К визиту президента РФ Д.А.Медведева в Сирию и Турцию

Во вторую декаду мая с.г. состоятся визиты президента РФ Д.А.Медведева в Сирию и Турцию. Такая «спарка» выбрана отнюдь не случайно, Турция и Сирия в настоящее время демонстрируют уверенную динамику по сближению во всех областях, что в перспективе может превратиться в образование мощного политического союза. Это, несомненно, учитывалось при планировании этих визитов президента РФ. Интересно, что в отличие от прежних визитов в «пару» к Сирии включена Турция, а не традиционно Ливан или Египет. Это тоже не является случайным, так как Россия одновременно дает понять ливанскому руководству, что более не рассматривает Ливан как некий сирийский «придаток» и не намерена планировать свое дальнейшее сотрудничество с ним в координации своих действий с Дамаском. Что же касается Каира, то, несмотря на провозглашенное «десятилетие Египта», динамика двухсторонних отношений не то, чтобы «пробуксовывает», но лишена какого-то внутреннего «стержня».

О предпосылках стратегического союза между Россией и Турцией сейчас говорят много. Действительно российско-турецкие отношения демонстрируют положительную динамику практически по всем направлениям, за исключением, пожалуй, только ВТС. Анкара взяла курс на выстраивание более и менее самостоятельной внешнеполитической архитектуры с генеральной идеей стать одним из важных опорных узлов отношений мусульманского мира с Западом. Одновременно военный потенциал Турции является весомой заявкой на роль центра силы и стабильности на Ближнем и Среднем Востоке с очевидным намерением стать естественным противовесом набирающему силу Ирану.

При этом Анкара пытается во главу угла своей стратегии поставить фактор своей этнической разницы с арабским миром и превратить этот «недостаток» в одно из преимуществ. По идее, такая тактика имеет большой шанс на успех в силу природной ревности арабских лидеров по отношению друг к другу, что в свое время похоронило все претензии на общеарабское лидерство со стороны тех же Насера или Каддафи. В данном случае Турция, позиционируя себя как часть мусульманского мира, стоит «над схваткой» арабской его части и претендует на роль некого «третейского судьи» или универсального посредника в решении возникающих споров и разногласий.

Для России же Турция это не только Ближний Восток, но и спокойствие своих южных рубежей. Кроме того, это «мостик» для российских углеводородов в Южную Европу и на Ближний Восток. В этой связи одним из центральных тем переговоров будет именно «углеводородная составляющая». Россия во время нынешнего визита намерена сделать весомую заявку на роль основного поставщика этого сырья для Турции и Сирии с перспективой выхода на рынок пока существующего в большей мере теоретически палестинского государства. Сам по себе этот факт очень тревожен для «официального» ближневосточного лидера – Египта. В данном случае, остается только приветствовать «многовекторность» российской политики в этом регионе и отказ от практики иметь «записных друзей и партнеров», несмотря на степень их влияния на региональные процессы.

Следует полагать ошибкой утверждение о том, что политика России на турецком направлении является противодействием Вашингтону. Пожалуй, наоборот, действия Москвы в принципе неофициально согласовываются с американцами, степень влияния которых на Анкару продолжает быть вне конкуренции. Помимо экономических рычагов, имеется еще и аппарат НАТО, в котором Вашингтон играет ведущую роль. В данном случае движение Анкары на российском направлении носит не антиамериканский характер, а происходит в пику Евросоюзу. Похоже, что в турецком руководстве все-таки отказались от господствующего в последнее десятилетие намерения любой ценой стать полноправным членом ЕС. Вместо этого выбран тренд превращения Турции в мощного регионального азиатского лидера с сильно диверсифицированными экономическими связями, которые должны играть роль своеобразной азиатско-африкано- европейскоой «экономической развязки».

