череда визитов высокопоставленных чиновников администрации США, начиная с январского визита министра обороны США Р. Гейтса, помощника президента США по национальной безопасности Дж. Джонса в феврале и кончая визитом спецпредставителя президента США по Афганистану и Пакистану Р. Холбрука, говорит об обратном: интерес Вашингтона к Пакистану по-прежнему велик, и теперь в его основе, вероятно, лежит желание Вашингтона продолжить мирный диалог с «умеренным талибами», в котором США рассчитывают на помощь Пакистана. Кроме того, Вашингтону необходимо, чтобы Пакистан продолжал операции против боевиков пакистанского «Тэхрике-Талибан» в пакистано-афганском приграничье. Также американцы готовы вкладывать денежные средства в укрепление хромающей экономики Пакистана, которая нуждается во внешних инвестициях, для обеспечения хотя бы минимальной стабильности в стране.

И по этому, на наш взгляд, США готовы вкладывать средства в Пакистан, поставлять ему вооружения, но как бы это ни хотел Пакистан, не в ущерб американо-индийским отношениям партнерства.

К числу пессимистов среди ведущих пакистанских аналитиков относится и такой известный обозреватель, как Эхсари, который в независимом интернет-издании пишет о том, что среди пакистанцев «появилась какая-то незаинтересованность в сотрудничестве с США, поскольку они сомневаются в том, что повышенный интерес Вашингтона к их стране является коротко живущим, до выборов в конгресс США, которые состоятся через шесть месяцев. Потом администрация президента Обамы будет по-другому проводить свою политику в отношении Пакистана, делая больший упор на Афганистан и Иран». На наш взгляд, это мнение пакистанского обозревателя отражает настроения среди пакистанских интеллектуалов, которые не доверяют США. И это является самой главной проблемой во взаимоотношениях между Исламабадом и Вашингтоном, а именно — отношение пакистанской общественности к продолжению пакистано-американского сотрудничества, а не пресловутая «гражданская ядерная сделка».

Как указывали пакистанские СМИ, высшей точкой визита пакистанской делегации в США была презентация генерала Каяни в PowerPoint, которую он сделал в нескольких местах. Американцы, по словам пакистанских журналистов, похоже, были под впечатлением от этой презентации и от того факта, что Каяни сам показывал слайды. Фактически, отмечается далее, прием, который был оказан главнокомандующему пакистанской армии, на этот раз был совершенно иным, чем тот, который он получил в Вашингтоне в прошлом году. Тогда многие на Капитолийском холме были настроены недружелюбно к Пакистану за его предполагаемую причастность к террористическим взрывам в индийском посольстве в Кабуле. На этот раз у Каяни имелось много что предложить своим американским союзникам, включая две военные операции против боевиков-талибов в Свате и Южном Вазиристане. А чиновники пакистанского посольства в Вашингтоне полагают, по словам пакистанских журналистов, что Пакистану в ходе этого раунда переговоров удалось убедить Вашингтон иметь дело с Исламабадом, а не с Дели, в том, что касается проблемы Афганистана. В любом случае, отмечают далее они, и адмирал Майк Муллен и генерал Дэвид Петрэус считают теперь, что Пакистан совершил крутой разворот в том, что касается его борьбы с терроризмом.

На наш взгляд, Пакистану все же придется еще доказывать США, что он делает все от него зависящее в борьбе с терроризмом на своей территории. И возвращаясь к вопросу о том, с чем вернулась пакистанская делегация из Вашингтона домой, заметим, что США пока лишь ознакомились со «списком пожеланий» своего союзника, но конкретно, кроме решения о выделении уже упомянутых 125 миллионов долларов на энергетические нужды страны и средств на строительство дороги в Свате, имеющей, по мнению пакистанского руководства, стратегическое значение для дальнейшей борьбы с боевиками-талибами, каких-то других решений о поставках военного снаряжения не принимали.

Так что результаты этого раунда стратегического диалога для Пакистана, на наш взгляд, пока скромные.

Есть еще одна особенность, присущая этим переговорам. Она относится к распределению полномочий внутри пакистанских правящих элит в том, что касается отношений с США. Как отмечают пакистанские аналитики, эта поездка «показала наличие сдвига в отношениях между военными и гражданскими властями в Пакистане». Похоже, что главнокомандующий пакистанской армией возглавил процесс переговоров с Вашингтоном, тогда как министр иностранных дел был «стратегически отстранен от секретных переговоров» в Пентагоне и ему были оставлены только политические вопросы. Это коснулось и посла Пакистана в США Хусейна Хаккани, который, по словам пакистанских экспертов, похоже, тоже поменял гражданских на военных в смысле своих взглядов на политическое и военное руководство в Пакистане, сохранив при этом свою должность в Вашингтоне. Во всяком случае, отмечают они, генералу Каяни он нужен как человек с большими связями в Вашингтоне и солидным знанием вашингтонской «политической кухни».

Таким образом, на наш взгляд, первый раунд американо-пакистанского стратегического диалога производит двойственное впечатление. Пакистанское руководство, прежде всего военные, надеется на большее в развитии своих отношений с Вашингтоном. А США, похоже, начали отдавать предпочтение пакистанским военным, а не гражданской администрации президента А.А. Зардари и его высшим чиновникам, не приняв при этом на себя новых обязательств по поддержке Пакистана, которые следуют из его «списка пожеланий». Уже ближайшее время покажет, как будут развиваться американо-пакистанские отношения и как долго удастся президенту Зардари сохранять свою реальную роль во внешнеполитических вопросах.

52.34MB | MySQL:103 | 0,586sec