Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19-25 апреля 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с палестино-израильским урегулированием и Афганистаном. Специальный представитель президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелл предпринял новую попытку убедить Израиль и Палестинскую национальную администрацию (ПНА) возобновить мирные переговоры после более чем го-дичного перерыва. 23 апреля на встрече в Таллинне главы внешнеполитиче-ских ведомств государств-членов НАТО приняли решение о передаче в тече-ние текущего года контроля над безопасностью в Афганистане местным вла-стям.

В ходе поездки на Ближний Восток спецпредставитель президента США в регионе Дж. Митчелл встретился с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху, министром обороны страны Э. Бараком и главой ПНА М. Абба-сом. Основной целью поездки американского дипломата была попытка до-биться возобновления палестино-израильских переговоров. Однако Дж. Митчеллу не удалось достичь этой цели и сблизить позиции сторон. Так, премьер-министр Б. Нетаньяху вновь подтвердил, что Израиль не намерен прекращать жилищное строительство в восточной части Иерусалима. В то же время он заявил о потенциальном израильском согласии на соглашение, в рамках которого будет создано независимое палестинское государство с вре-менными границами. По мнению Б. Нетаньяху, такой промежуточный шаг поможет вывести из тупика палестино-израильское урегулирование. Более мягкую позицию занимает министр обороны Израиля Э. Барак, заявивший 19 апреля о поддержке создания палестинского государства и выступивший против дальнейшей застройки оккупированных территорий и достижение по-стоянного соглашения с палестинцами с «четкими границами» и признанием их суверенитета. Со своей стороны, М. Аббас отказался от предложения Б. Нетаньяху, назвав его «ловушкой и попыткой заставить его сесть за стол пе-реговоров и увековечить временные границы палестинского государства, сделав их постоянными». М. Аббас также предложил американской админи-страции «навязать» израильтянам и палестинцам урегулирование конфликта. Ранее, 19 апреля глава правительства ПНА С. Файяд в очередной раз под-твердил приверженность идее создания палестинского государства «уже к середине 2011 г.». Причем, по словам С. Файяда, ПНА и ООП удалось полу-чить на международной арене «достаточную поддержку идее независимости». В то же время палестинский руководитель был вынужден признать, что «препятствием на пути создания государства остается раскол на внутренней арене, который должен быть преодолен в ближайшее время».

Главы внешнеполитических ведомств стран-членов НАТО на совеща-нии в Таллинне признали, что, вероятно, Афганистан будет сталкиваться с проблемами обеспечения безопасности еще на протяжении нескольких лет, хотя силы западной коалиции смогли добиться «серьезного успеха» и могут начать в текущем году «процесс передачи обязанностей по обеспечению безопасности правительству Афганистана». При этом, по словам генерально-го секретаря альянса А. Ф. Расмуссена, вывод войск НАТО из страны про-изойдет постепенно и «не будет быстрым», т. к. силы коалиции покинут аф-ганскую территорию «лишь после выполнения своей задачи». В НАТО также не ожидают, что «Афганистан будет стараться соответствовать невозможным стандартам», но ожидают и работают «над тем, чтобы создать афганские силы безопасности, вооруженные силы и полицию, которые смогут защищать людей и вселить в них веру в способности этих структур». Главным лозунгом миссии Североатлантического альянса в Афганистане был провозглашен: «больше возможностей для афганцев и больше их руководящей роли». В ка-честве меры для поддержки развития афганской экономики и создания новых рабочих мест западные союзники намерены закупать для своих войск в стране преимущественно местные товары.

Спецпредставитель президента США по Афганистану и Пакистану Р. Холбрук заявил 19 апреля, что американская администрация нацелена на всемерное укрепление отношений с правительством афганского президента Х. Карзая, а в Вашингтоне разработан «обширный план активной работы» с кабульскими властями.

19 апреля Независимая избирательная комиссия Афганистана присту-пила к регистрации кандидатов, которые будут баллотироваться в депутаты национального парламента на намеченных на сентябрь с. г. выборах.

