Мусульмане решают: голос исламского сообщества как определяющий фактор на всеобщих выборах в Великобритании

В Великобритании приближаются всеобщие выборы, назначенные на 6 мая. Если ещё буквально несколько месяцев назад многие аналитики называли убедительную победу на них консерваторов, возглавляемых Дэвидом Кэмероном, делом вполне решённым, то последние опросы британского общественного мнения (по данным газеты «Гардиан») демонстрируют, что давние политические соперники идут практически ноздря в ноздрю. Если Тори собираются отдать свой голос 37% избирателей, то в активе находящейся у власти Лейбористской партии, возглавляемой премьер-министром Гордоном Брауном, 33% потенциальных голосов. Сегодня никому уже не кажется сомнительной мысль о том, что 13-летнее пребывание лейбористов у власти может продлиться ещё на несколько лет даже в случае поражения на выборах от консерваторов. Так, например, всерьёз обсуждается вариант межпартийной коалиции лейбористов с набирающей популярность партией Либеральных демократов Великобритании, являющейся наследницей вигов и возглавляемой Ником Клеггом.

У политологов и экспертов не вызывает сомнений, что одной из главных сил в рамках текущей предвыборной кампании является мусульманское сообщество Соединённого Королевства, сегодня составляющее значительный процент от численности населения. Практически все сходятся во мнении, что, независимо от итогов выборов, британские мусульмане увеличат своё представительство в нижней палате парламента. В настоящее время исламское сообщество больше представлено в Палате лордов, где заседают пять пожизненных мусульман-пэров: выходец из Кашмира лорд Назир Ахмед, (регулярно угрожающий устроить на улицах британских городов массовые демонстрации его единоверцев, когда речь заходит о той или иной форме ущемления прав британских мусульман), имеющая бангладешские корни баронесса Удин, танзаниец лорд Бхатия, выходцы из Индии и Пакистана лорд Пател и баронесса Фалкнер. В нижней палате сегодня четверо мусульман, но их количество по итогам выборов увеличится, как минимум, вдвое, причем впервые в истории Соединённого Королевства место в этом законодательном органе власти получит мусульманин, представляющий Консервативную партию. Мусульмане-лейбористы, заседающие в Палате общин, занимают видные посты в британском правительстве. Так, Садик Хан с июня 2009 г. работает министром транспорта, а Шахид Малик с того же времени является парламентским заместителем государственного секретаря по делам общин и местного самоуправления.

Ислам сегодня представлен в парламентах Шотландии и Уэльса, а также в Ассамблее большого Лондона. Кроме того, более 150 мусульман являются членами местных советов, а несколько их единоверцев были избраны мэрами городов. Сегодня около полутора миллионов последователей пророка Мухаммеда на британских островах имеют право голоса (многие воспользуются им впервые), а в некоторых избирательных округах и вовсе являются определяющим итоги голосования большинством. Значительная часть исламского сообщества Соединённого Королевства демонстрирует решимость воспользоваться своим избирательным правом. К этому единоверцев призывают как политики-мусульмане, так и влиятельные общественные организации, такие, как Мусульманский совет Великобритании (МСВ).

Последний в начале апреля организовал специальную кампанию, советующую мусульманам принять самое активное участие в демократических процессах политической жизни. В рамках кампании даже был организован специальный сайт с названием «Мусульмане голосуют» (muslimvote.org.uk), на котором было опубликовано письмо, подписанное несколькими десятками имамов крупных мечетей и ведущих богословов Соединённого Королевства. «В Великобритании политический класс в последнее время был втянут в скандалы, связанные с растратой средств, и общественность потеряла к нему доверие. Мусульмане также не склонны поддерживать ненадёжных людей и могут решить остаться в стороне от грядущих выборов. Мы призываем всех противостоять этой тенденции к апатии. Мусульмане должны по-прежнему пользоваться возможностью голосовать за надёжных кандидатов. Эти выборы будут иметь решающее значение для здоровья парламента и станут одним из важнейших событий при жизни нынешнего поколения. После того, как столь большое число депутатов ушло в отставку из-за последствий скандала, характер парламента изменится коренным образом. Участие в голосовании также станет элементом борьбы против проявлений расизма и исламофобии со стороны крайне правых политических партий, которые добились значительных успехов за последние годы», — говорится в заявлении. МСВ призвал всех уважаемых богословов и имамов обсуждать это послание с верующими в рамках пятничных проповедей вплоть до дня голосования. На созданном сайте мусульмане также могут познакомиться с программами трёх основных партий, прочитать интервью с их лидерами и при помощи интерактивного поиска узнать больше о конкретных кандидатах того или иного избирательного округа.

