Судан: проблемы с подведением итогов выборов

Задержка обнародования итогов прошедшего в Судане голосования начинает осложнять жизнь его устроителям. Время работает против них. Каждый новый день рождает новые проблемы, а также размышления международных аналитиков в отношении «весомости» и «честности» прошедших выборов.

Наибольшую опасность для Хартума сейчас представляют арифметические выводы ряда западных мониторинговых агентств, которые задались целью определить общее количество реально проголосовавших. Несмотря на самоотвод кандидата в президенты от Суданского народно-освободительного движения (СНОД) Я.Армана в силу откровенного разгильдяйства его имя осталось в бюллетенях для голосования. Согласно полученным результатам Я.Арман набрал в южносуданских штатах 95% голосов. За О.аль-Башира отдали свои голоса только 5% избирателей. Напомним, что в южносуданских штатах было зарегистрировано около 4 млн избирателей. Исходя из этого, наблюдатели указывают, что как минимум 3,8 млн голосов было подано против О.аль-Башира. При этом, по тем же данным, всего в голосовании участвовало 12 млн человек из 16 млн зарегистрированных. То есть, если подходить чисто теоретически остается 8,3 млн избирателей, которые могли бы проголосовать за действующего суданского лидера. Как утверждают эксперты Национальной избирательной комиссии (НИК) Судана за него на севере из этого числа проголосовало 90%. Но из этого числа «выпадают» избиратели «проблемных» штатов Южный Кордофан (где выборы отложены), Горы Нубы и Голубой Нил, которые считаются «враждебными» правящей партии Национального Конгресса (ПНК).

Кроме того, непонятно действительно блокировали ли выборы сторонники «Аль-Уммы», юнионистов-раскольников и коммунистов. Вполне возможно, что их сторонники на избирательные участки пришли и проголосовали «против» О.аль-Башира. Как это сделали, например, сторонники Х.ат-Тураби и М.Миргани.

Все это создает чисто теоретическую пока проблему того, что нынешнему суданскому руководителю может не хватить голосов для набора магической цифры 50% плюс один голос.

Очень непонятно все с Дарфуром, где выборы заблокировали в основных лагерях беженцев сторонники ДСР и СОД-Нура. Кстати, интересный факт, показывающий истинную позицию «непримиримого» полевого командира А-В.Нура в его отношениях с Хартумом: если бы он призвал своих сторонников не блокировать выборы, а проголосовать «против», то он мог бы реально серьезно «осложнить» жизнь О.аль-Баширу.

Вообще, если выясниться, что бойкот выборов был затеян оппозиционерами не только для «торга» за министерские и депутатские посты, но и для того, чтобы не дать своим сторонников проголосовать «против» О.аль-Башира, то тогда необходимо признать прямо-таки «наполеоновский» стратегический талант главного организатора выборной кампании Нафи Али Нафи. Последний путем организации бойкота «убил» двух зайцев: уменьшил число голосующих «против» «нового, старого президента» и дал оппозиции «поиграть в демократию». В пользу этой версии говорит тот факт, что, по имеющимся неофициальным данным, О.аль-Баширом принято решение дать «участникам бойкота» несколько министерских постов в будущем коалиционном правительстве. В этой связи недавняя «перепалка» между двумя основными советниками суданского президента Нафи Али Нафи и Г.ат-Табани была вызвана тем, что последний раньше времени своими публичными заявлениями раскрыл суть комбинации. Очень даже возможно, что не случайно.

В любом случае, по нашим данным, в процессе встречи между главой «африканских мудрецов» Т.Мбеки и О.аль-Баширом 25 апреля с.г, последний дал согласие на использование именно этой модели формирования будущего кабинета министров. Это является для Т.Мбеки вопросом принципиальным, так как в основе его плана «умиротворения Дарфура» лежит именно создание некой межпартийной ассамблеи. Такой реверанс в сторону Т.Мбеки означает также то, что О.аль-Башир начинает склоняться больше в пользу тандема Т.Мбеки-И.Гамбари как основного инструмента международного посредничества. Этот момент только подтверждает обоснованность версии о скорой отставке Дж. Бассоле.

Еще один «подводный камень» для возможных благоприятных итогов выборов для Хартума – это позиция крупнейшего кочевого арабского племени мессерия, традиционными местами обитания которого является Абъей, Южный Кордофан и юг Дарфура. Шейхи этого племени, которые во время гражданской войны с Югом поддерживали Хартум, чувствуют себя «обманутыми». В результате новых территориальных делений они потеряли «свой»» штат, в котором они доминировали. Теперь они «распылены» по территориям разных штатов (которые как раз еще не проводили выборы) и нигде не имеют большинства. Опять же Хартум крайне невнятно определяет свою позицию по вопросам кочевых традиционных маршрутов мессерия, которые пересекают все условные границы Юга и Севера.

Как следствие последний момент и привел к массовым столкновениям 23 апреля с.г., что естественно не пошло на пользу «набирающему силу демократическому процессу». Именно в этот день южносуданские вооруженные силы вступили в бой с кочевниками мессерия из Южного Дарфура и Кордофана, которые пересекли вместе со стадами скота границу Южного Судана. В результате 17 человек погибли, 11 были ранены. Западные источники указывают на 50 погибших.

Вожди мессерия обвиняют во всем произошедшем южносуданские войска. По словам шейха М.И.Илайя, речь шла «о целенаправленной провокации со стороны южносуданских военных, которые сначала спровоцировали кочевников, а затем открыли по ним огонь». Он добавил, что « несколько раз обращал внимание Хартума на присутствие южносуданских военных на территории штата Южный Дарфур, но вразумительного ответа так и не получил». Это заявление прекрасно демонстрирует суть отношений мессерия и Хартума, а также степень запутанности пограничного вопроса между Севером и Югом. Напомним, что демаркация границ может стать детонатором под всем процессом ВМС в связи с практически стопроцентном отделением Южного Судана в 2011 году.

Все эти события совпали со столкновениями военных суданской армии со своими южносуданскими коллегами в штате Бахр Аль-Газаль, в котором победу на губернаторских выборах одержал кандидат от СНОД. Естественно, что Хартум свою причастность к этому эпизоду отрицает. По нашим данным, речь шла об элементарной путанице в условиях ночного времени, но факт сам по себе показателен, так как наглядно иллюстрирует степень легкости возникновения военного столкновения (пусть и локального) между Севером и Югом в перспективе итогов будущего референдума.

Несмотря на сказанное, отметим, что поражение О.аль-Башира на выборах сейчас представляется исключительно как теоретическая возможность. С учетом полной неразберихи и подтасовки голосов на Юге, вряд ли Джуба или ее «друзья» из Госдепа США сейчас начнут требовать пересчета голосов или будут заниматься «избирательной арифметикой». Об этом четко заявили все ведущее международные спонсоры. Другой вопрос заключается в том, что затягивание обнародования итогов голосования объективно тормозит два ключевых момента, которые предельно важны для Запада. Это срыв графика проведения референдума о независимости на Юге и возобновление мирных переговоров по Дарфуру в Дохе. В этой связи, по нашей оценке, итоги все-таки будут обнародованы до конца апреля с.г.

52.24MB | MySQL:103 | 0,488sec