Лидер движения «Талибан» М. Омар назначил своим заместителем М. Хасана, который сменит на этом посту А. Г. Барадара, захваченного в феврале этого года пакистанскими спецслужбами. Напомним, что в обязанности «человека № 2» в движении входит координация всех боевых операций, про-водимых талибами на территории Афганистана и Пакистана.

Неспокойная ситуация сохраняется на северо-западе Пакистана, в районах примыкающих к границе с Афганистаном. Несмотря на операции правительственных войск против сил местных талибов, последние продол-жают совершать теракты и вооруженные нападения, в т. ч. на конвои, дос-тавляющие грузы для сил западной коалиции в Афганистане.

В период с 22 по 25 апреля командование Корпуса стражей исламской революции Ирана провело в зоне Ормузского пролива масштабные учения ВМС «Великий пророк-5». Подобные учения проводятся ежегодно, начиная с 2006 г. Помимо сил флота в них участвуют сухопутные войска и ВВС. Как было объявлено в Тегеране, одной из основных целей нынешнего мероприя-тия является напоминание Западу о роли Ирана в обеспечении транзита нефти из стран Персидского залива через Ормузский пролив. В ходе учений, как это было и раньше, иранские военные испытали ряд новых видов вооружения (на этот раз ракетные пусковые установки, торпеды, беспилотные летательные аппараты) и провели практические пуски ракет различных типов. Кроме того, боевые пловцы и водолазы отработали «сложные маневры» по установке и перемещению мин. На учениях впервые в качестве наблюдателей при-сутствовали представители ВС Катара, выразившие желание изучить иранский опыт.

Вместе с тем, Оборонное разведывательное агентство США подготови-ло доклад о состоянии и боеспособности иранских вооруженных сил, в кото-ром утверждается, что они «не так боеспособны, как считается, и их нельзя сравнить с армиями таких стран как Турция и Израиль». ВС ИРИ «слабо ос-нащены и их вооружение не обновлялось более 30 лет». Американские ана-литики считают, что главной задачей иранской военной машины является «охрана безопасности», а поэтому «несерьезно» рассматривать ее как угрозу.

19 апреля в Тегеране сообщили о начале возведения еще одного пред-приятия по обогащению урана, которое запланировано построить в этом году. Президент ИРИ М. Ахмадинежад 25 апреля назвал «нелегитимным» воз-можное введение новых санкций против Ирана в связи с его ядерной про-граммой. В то же время, по информации СМИ, иранская сторона согласилась на предоставление наблюдателям МАГАТЭ более широких возможностей для мониторинга своей деятельности в ядерной области.

В столице Ирака Багдаде 23 апреля была совершена очередная серия кровавых терактов, в результате чего погибли 69 и получили ранения свыше 200 человек. Власти обвинили в произошедшем местный филиал «Аль-Каиды». Как известно, недавно в ходе совместной спецоперации иракских и американских военных были ликвидированы два первых руководителя этой группировки. Отметим, что в большинстве случаев объектами террористов стали шиитские мечети. В этой связи правительство и население опасаются новой вспышки межконфессионального насилия в стране. В Багдаде усилены меры безопасности. В то же время власти отвергли помощь, предложенную радикальным шиитским лидером М. ас-Садром, заявив, что армия и полиция «не испытывают дефицита в людях».

Премьер-министр Ливана Р. Харири 20 апреля отверг обвинения в на-личии на территории страны баллистических ракет типа «Скад», якобы пере-данных Сирией ливанской «Хизбалле». Р. Харири сравнил эти обвинения с информацией о наличии ОМП у Ирака, появившейся перед американо-британским вторжением в эту страну в 2003 г. Отметим, что большинство за-рубежных экспертов отрицают возможность передачи сирийцами «Скадов» «Хизбалле».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 23 апреля заявил, что Иран пытается спровоцировать войну между Израилем и Сирией, пытается убедить сирийцев в неизбежности израильского военного нападения, что, по словам Б. Нетаньяху, является «ложью», т. к. «Израиль не стремится к войне, а хочет мира». В то же время глава правительства выразил озабоченность в связи с поставками сирийского оружия боевикам «Хизбаллы».