«Подтягивание» к российско-турецкому тандему сирийцев предельно важно и для РФ, и для Турции с учетом их претензий на роль «геополитических тяжеловесов». Решение ближневосточного кризиса без сирийцев невозможно в принципе. Общие усилия Евросоюза, а особенно Парижа ценой больших уступок заручиться лояльностью Дамаска для «разрулирования» израильско-палестинского противостояния отчетливо это доказывают. И провал усилий на этом направлении президента Франции Н.Саркози был не случаен. Дамаск явно сделал это в рамках своего сближения с Турцией, у которой к Франции накопился целый ворох обид и претензий по поводу бесплодных попыток стать членом Евросоюза. Можно сказать, что Анкара нанесла ответный удар через своих сирийских партнеров, сильно подпортив неуемный оптимизм Н.Саркози по поводу скорого создания т.н. «среднеземноморского сообщества». Последнее в силу своей явной «заточенности» на создание альтернативных путей по транспортировке североафриканских углеводородов в Европу не могло по своей природе сильно понравится России. Плюс попытки Елисейского дворца торпедировать созыв «ближневосточной конференции» в Москве путем принятия каких-либо (хотя бы чисто рекламных) решений на саммите стран Средиземноморья в прошлом году. И здесь совершенно неважно, что эта московская конференция и так не состоялась в силу закономерного вопроса: «А для чего?». Проблема в посягательстве Парижа на «святое» — на геополитическую роль России как сверхдержавы.

Вашингтон в этой схеме в большей степени беспокоило несомненное усиление Франции на Ближнем Востоке, что всегда ревниво воспринимается в США. Пресловутое «ближневосточное урегулирование» является для американцев своеобразным «черствым пирогом», который съесть не получается, и отдать кому-то другому нельзя, ибо это будет означать сильный удар по престижу и падению и так невысокого рейтинга в мусульманском мире. Ну и автоматически резко повышает авторитет Евросоюза, что, несмотря на все союзнические отношения, неприемлемо для США.

Это само по себе создает предпосылки того самого российско-американского союза в отношении политики на турецко-сирийском направлении. До абсолютной общности позиций конечно еще далеко, но можно констатировать близость тактических задач. Ровно по этой причине в Вашингтоне очень позитивно воспринимают визит Д.А.Медведева в Сирию. На самом деле, американцы чувствуют «моральную усталость» от своего посредничества по БВУ. В этой связи они готовы подключить в более конструктивной степени к этому процессу и РФ, которая в условиях общей обструкции инициатив Госдепартамента США со стороны Дамаска, может сыграть свою роль именно с этого угла. Да и Израилю будет сокращено поле для маневра в случае выработки общей позиции по вопросам БВУ по оси Москва-Вашингтон. Последний вообще сейчас готов «договариваться» с Москвой по многим вопросам. Это видно по результатам неофициальных контактов.

Москва своими предстоящими договоренностями в Анкаре и Дамаске предполагает вернуть себе статус, если не сверхдержавы, то, по крайней мере, серьезного регионального игрока. Турция и Сирия «подсаживаются» на трубопроводную «иглу», что само по себе, создает очень серьезный фундамент для выработки «единых подходов» по ключевым региональным вопросам. В частности, необходимо констатировать, что точки зрения Москвы, Анкары и Дамаска по вопросам израильско-палестинского диалога, а также иранского «ядерного досье» сейчас очень близки. Турция намеревается при российском содействии строить свою первую АЭС. Это вторая страна в регионе после Ирана, которая пошла на это. Отметим, что в обоих случаях в качестве партнера эти страны выбрали Россию. И вопрос здесь не только в дешевизне российских услуг. Смысл в задействовании Москвы в качестве «заинтересованной стороны» в том, что создается новый тип мотивировки активизации ее политики в регионе. Иранский пример с АЭС в Бушере показал, насколько «несговорчивой» может стать Россия, когда вопрос затрагивает ее финансовые интересы. При этом в отличие от Китая, Россия в случае необходимости не задумываясь использует свое право вето в Совете Безопасности ООН. Сейчас, в условиях возвращения мировой политической системы к естественной многополярности, этот момент дорогого стоит.

62.86MB | MySQL:102 | 0,526sec