Оценки в Израиле ситуации после атак ХАМАСа из сектора Газа. Часть 73

После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 16 января 2024 г., по израильской территории было выпущено 11 000 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли 1 462 человек, 13 340 ранены, 136 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа. В ходе столкновений погибли 529 израильских военнослужащих[i]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли более 24 000 палестинцев, из них 70% – женщины и дети, ранены – 60 317 чел.[ii]

Коби Майкл, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS) и профессор Международного центра охраны правопорядка и безопасности Университета Южного Уэльса в Великобритании, рассматривает вопрос – может ли Израиль в принципе и каким образом избежать опасной ловушки, в которую его пытается загнать ХАМАС.

К таким рассуждениям его наводит ситуация, которая складывается в результате 100 дней боевых действий против ХАМАСа в секторе Газа. Для эксперта очевидны трудности, связанные с реализацией заявленных израильским военно-политическим руководством целей, в частности, уничтожения управленческого и военного потенциала ХАМАСа и возвращения заложников. Эксперт отмечает «все больший разрыв между ощущением военных достижений среди сражающихся в анклаве и чувством растерянности в обществе, а также в израильских и международных средствах массовой информации. Время идет, картина разрушений в секторе Газы наряду с данными о погибших и раненых палестинцах, а также свидетельства серьезного гуманитарного положения в анклаве, усиливают международную критику и американское давление на Израиль, чтобы он прекратил боевые действия в их нынешней форме».

«В то же время усиливается страх за судьбу заложников и давление общественности на военно-политическое руководство с целью достижения соглашения «любой ценой». На этом фоне решимость [Б.Нетаньяху – В.К.] продолжать войну до уничтожения ХАМАСа и ускорить освобождение заложников на более разумных условиях может привести к расколу между правительством и значительной частью общества».

По мнению К.Майкла, «ХАМАС просчитывает поведение Израиля, потому что это динамичная демократия, активное и громкое гражданское общество и свободные СМИ. Лидеры правящего в секторе Газа движения, в частности Яхья Синвар, внимательно следят за происходящим в Израиле и оттачивают стратегию затягивания и ведения войны на истощение с целью добиться окончания боевых действий и дальнейшего существования ХАМАСа как военного и правящего в анклаве образования, что для них является сутью победы. И это наряду с освобождением из израильских тюрем палестинских заключенных. Само выживание, даже ценой огромных человеческих жизней жителей сектора Газа и масштабного ущерба гражданской инфраструктуре анклава, является для них победой и поражением Израиля».

Эксперт INSS считает, что для реализации стратегии затягивания боевых действий и истощения Израиля, ХАМАС прибегает к ряду мер.

  1. Выдвигает чрезмерные требования к сделке по освобождению заложников с целью истощить израильскую общественность, усилить напряженность между гражданским обществом и военно-политическим руководством, а также внешнее давление на Израиль.
  2. Маневрирует между Катаром и Египтом и создает конкуренцию между ними таким образом, чтобы повысить шансы на более выгодную для ХАМАСа сделку, когда сама конкуренция способствует политической активности, на которую Израиль и особенно Соединенные Штаты вынуждены отвлекаться, что к тому же мотивирует американцев к достижению соглашения об освобождении заложников. Это неизбежно должно повлечь за собой прекращение боевых действий на выгодных ХАМАСу условиях и в соответствии с его требованиями.
  3. Ведет переговоры с высокопоставленными должностными лицами ФАТХа и Палестинской национальной администрации (ПНА) с целью ее мобилизации во имя достижения национального единства, заботы о судьбе сектора Газа и его жителях, что соответствует интересам ХАМАСа. Так, высокопоставленный представитель ФАТХа Джибриль Раджуб, который недавно встретился с Исмаилом Ханией, главой Политбюро ХАМАСа, заявил о намерении достичь взаимопонимания между двумя движениями относительно создания правительства национального единства для восстановления сектора Газа, управления палестинскими территориями и подготовки выборов президента и Палестинского законодательного совета.
  4. Продолжает боевые действия наряду с усилиями по сохранению контроля на юге сектора Газа таким образом, чтобы создать имидж присутствия и эффективного управления, а также препятствует любым местным попыткам сформировать альтернативную власть. Отмечается, что недавно, после сокращения военного присутствия ЦАХАЛа на севере анклава, ХАМАС через свои комитеты по чрезвычайным ситуациям и сотрудников безопасности (в основном это гражданская полиция) возобновил открытую деятельность в городах Бейт-Ханун и Бейт-Лахия, а также в лагерях беженцев Джабалия и Аш-Шати. Взаимодействуя с властями на местах, они занимаются расчисткой завалов и обеспечением водой и продовольствием, а также содействуют возвращению перемещенных лиц в северную часть сектора Газа. Эксперт не исключает, что среди этих людей будут боевики движения, вернувшиеся в северные районы сектора Газа с целью усиления военного потенциала против ЦАХАЛа.
  5. Постоянно воздействует на Иран, чтобы тот расширил деятельность своих прокси и тем самым усилил давление на Израиль и США. В основе этого лежит понимание того, что Израиль истощается, а Америка испытывает страх перед эскалацией войны.