В Судане откладывается официальное объявление итогов всеобщих выборов, состоявшихся 11-15 апреля. Руководство Национальной избира-тельной комиссии (НИК) объясняет это сложностями, в т. ч. технического порядка, возникшими при подсчете голосов в центре и на местах. Вместе с тем, по предварительной информации, правящая в стране партия Националь-ный конгресс (НК) получила посты губернаторов в 14 штатах на севере Су-дана, а 10 губернаторских кресел на юге завоевало правящее в регионе Су-данское народно-освободительное движение (СНОД). 20 апреля после встре-чи с лидером южан С. Кииром вице-президент Судана А. Таха заявил, что НК и СНОД выразили готовность признать любые итоги выборов, которые объявит НИК.

В последнее время в обстановке на северо-западе Йемена вновь стали отмечаться элементы напряженности. Представители правительства и шиит-ских повстанцев усилили взаимные обвинения в несоблюдении условий со-глашения о прекращении огня, подписанного в феврале. Так, власти заявляют, что боевики не ушли со всех позиций, занятых ими во время недавнего вооруженного конфликта, периодически блокируют дороги между населен-ными пунктами в провинции Саада. В ответ повстанцы утверждают, что вла-сти до сих пор не освободили примерно 1000 их сторонников, захваченных в плен в ходе военных действий, в то время как все йеменские и саудовские военнослужащие и гражданские лица давно выпущены на свободу. Кроме то-го, власти не восстанавливают на работе бывших боевиков, не принимают мер по восстановлению районов, пострадавших от войны и т. д.

В г. Таманрассет на юге Алжира начал действовать региональный центр по борьбе с терроризмом в Сахаре, в котором представители Алжира, Мавритании, Мали и Нигера будут координировать действия вооруженных сил и органов безопасности своих стран по борьбе с организацией «Аль-Каида» в странах Арабского Магриба» и других террористических группиро-вок. Достигнута договоренность, что в случае необходимости военные смогут пересекать границу соседнего государства для уничтожения боевиков. Также стороны договорились о совместных действиях по пресечению каналов финансирования террористов, контрабанды и нелегальной иммиграции в Сахаре. Для этого, в частности, будет усилено патрулирование пустынных районов с воздуха (главным образом силами алжирских ВВС). Планируется и создание общей базы данных о деятельности террористов и боевиков в ре-гионе. Подчеркнем, что инициатором более тесной координации действий в борьбе с терроризмом выступил Алжир.

На минувшей неделе в Сомали боевики радикальной исламистской группировки «Аш-Шабаб» захватили без боя три города в центральной части страны – Масагауэйн, Эльдор и Галад, которые до этого контролировали си-лы проправительственной исламистской группировки «Ахали Сунна» («При-верженцы Сунны»).

На состоявшихся 18 апреля выборах президента непризнанной Турец-кой Республики Северного Кипра (ТРСК) победу одержал Д. Эроглу — сто-ронник жесткой политики по укреплению независимости ТРСК, созданию на острове двух независимых государств.

22 апреля президент Египта Х. Мубарак и король Иордании Абдалла II провели переговоры в египетском Шарм-эш-Шейхе, обсудив ситуацию на палестинских территориях, возможность возобновления палестино-израильского диалога, ситуацию в Ираке, Судане и зоне Персидского залива.

Приложение

 

 

О пакистано-американском военном сотрудничестве

 

 

Проведение Пакистаном в 1998 г. испытаний ядерного оружия вызвало негативную реакцию со стороны США и привело к введению санкций против Исламабада. В их числе было и замораживание военного сотрудничества с Пакистаном, которое ранее, особенно в период нахождения в Афганистане советских войск, активно развивалось. После известных терактов в США в сентябре 2001 г., когда Пакистан становится одним из главных партнеров Соединенных Штатов в борьбе с международным терроризмом, администра-ция президента Дж. Буша принимает решение о возобновлении военного со-трудничества с Исламабадом, включая поставки вооружения и военной тех-ники. В 2002 г. стороны договорились о возобновлении работы Оборонной консультативной комиссии по обсуждению вопросов сотрудничества между вооруженными силами США и Пакистана, а также возобновили диалог по вопросам ядерной безопасности. В 2004 г. американцы предоставили Паки-стану статус «союзника США вне организации НАТО».