Ещё раньше активно вовлекаться в политическую систему Соединённого Королевства молодых мусульман во время своего визита в Манчестер призвал первый в британской истории мусульманин-парламентарий Мохаммед Сарвар, избранный в Палату общин в 1997 г. Сарвар считает, что молодые адепты ислама, недовольные тем, что происходит в Афганистане, Ираке и Палестине, должны направлять свою энергию в позитивное русло: «Они недовольны тем, что международное сообщество закрывает глаза на несправедливости, творящиеся в мусульманских странах и их можно понять. Чтобы изменить эту тенденцию, они должны более активно участвовать в деятельности местных политических партий. Многие молодые люди говорят мне, что недовольны нашей внешней политикой, но в то же время большинство из них даже не знает о том, что британское правительство поддерживает идею создания палестинского государства».

Противником разделения электората по социальным, этническим, конфессиональным признакам является один из учредителей Фонда Киллиама (поддерживаемый правительством центр по борьбе с исламским экстремизмом) Мааджид Наваз, предостерегший политиков от преднамеренного дробления избирателей на группы согласно вышеупомянутым различиям: «Партии любят рассуждать о группах, интересы участников которых, как предполагается, должны совпадать («студенческий голос», «женский голос», «мусульманский голос» и т.п.). Но эти гомогенные групповые идентичности зачастую оказываются куда более иллюзорными, чем считают политики. Люди слишком сложны, чтобы все свои проблемы сводить к одному из аспектов их идентичности. Хотя разделение людей на категории, без сомнения, делает жизнь партий проще, ведь можно распространять одну листовку для студентов, другую для мусульман и третью для тех, кто делает покупки в конкретном торговом центре. Но акцент только лишь на одной стороне нашей самобытности отрицает многослойность современной жизни и мультикультурный характер нашего общества, что может привести к опасными разногласиям между искусственно создаваемыми группами».

И всё же не все представители исламского сообщества Соединённого Королевства являются активными сторонниками участия во всеобщих выборах. Активные дискуссии на эту тему развернулись 27 апреля в рамках дебатов, организованных Мохаммедом Джахангиром из Центра по делам мусульман, проходивших в расположенном в Манчестере Центре пакистанской общины. В дебатах приняли участие более 100 человек, многие из которых придерживаются мнения, согласно которому британские мусульмане не должны участвовать в выборах, а искать другие способы решения своих насущных проблем. Так, выступающий с лекциями в Оксфордском университете Камал Абу Захраанд считает, что участие в голосовании противоречит исламу, поскольку мусульмане считают, что законотворчество является исключительным правом Аллаха и не может быть оставлено «на капризы и желания человека». Эту точку зрения разделяет и член британской ячейки Хизб-ут-Тахрир Шариф Хафези, заявивший, что выбор между лейбористами, либеральными демократами и консерваторами не способен помочь мусульманам добиться удовлетворения интересов общины. По его мнению, светские партии пугают мусульман увеличением влияния в стране Британской национальной партии в случае отказа адептов ислама от участия в голосовании: «Согласно проведённому Университетом Эзетера исследованию, рост исламофобии был спровоцирован СМИ и политиками. Так стоит ли опять голосовать за эти партии? Мусульманам необходима альтернатива существующему политическому процессу, чтобы добиться своих целей. В качестве примера можно вспомнить сильное общественное движение против апартеида в ЮАР, приведшее к крушению власти белого меньшинства. Подобным же образом мирные демонстрации Ганди подорвали моральную и интеллектуальную основу британского правления в Индии и привели к коренным переменам во внешней политике Соединённого Королевства».

В противоположностью высказываниям Хафези местный кандидат от лейбористов Афтаб Ахмад полагает, что мусульмане могут и должны воспользоваться возникшей у коренного населения после скандалов апатией в отношении голосования: «Как можно большее число мусульман должно проголосовать. Это станет залогом большого представительства мусульман на местном и общегосударственном уровнях, что, в свою очередь, станет реальной силой для претворения в жизнь необходимых изменений и влияния на политику страны».