К.Майкл указывает на «еще один приятный для ХАМАСа побочный эффект – усиление напряженности между Израилем и Египтом, что ставит под угрозу стабильность отношений и сотрудничества между ними».

С учетом продолжительности войны и того, как это сказывается на настроении в обществе, в израильских и международных СМИ, эксперт полагает, что руководство ХАМАСа в секторе Газа с оптимизмом оценивает свои шансы на успех, а также актуальность и эффективность реализуемой им стратегии. «Чем выше уровень оптимизма лидеров ХАМАСа, тем менее охотно они будут рассматривать предложения о прекращении войны, что будет означать воссоздание этого движения в качестве военной и правящей силы в секторе Газа».

По мнению К.Майкла, «враждебность, проявленная американской администрацией в отношении к политическому эшелону в Израиле, особенно к премьер-министру Биньямину Нетаньяху, играет на руку ХАМАСу и побуждает организацию придерживаться стратегии затягивания войны и истощения Израиля. Надежды ХАМАСа на окончание войны в соответствии с его требованиями питают публичные заявления на международной арене относительно ожиданий от Израиля того, что он увеличит гуманитарную помощь и разрешит перемещенным лицам вернуться на север сектора Газа (что означает уход большей части сил ЦАХАЛа с территории анклава). Их обнадеживают также призывы к возвращению в Газу «обновленной» ПНА и возобновлению политического процесса с целью создания двух государств».

Точно также в пользу ХАМАСа эксперт расценивает нынешний дискурс в Израиле, который лидеры движения понимают как усиление давления на израильское правительство, чтобы оно стремилось к скорейшему прекращению войны. ХАМАС видит в этом возможность своего выживания как военного и правящего движения в секторе Газа со стратегическим активом, который служит его амбициям в отношении к ПНА и ФАТХу и стремления объединить под своим контролем всю палестинскую систему.

К.Майкл полагает, что «любое достижение такого рода для ХАМАСа означает исправление проблемной реальности не только в пользу сектора Газа, но и всех фронтов оси сопротивления. Они организованы Ираном таким образом, что ставят Израиль перед угрозой невыносимой непрерывной войны на истощение и трудностей реализации своего суверенитета, который заключается в способности расселять своих граждан в приграничных районах». Следовательно, «Израиль должен помешать и разрушить стратегию ХАМАСа, направленную на затягивание войны и истощение Израиля, и обеспечить ликвидацию его потенциала как военного и государственного образования».

Для этого К.Майкл считает необходимым сделать следующее:

  1. Усилить давление на Катар напрямую и через США, посредством явных угроз и ультиматумов, а также глобальной кампании по разоблачению его поддержки террористических организаций. По его мнению, «Доха обеспечивала Газу деньгами, являясь дестабилизирующим фактором, в т. ч. благодаря сети «Аль-Джазира», которая служит рупором ХАМАСа и настраивает арабскую аудиторию против режимов в регионе. Усиление давления на Катар может привести к тому, что ХАМАС окажется под угрозой потери финансирования и убежища для его руководства, что также подорвет его уверенность в себе».
  2. Вместо посреднических услуг Катара сделать приоритетом посредничество Египта, с которым усилить взаимодействие в подготовке плана окончания войны и использования Филадельфийского коридора как необходимого условия для предотвращения возобновления военного усиления ХАМАСа.
  3. Разоблачать логику стратегии ХАМАСа и связанных с ней рисков, особенно разъясняя необходимость достижения целей войны для чего требуются (по выражению начальника Генштаба ЦАХАЛа от 13 января с. г.) «время и терпение».
  4. Препятствовать любой инициативе по созданию ФАТХом и ХАМАСом правительства национального единства, которое могло бы стать основой для возрождения ХАМАСа и его захвата палестинской политической системы.
  5. Усилить координацию с Соединенными Штатами с целью разрушения созданной ХАМАСом системы управления и добиваться соглашений для достижения этой цели. Наряду с этим постоянно противодействовать возвращению перемещенных палестинцев в северную часть сектора Газа и творчески подходить к совершенствованию механизма оказания гуманитарной помощи. Например, эксперт предлагает определить «безопасную зону», куда гуманитарная помощь будет поставляться под контролем, где будет запрещена военная деятельность, что будет совершенно безопасно для проживающих там людей.
  6. Представить идею послевоенного устройства, создания международного лояльного режима под руководством США и с участием стран региона с акцентом на Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Привлекать их в предлагаемую структуру в рамках новой региональной архитектуры, основанной на нормализации отношений между Израилем и арабскими странами, прежде всего, Саудовской Аравией. Созданный режим займется управлением территорией и населением в секторе Газа, восстановлением анклава, одновременно формированием технократического местного правительства, которому будут передаваться полномочия постепенно и ответственно вплоть до полной независимости. Этот процесс должен занять не менее пяти лет.

Одновременно «в рамках новой региональной архитектуры», которая, по мнению К.Майкла, «должна создать пространство возможностей и гибкости, отсутствующее в израильско-палестинском двустороннем канале связи (он уже исчерпан и не может дать никаких положительных результатов), Палестинская национальная администрация на Западном берегу р. Иордан будет проходить процесс глубокой трансформации с целью развития и совершенствования управления на находящихся под ее контролем территориях». Развитие двух палестинских образований и управление ими будет одновременным на протяжении пяти лет. При условии соблюдения согласованных критериев должного функционирования правительства в обоих палестинских образованиях будет рассмотрена возможность создания палестинской федерации, состоящей из двух округов».

К.Майкл видит в такой схеме возможный ответ на требования стран региона и администрации США обрисовать перспективы послевоенного устройства на основе принципа двух государств. Однако он считает, что на данном этапе не нужно вдаваться в детали, которые призваны привести к желаемому результату, т.к. это обострит дебаты по основным спорным вопросам или даже приведет к антагонизму между сторонами. В то же время такая схема отвечает палестинским требованиям независимости и государства при условии создания и функционирования двух правительств в двух палестинских образованиях.

Эксперт INSS допускает, что палестинцы отвергнут эту идею. Но для него важно то, что «Израиль в своем сегодняшнем положении позволит арабским странам, в частности Саудовской Аравии, продвинуться вперед в расширении процесса нормализации и вернуться к проектированию новой региональной архитектуры, что застопорилось из-за нападения 7 октября и последовавшей за этим войны. Этот план позволит Соединенным Штатам возглавить усилия и быть готовыми заплатить цену, которую просят саудиты. Они вернутся и выразят готовность нормализовать отношения с Израилем, отказаться от давления на него и уменьшить разногласия между странами по поводу реализации целей войны. В то же время это видение создает значительные стратегические ожидания сложной и затяжной войны, помогает сохранить сплоченность израильского общества и его постоянную поддержку сложных усилий государства»[iii].

[i] Real-time Updates / INSS. 18.01.2024. https://www.inss.org.il/he/publication/war-data/

[ii] Scores of civilians, mostly children and women, killed and injured in Israeli ongoing onslaught on Gaza // Wafa. 15.01.2024. https://english.wafa.ps/Pages/Details/140750

[iii] אפשריים ומענים סיכונים —  חמאס של והתשה ההשהיה אסטרטגיית / INSS. 16.01.2024. ttps://www.inss.org.il/he/publication/hamas-strategy/

55.7MB | MySQL:116 | 0,669sec