Новая стратегия США в Афганистане и Пакистане, провозглашенная президентом Б. Обамой в 2009 г., предполагает развитие партнерских отно-шений между Вашингтоном и Исламабадом, большее пакистанское участие в борьбе с терроризмом. Американская администрация отдает себе отчет в том, что все усилия западной коалиции в Афганистане «обречены на неудачу» без активного сотрудничества с Пакистаном, а возможный крах нынешней паки-станской государственности в результате действий радикальных исламист-ских сил «повлечет за собой более тяжкие последствия, чем любые пораже-ния в Афганистане». В первую очередь, это связано с возможностью получе-ния транснациональными террористическими и экстремистскими группиров-ками доступа к пакистанскому ядерному оружию. Для улучшения ситуации в стране, недопущения развития событий по наихудшему сценарию «США го-товы приложить все необходимое время и энергию для формирования под-линного и долгосрочного партнерства с Пакистаном». Важность Пакистана для США и их союзников заключается и в том, что именно через территорию этой страны проходят основные коммуникации, по которым войска западной коалиции в Афганистане получают основную массу необходимых им грузов и предметов снабжения. Причем возможность полной замены пакистанского транзита пока не просматривается.

В последе время контакты между военными руководителями двух го-сударств становятся все более интенсивными. Частыми гостями в Исламабаде являются глава Пентагона Р. Гейтс, председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен, руководитель Объединенного цен-трального командования (ОЦК) ВС США генерал Д. Петрэус. В марте 2010 г. в Вашингтоне прошла первая встреча по стратегическому диалогу между США и Пакистаном, на которой военные вопросы заняли ведущее место. Для участия в переговорах в США прибыли командующий пакистанской армией генерал А. Кияни и другие высокопоставленные военные. Пакистанские ге-нералы также посетили штаб ОЦК авиабазе Мак-Дилл, Тампа, Флорида.

Начиная с 2002 г. Пакистан получает от США на военные нужды зна-чительные финансовые средства. Так, 1,6 млрд из примерно 3 млрд долларов, предусмотренных принятой в 2003 г. пятилетней программой американской финансовой помощи Исламабаду, предназначалось на военные поставки, подготовку кадров для армии и сил безопасности, другие военные проекты. Кроме того, Пакистан ежегодно получает военную помощь в размере до 300 млн долларов. В рамках новой стратегии США в Афганистане и Пакистане было объявлено о намерении создать специальный Пакистанский противо-повстанческий фонд в размере 2,8 млрд долларов. Эти средства в течение пя-ти лет будут расходоваться преимущественно на оснащение и обучение па-кистанских военнослужащих с целью повышения их возможностей в прове-дении операций против боевиков и террористов.

