Британские эксперты о проблемах Израиля в войне против ХАМАСа в секторе Газа и после ее окончания

Как полагает ряд британских экспертов, Израиль сталкивается с большими проблемами после трех месяцев войны в секторе Газа.  Прежде всего сохраняются вопросы о том, сколько времени потребуется его силам, чтобы по-настоящему подавить упорное сопротивление ХАМАСа. Однако есть и другие проблемы. При этом остается неясным, сколько внимания Израиль уделяет им, но они оказывают огромное влияние на исход самого конфликта. Когда Израиль начал свое наступление в Газе вскоре после жестоких нападений ХАМАС на юг Израиля, он, возможно, не был полностью осведомлен о проблемах, которые повлечет за собой эта военная операция. Это включает как время, которое потребуется его силам для демилитаризации ХАМАСа, то есть устранения его способности угрожать Израилю, так и устранение его как управляющего органа над густонаселенной полосой земли и ее 2,2 млн палестинских жителей. Хотя власть ХАМАСаА над Газой была почти нейтрализована, израильские власти предельно ясно дали понять, что уничтожение военного потенциала ХАМАСа будет многомесячной борьбой, которая, возможно, продлится до конца 2024 года или дольше. У ХАМАСа было 16 лет, чтобы закрепиться, в прямом и переносном смысле, в Газе. Его сложная социальная, организационная и инфраструктурная сеть обширна и глубока. Кроме того, благодаря активизации вербовки и обучения численность боевых сил ХАМАСа превысила 30 000 человек. Израиль заявил, что ликвидировал около 8000 боевиков ХАМАСа. Тем не менее, жертвы ХАМАСа составляют лишь треть от числа убитых израильскими силами в Газе. Эта цифра составляет приблизительно 22 300 человек и не включает предполагаемые 7000, которые до сих пор лежат погребенными и не найденными в рухнувших зданиях в Газе. Более того, бомбардировки и артиллерийские обстрелы ЦАХАЛа опустошили ландшафт Газы. Около 300 000 из примерно 440 000 жилых домов в этой полосе, или 70% разрушены.

Критика Израиля растет

Помимо продолжающейся борьбы с ХАМАСом, Израилю также приходится бороться со все более громким международным сообществом, возмущенным, по его мнению, непропорциональными человеческими жертвами и разрушениями. Члены ООН и даже в Совете Безопасности ООН неоднократно призывали к немедленному прекращению огня. Израиль отклонил эти призывы, потому что считает прекращение огня очень выгодным для ХАМАСа. Израиль утверждает, что прекращение огня сохранит силы ХАМАСа и его присутствие в Газе и, следовательно, будет равносильно присуждению этой террористической организации победы в нынешней войне. Крупнейший и важнейший сторонник Израиля, Соединенные Штаты, согласны с этой оценкой и заблокировали различные резолюции Совета Безопасности ООН, призывающие к прекращению огня. Однако поддержка Израиля со стороны США не только в ООН, но и на поле боя оружием и боеприпасами создала проблемы для них самих. Американская политика в этом вопросе привела к разногласиям с большей частью международного сообщества и обвинениям в лицемерии и двойных стандартах. Американские критики отмечают, что США призывают осудить российскую агрессию против Украины, но игнорируют призывы палестинцев о поддержке в их борьбе против «израильской агрессии».

С момента прихода к власти три года назад администрация президента США Джо Байдена прилагала максимальные усилия, чтобы вернуть Америке расположение ее союзников и международного сообщества, особенно Глобального юга. Администрация Байдена таким образом компенсирует две внешнеполитические катастрофы начала этого столетия: Ирак и Афганистан. Поддержка Израиля со стороны США, возможно, теперь приносит Америке еще одну проблему в международных делах именно в то время, когда она меньше всего может себе это позволить. Теперь, реагируя не только на международное давление, но и на внутреннее, в том числе внутри своей собственной Демократической партии в год выборов Байден и его команда усиливают давление на Израиль в рамках смягчения его методов войны против ХАМАСа в секторе Газа. Например, они просят Израиль более точно поражать цели и сократить сопутствующие потери. Объявленное ранее в этом месяце Израилем о выводе пяти бригад войск из зоны боевых действий частично обусловлено именно такими советами США. Продвигаясь вперед, израильские силы должны найти способ делать больше в Газе меньшими затратами. ЦАХАЛ должен найти способ достичь своих целей, используя меньше воздушных и артиллерийских обстрелов, меньше войск и, самое главное, меньше жертв среди палестинцев.