Лидеры главных политических партий страны очень рассчитывают на голоса мусульманских избирателей, хотя и предпочитают держаться выжидательной осторожной позиции. Возглавляющий Консервативную партию Дэвид Кэмерон в интервью периодическому изданию «Муслим ньюс» (The Muslim News) с уверенностью говорил о том, что независимо от итогов выборов фракция тори в парламенте получит первого депутата-мусульманина, а в случае победы число представителей этнических меньшинств в ней возрастёт с нынешних 2 до 15. Лидер тори заявил о необходимости пересмотра с «точки зрения критерия эффективности» дискредитировавшей себя антитеррористической стратегии правительства лейбористов, а также сказал, что те, кто проповедует ненависть и насилие, не должны пускаться на территорию британских островов. Правда, когда речь зашла об известном антиисламисте голландском политике Геерте Вилдерсе, Кемэрон ответил, что знает о нём недостаточно, чтобы выносить какие-либо суждения. Кэмерон также высказался в поддержку политики нынешнего правительства, направленной на создание независимого палестинского государства и заявил о необходимости для его партии развивать позитивные отношения с мусульманами Британии и представляющими их организациями. В то же время он отметил, что консерваторы не будут, подобно лейбористам, торопиться с восстановлением официальных отношений с Мусульманским советом Великобритании до тех пор, пока он не предоставит исчерпывающих разъяснений своей позиции в связи с подписанием одним из членов МСВ в 2009 г. т.н. Стамбульской Декларации (речь идёт о международной встрече лидеров исламского мира, на которой была подписана декларация, интерпретированная британскими властями и критиками как призыв к насилию против Израиля и оправдание атак на британских солдат).

Лидер либеральных демократов Ник Клегг поддержал своего коллегу в том, что касается пересмотра антитеррористической стратегии, сказав, что «правительство использовало анти-террористические законы так, что они минимизировали наши свободы и произвели диспропорциональное запугивающее воздействие на мусульманские общины, посчитавшие, что эти законы направлены против них». Клегг также сказал, что возглавляемая им партия является «слишком белой» и «слишком мужской», призвав мусульман пополнять её ряды и становится потенциальными кандидатами, расширяя таким образом разнообразие партии. Политик также напомнил о том, что либеральные демократы внесли важные поправки в законопроект о разжигании вражды на почве межрелигиозной ненависти, заставившие его работать на практике и в своё время выступали против британского вторжения в Ирак.

Представители лейбористов стараются не отставать от своих коллег по политическому ремеслу в деле завоевания симпатий мусульманского электората. За полторы недели до выборов, 25 апреля, в попытке набрать дополнительные очки публичные извинения исламской общине Великобритании принёс государственный секретарь по вопросам юстиции Джек Стро. Извинялся он за скандал, который в 2006 г. спровоцировали сказанные им слова о том, что ношение мусульманками никаба способствует сегрегации и отчуждению исламского сообщества: «Откровенно говоря, если бы я осознавал весь размах общественного резонанса, я бы не сделал подобных заявлений, я испытываю сожаление за причиненные мною проблемы и приношу свои извинения. Я не хотел сказать, что бурку следует запретить – даже напротив. Позвольте признаться, я не в ответе за Францию или Германию или то, что происходит в нашей стране. Это их дело. Я в корне не согласен с тем, что они делают», — заявил Стро в рамках одного из мероприятий избирательной кампании в Блэкберне.

Между тем, опросы общественного мнения демонстрируют, что несмотря на подобные скандалы, а также участие британских войск во вторжении в Ирак и разработку вышеупомянутой антитеррористической стратегии, 57% британских мусульман намереваются отдать свой голос именно лейбористам. Согласно опросу «абсолютно уверены в том, что пойдут голосовать» 32% адептов ислама, тогда как 47% пока не определились. Опрос, в котором участвовала 1 тыс. респондентов, также выявил, что 36% опрошенных (независимо от вероисповедания) считают Лейбористскую партию наиболее дружественной исламу, тогда как консерваторы и либерал-демократы получил 10% и 7% соответственно. Среди самих мусульман 49% считают лейбористов наиболее дружественной своей вере партией. Несмотря на это, 53% адептов ислама полагают, что религиозные свободы были существенно ограничены в течение последнего десятилетия. Пол Вули, директор центра Теос, проводившего опрос, комментирует его итоги так: «Проблема заключается в том, что те, кто больше всего склонен поддержать лейбористов, обычно не ходят голосовать. Большинство мусульман поддерживает именно эту партию, но лишь 32% из них абсолютно уверены, что придут на избирательный участок. При этом, судя по всему, именно голоса представителей религиозных меньшинств, и в особенности это касается голосов женщин, станут критическим фактором в определении того, кто займёт дом под номером 10 на Даунинг стрит».