Помимо безвозмездной помощи в 2002-2007 гг. были подписаны меж-правительственные соглашения о продаже Пакистану американской продук-ции военного назначения на 4,55 млрд долларов. Причем основная часть пре-доставляемого американцами вооружения, военной техники и снаряжения предназначена для решения задач по борьбе с боевиками и террористами. К настоящему времени пакистанцы уже получили 12 боевых вертолетов АН-1F «Кобра», 6 военно-транспортных самолетов С-130Н, 100 противокорабель-ных ракет типа «Гарпун», 500 ракет «воздух-воздух» типа «Сайдвиндер», 6 РЛС AN/TPS-77, другую технику. Подписаны соглашения на поставку 115 самоходных гаубиц М-109А, 520 ПТРК ТОУ, средств связи и др. В 2006 г. был заключен контракт на закупку для пакистанских ВВС 36 тактических ис-требителей F-16С/D Блок 50/52 с комплектом боеприпасов. Однако в 2008 г. по причине финансовых трудностей правительство Пакистана сократило число приобретаемых самолетов до 18, которые должны поступить из США летом текущего года. В настоящее время рассматривается вопрос о дополни-тельном приобретении в США еще 14-18 истребителей F-16 бывших в упот-реблении, а также модернизации самолетов этого типа, полученных паки-станцами еще в 1980-е гг. В феврале 2010 г. подписано соглашение о поставке для самолетов F-16 1000 бомб с лазерным наведением, поступление на вооружение которых, по мнению американских военных, позволит пакистан-ским ВВС «иметь новые возможности и новое качество» в действиях против боевиков. 21 апреля было объявлено о продаже ВМС Пакистана фрегата типа «Оливер Х. Перри» постройки 1970-х гг. и оснащенного ракетами «Гарпун». Кроме того, США обещали поставить пакистанцам беспилотные летательные аппараты для ведения разведки в приграничных с Афганистаном районах.

По заявлению главы ОЦК ВС США генерала Д. Петрэуса, американские военные намерены расширять сотрудничество с пакистанской армией и пограничными войсками, оказывая помощь в повышении их мобильности, улучшении технической оснащенности и обученности. Прежде всего, речь идет о силах специального назначения Пакистана, которые американцы хотят сделать «более мощной противоповстанческой силой». Большое значение американское командование придает расширению обменом разведывательной информацией о боевиках и террористах. Также будет увеличено число пакистанских офицеров, направляемых на учебу в США.

В Вашингтоне положительно оценивают крупные войсковые операции против талибских боевиков, которые пакистанская армия проводит в послед-ние месяцы в районах, прилегающих к границе с Афганистаном. Американцы пытаются наладить координацию действий сил западной коалиции, афганских властей и Пакистана в борьбе против вооруженных экстремистских группировок, однако из-за давних серьезных разногласий между Исламаба-дом и Кабулом заметных успехов в этом деле не наблюдается.

В военных отношениях между Пакистаном и США имеется целый ряд трудностей и препятствий, не позволяющих им развиваться более успешно. Так, Исламабад негативно относится к набирающим обороты военным связям США с Индией, американским военным поставкам этой стране. В то же время недовольство США вызывает то, что пакистанские политические и военные руководители продолжают уделять главное внимание противостоянию с Индией, рассматривая ее в качестве главной угрозы Пакистану, а это, по мнению Вашингтона, значительно ослабляет усилия Исламабада в борьбе с терроризмом. По итогам недавнего раунда стратегического диалога в Ва-шингтоне пакистанский представитель заявил, что сторонам удалось достичь соглашения по «ключевым военным поставкам». Однако, по всей видимости, речь идет лишь о договоренностях в самой общей форме, т. к. США вряд ли пойдут на поставки Пакистану тех видов оружия, которые могут нанести ущерб их отношениям с Индией. На масштабах поставок оружия, как видит-ся, сказывается и существующая в Вашингтоне неуверенность в устойчивости нынешней пакистанской власти.

Негативно на двустороннее сотрудничество влияет существующее не-доверие и недостаточно высокий уровень взаимопонимания между военными США и Пакистана. В значительной степени это связано с перерывом (по американской инициативе) в отношениях в военной сфере, произошедшим в 1990-е гг. По словам адмирала М. Маллена, устранение существующих раз-ногласий между военными ведомствами двух стран является одной из при-оритетных задач Пентагона на пакистанском направлении. Вместе с тем, американцы настаивают на разрыве отношений пакистанских военных с движением «Талибан» и другими экстремистскими группировками, усилении контроля над национальными ядерными объектами. В то же время многие пакистанские офицеры выражают недовольство политикой США в отношении Ирака, Ирана и Индии.

В целом дальнейшее развитие пакистано-американского военного со-трудничества во многом будет зависеть от действий руководства Пакистана в борьбе против экстремистских группировок и террористов, а также общего положения дел в этой стране.

50.86MB | MySQL:102 | 1,114sec