Региональных проблем предостаточно

В то время как  война на несколько фронтов не материализовалась, Израиль обнаруживает, что он (или его союзники, главным образом США) все чаще участвует в операциях по обеспечению безопасности в других частях Ближнего Востока. Насилие на Западном берегу неуклонно растет, поскольку нападения палестинцев и беспорядки становятся все более ожесточенными в то время, когда Израиль не может позволить себе отвлекаться от своих операций в Газе. Усилия по подавлению насилия на Западном берегу привели на сегодня к гибели около 320 палестинцев. Это восстание, несомненно, стимулируется ХАМАСом, который имеет ограниченное, но активное присутствие на Западном берегу. Среди палестинцев Западного берега также ощущается явное разочарование главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом. Они устали от крайне коррумпированной, неумелой и неупорядоченной власти ПНА и ее основы ФАТХ, которые мало что могут показать  в активе за свои 18 лет правления.

Помимо Газы, главной заботой Израиля в ближайшем регионе является ливанская «Хизбалла». С 7 октября возросла вооруженная активность, включая перестрелки вдоль израильско-ливанской границы и трансграничные артиллерийские обстрелы. Хотя обе стороны хотят избежать полномасштабного конфликта, как это произошло в 2006 году, их поведение на сегодняшний день свидетельствует о том, что риск эскалации возрастает. Атака израильского беспилотника 2 января с целью устранения заместителя главы Политбюро ХАМАСа Салеха аль-Арури в Бейруте может  стать триггером дальнейшей эскалации между Израилем и «Хизбаллой». На данный момент генеральный секретарь «Хизбаллы» Хасан Насралла исключил это, пообещав лишь карательное «наказание» за нападение, но напряженность на границе остается опасно высокой.

Помимо Западного берега и «Хизбаллы»на юге Ливана, США сталкивается с растущими атаками со стороны прокси Ирана из «Оси сопротивления» в Сирии и Ираке. В Красном море йеменские хоуситы угрожают судоходству, проходящему по главной торговой магистрали мира между Азией и Европой. Возглавляемая США коалиция из 14 стран в рамках операции «Страж процветания» 3 января выпустила предупреждение базирующимся в Йемене хоуситам прекратить нападения на коммерческие суда, в противном случае они столкнутся с «неустановленными последствиями». Они, вероятно, повлекут за собой вооруженные удары по базам хоуситов в Йемене, потенциально разжигая и даже расширяя почти девятилетнюю гражданскую войну в этой стране. До недавнего времени эта война демонстрировала многообещающие признаки некоторого завершения, по крайней мере, в том, что касалось иностранного участия. Что касается Израиля, то хоуситы не представляют непосредственной угрозы и их  конфликт с ним на данный момент в высшей степени управляемый и вряд ли усилится.

В то время как хоуситы вызывают раздражение, их главный спонсор представляет более серьезную угрозу. Иран использовал доверенных лиц, чтобы организовать эффективный отвлекающий маневр для Израиля, который истощает страну и ее ближайшего союзника и сторонника в лице  США.  Несомненно, намерение Ирана состоит в том, чтобы представить Исламскую Республику в качестве подлинного лидера региона, а это означает, что Тегеран примет решение об эскалации или деэскалации конфликтов на юге Ливана и в Красном море в соответствии со своими национальными интересами. Ни США, ни Израиль не придумали, как нейтрализовать влияние и мощь Ирана в регионе, но ясно одно: усиление военной активности США будет иметь непредсказуемые последствия во всем регионе и в самих США. Это особенно актуально в и без того политически и эмоционально напряженный год выборов в США.