Что касается мусульманок, то они играют весьма заметную роль в предвыборной кампании и, по данным «Муслим ньюс», четверть из 16 кандидаток от разных партий на место в парламенте имеют хорошие шансы на избрание. Наиболее серьёзные шансы имеют члены Лейбористской партии Ясмин Куреши, Шабана Махмуд и Марьям Хан, представляющие, соответственно, избирательные округа Болтон Саус Ист (Bolton South East), Бирмингем Лэйдивуд (Birmingham Ladywood) и Бьюри Норс (Bury North). Однако самое пристальное внимание приковано к Салме Якуб, кандидатке от маленькой и раздробленной Партии уважения в бирмингемском округе Холл Грин. Проиграв совсем немного своему оппоненту на выборах 2005 г., именно Якуб сегодня имеет наибольшие шансы стать первой мусульманкой в парламенте и едва ли не единственным представителем своей партии там. С 2005 г. Якуб многое сделала, чтобы добиться этого. Работала советником муниципалитета и частенько появлялась в передачах Би-би-си. Обозреватели и эксперты сходятся во мнении, что Якуб и остальные кандидатки совершают небольшую революцию в исламском сообществе Соединённого Королевства, вовлекая в активную политическую жизнь мусульманок, многие из которых не знают английский и ещё совсем недавно вообще не решались выходить с женской половины дома, когда в дверь стучались агитаторы или представители социальных служб. Однако далеко не все единоверцы Якуб, особенно среди мужчин, поддерживают её деятельность. «В мой адрес уже звучали угрозы и критика за то, что я поддерживаю геев – потому что я заняла однозначно антидискриминационную позицию. Также раздавались заявления, что голосовать за женщину – харам. Меня обвиняли в бесстыдстве, моего мужа спрашивали, почему он разрешает мне выступать на публике. Так что, еще предстоит серьезная борьба», — говорит мусульманка. Но кандидатку горячо поддерживают женщины. «Мое поколение жило более традиционной жизнью, наши мужья говорили за кого нам голосовать. Но у моих дочерей все совершенно иначе. Это хорошо, что женщины идут вперед, и в политике будут не только мужчины. Как мусульманка я верю, что Аллах дал нам, женщинам, те же права, что и мужчинам. Так почему женщина не может быть членом парламента?», — говорит через переводчика одна из сторонниц Якуб Максуд Биби.

Что касается кандидатов-мужчин, то трое из четырёх членов парламента – Садик Хан, Шахид Малик и Халид Махмуд – планируют переизбраться на очередной срок, тогда как Мохаммед Сарвар решил уступить своё место сыну Анасу Сарвару, который будет пытаться повторить успех отца в округе Глазго Централ. От консерваторов за место в Палате общин поборются Саджид Джавид, выбранный, чтобы заменить уходящую в отставку Джули Киркбрайд, Реман Кристи, являющийся основным кандидатом партии из числа мусульман, избирается от округа Гилигэм и Рэйнхэм, а Захид Икбал попробует свои силы в противостоянии с лейбористом-сикхом Маршей Синхом в округе Бредфорд Вэст. Либеральных демократов представляет Аджмал Масрур.

Активность мусульман в текущей избирательной кампании, особенно на фоне электоральной апатии других этно-религиозных меньшинств (так, опросы показывают, что более половины индусов, вероятнее всего, откажутся от участия в голосовании после потрясших парламент коррупционных скандалов) может сыграть решающую роль в распределении мест в британском парламенте нового созыва. Особенно важными голоса мусульман станут для Лейбористской партии, которая фактически и привела исламское сообщество страны в большую политику, активно подталкивая его представителей к участию в общественной жизни страны и делая на это серьёзную ставку. Пока ожидания оправдываются и большинство мусульман демонстрирует решимость отдать свой голос за Гордона Брауна и его однопартийцев. Однако даже массовая поддержка мусульман, вероятнее всего, не сможет помочь лейбористам одержать победу на предстоящих выборах. В этих условиях наиболее вероятным исходом голосования представляется правительственная коалиция лейбористов с возглавляемыми Ником Клеггом либеральными демократами, тем более, что Клегг уверенно выиграл несколько последних теледебатов с участием Брауна и лидера консерваторов Кэмерона.

52.42MB | MySQL:103 | 0,655sec