Внутренние проблемы Израиля

Внешние вызовы Израиля однако бледнеют по сравнению с его внутренними проблемами. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху сталкивается с растущей непопулярностью у себя дома. Некоторые опросы показывают, что 70-80% хотят, чтобы он ушел в отставку после войны. Фактически, только 15% хотят, чтобы Нетаньяху сохранил свой пост после войны. Нетаньяху также потерпел конституционное поражение. 1 января историческое постановление Верховного суда Израиля отменило спорные судебные реформы правительства Нетаньяху. Суд отменил закон, оспаривающий стандарт «разумности», что делает политические перспективы  Нетаньяху еще более неопределенными. Хотя его досрочный уход в разгар войны в Газе кажется маловероятным, этот сценарий нельзя сбрасывать со счетов, особенно если суд признает Нетаньяху виновным по обвинениям во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием.

Даже более важным, чем Нетаньяху, является самый большой вопрос, нависший над Израилем: что произойдет «послезавтра»? В настоящее время находящийся в состоянии войны премьер-министр заявил, что Израиль будет нести ответственность за поддержание безопасности в Газе после войны. Это будет дорого стоить после войны, которая, по оценкам, обойдется Израилю в 2,00% его ВВП в 2024 году. Это не та ответственность, которую Израиль мог бы или захотел бы нести бесконечно. Итак, если не Израиль, то кто? Нетаньяху отверг какую-либо роль сил безопасности ПНА, которые, по общему признанию, не могут даже эффективно охранять Западный берег.

Существует также связанный с этим вопрос управления Газой без участия ХАМАСа. Палестинцы и международное сообщество, несомненно, отвергнут эту роль для Израиля. Эта идея попахивает поселениями или даже аннексией, два слова, которые приводят в ярость обе группы. Обращает внимание, что Израиль также вряд ли захочет взять на себя задачу управления Газой. Управлять этим перенаселенным, ныне бедным участком земли с разрушенной экономикой и инфраструктурой будет невообразимо тяжелой  задачей, так как придется нести затраты, связанные со строительством и эксплуатацией больниц, школ, дорог, водоснабжения, канализации и многого другого, а также о найме всего местного персонала для выполнения этих и многих других задач государственного управления. Все это стало бы кошмаром для израильских администраторов.

Управление послезавтра: у США есть несколько советов

В Израиле было немного публичных разговоров о том, как страна поступит с сектором Газа после окончания войны. Министр обороны Йоав Галант недавно представил свое видение будущего, когда Израиль возьмет на себя контроль над безопасностью и палестинская структура, «управляемая Израилем», будет управлять повседневной администрацией. По словам Галанта, США и другие страны будут следить за восстановлением сектора Газа.

План Галанта, который еще не является официальной политикой Израиля, может быть началом, но потребует дальнейшей конкретизации внутри Израиля и среди более широкого международного сообщества. США, другие страны и, что наиболее важно, палестинцы должны будут одобрить этот или любой другой подход, если они хотят, чтобы он сработал. Как в вопросах безопасности, так и в вопросах управления у Израиля не будет иного выбора, кроме как обратиться к международному сообществу, начиная с США.  Восстановление Газы в конечном итоге окажется задачей слишком масштабной и дорогостоящей только для США, уже обремененных накопленным долгом за неудачные эксперименты по государственному строительству в Ираке и Афганистане.  Участие ЕС и арабских стран будет необходимо, особенно в финансировании восстановления разрушенного сектора Газа. Без их добровольного и активного участия Газа не восстановится, и Израиль останется с обедневшим соседом со все более враждебным и в основном молодым населением на  его границе.

Ни одна страна, включая США, скорее всего, не согласится участвовать в восстановлении Газы, без твердого обязательства Израиля признать отдельное, независимое государство для палестинского народа. Признание и принятие этой реальности после последних 15 с лишним лет бесплодных попыток уклониться от нее или проигнорировать может стать самой большой проблемой для народа Израиля и его руководства. И даже с учетом признания Израилем существования двух государств, будет трудно ответить на вопросы об управлении будущим палестинским государством и о том, кто будет партнерами Израиля по переговорам. ХАМАС в том виде, в каком он задуман и организован в настоящее время, неприемлем, а ПНА не хватает ресурсов, руководства, компетентности и доверия палестинского народа. Очевидно, что предстоит проделать большую работу, и палестинцам потребуется значительная помощь международного сообщества, чтобы воплотить решение о создании двух государств в реальность.

55.81MB | MySQL:116 | 0,459sec