Российско-египетское экономическое сотрудничество

Особый интерес России к Африке во многом обусловлен тем, что она занимает первое место в мире по запасам марганцевых руд, хрома, золота, металлов платиновой группы, ванадия, алмазов, фосфоритов, второе место по запасам медных руд, урана, третье место по запасам нефти, газа, железных руд.

Достаточно напомнить, что прошлогодняя поездка Президента России  Д.А. Медведева по континенту стала одним из самых масштабных внешнеполитических мероприятий на африканском направлении за весь постсоветский период.

В июне 2009 г. глава государства посетил четыре страны – Египет, Анголу, Намибию и Нигерию. Кроме того, в апреле 2005 г. на тот момент Президент России В.В. Путин побывал с рабочим визитом в Каире. По итогам переговоров В.В. Путина сторонами было принято Совместное заявление об углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет, в котором констатируется, что в они приобретают стратегический характер.

Справедливости ради следует отметить живой и неподдельный интерес египетской власти к Москве. Так, было осуществлено уже пять официальных визитов главы Египта Х. Мубарака в Россию (1997, 2001, 2004, 2006, 2008 гг.).

Чем же обусловлен тот факт, что Х. Мубарак посещал нашу страну чаще, чем любой другой арабский лидер?

Являясь одной из наиболее крупных и экономически развитых стран Северной Африки, Египет вот уже много лет не перестает быть традиционным торговым партнером России в этом регионе.

Достаточно напомнить, что еще при активном содействии СССР в Египте было построено 97 крупных энергетических, ирригационных и других объектов, многие из которых (Высотная Асуанская плотина, Хелуанский металлургический комбинат, алюминиевый завод в Наг-Хаммади, комплекс по производству фосфатов в Абу-Тартуре) и сегодня играют важную роль в экономике государства.

В постсоветский период договорно-правовая база торгово-экономических связей между двумя странами была основательно обновлена в соответствии с новыми принципами хозяйствования.

В настоящий момент она насчитывает свыше 10 двусторонних документов межгосударственного и межправительственного характера и значительное количество межведомственных  соглашений.

В апреле 2001 г. состоялось подписание Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества, в которой были определены приоритеты и конкретные направления сотрудничества.

Торгово-экономические отношения между Россией и Египтом осуществляются на основе межправительственного Соглашения о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 14 мая 1992 г. и протокола к нему от 5 ноября 1993 г., которые перевели систему расчетов на свободно конвертируемую валюту при взаимном  предоставлении сторонами режима наибольшего благоприятствования.

Постановлением Правительства России от 13 сентября 1994 г. Египет внесен в перечень стран-пользователей схемой преференций России: на ряд египетских товаров в одностороннем порядке установлены преференциальные ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от базовых.

В последние годы российско-египетское экономическое сотрудничество в целом характеризуется устойчивой динамикой развития (см. Таблицу).

Таблица

(млн долл.)

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2008

янв.- март

2009

янв.-март

Товарооборот 830,2 1125,8 1373,0 2124,8 2064,7 569,5 601,4
рост в % 199,4 135,6 122,0 154,8 97,2 105,6
Экспорт 774,1 1048,5 1241,4 1951,6 1856,3 465,7 496,4
рост в % 205,0 135,4 118,4 157,2 95,1 106,6
Импорт 56,1 77,4 131,6 173,2 208,4 103,8 105,0
рост в % 145,0 137,9 170,1 131,6 120,4 101,2

Источник: ФТС России

Из Таблицы видно, что за период с 2004 по 2008 гг. внешняя торговля между двумя странами увеличилась в 2,5 раза, в том числе российский экспорт – в 2,4 раза.

Тем не менее, доля Египта в объеме внешней торговли России по-прежнему является незначительной (0,3-0,4%) и не вполне соответствует экономическому потенциалу обоих государств.

По итогам 2008 г. вследствие мирового финансово-экономического кризиса, впервые за последние 6 лет, годовой товарооборот был ниже на 2,8%, чем в 2007 г.

Негативные последствия кризиса были настолько ощутимы, что, несмотря на предпринимаемые усилия, в первом квартале 2009 г. объем взаимной торговли был на 5,6% меньше аналогичного периода 2008 г.

Какую же продукцию Россия поставляет в Египет?

Основную часть отечественного экспорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (38,4% в 2008 г.), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (24,6%), металлы и изделия из них (23%), машины, оборудование и транспортные средства (4,3%), химическая продукция (2,2%).

Стоит заметить, что в разные периоды времени удельный вес того или иного товара в общем объеме экспорта менялся в зависимости от потребностей египетского рынка.

Так, по итогам первых трех месяцев 2009 г. доля российских поставок продовольственных товаров, в первую очередь зерна, увеличилась до 54,8%.

Чем же представлен российский импорт из Египта?

Это преимущественно сельскохозяйственная продукция (83% в 2008 г.). Россия также импортирует потребительские товары (текстиль, изделия из него, обувь – 4,5%, ковры – 3,2%) и продукцию химической промышленности  – 1,7%,  в т.ч.  фармацевтическая продукция – 0,9%.

Справедливости ради заметим, что Россия не заинтересована в наращивании импорта необработанного минерального сырья из Африки в целом и Египта в частности , что выгодно отличает ее от других игроков: США, Китая, Индии. Связано это, прежде всего с тем, что экономика России лишена критической зависимости от африканских ресурсов.

Однако крупный российский бизнес все-таки осуществляет на территории Египта несколько серьезных инвестиционных проектов.

Осенью 2003 г. российско-германский консорциум «Силовые машины» — «Фойт Сименс Хайдро Пауэр Дженерейшн» подписал с египетской стороной контракт стоимостью 72 млн евро на реконструкцию 12 генераторов ГЭС Высотной Асуанской плотины. В настоящее время завершена реконструкция  шести из двенадцати блоков. Работу по контракту планируется завершить в течение 2010 г.

Основным проектом двустороннего инвестиционного сотрудничества, пожалуй, можно назвать производство пассажирского самолета ТУ-204-120. Контракт на строительство 25 самолетов был заключен между египетской фирмой «Сирокко Аэроспейс Интернейшенел» и российским консорциумом в составе Ульяновского авиационного комплекса «Авиастар», авиационного конструкторского бюро им. А.Н. Туполева и компанией «Авиаэкспорт».

В перспективе возможно еще более весомое укрепление и развитие инвестиционных связей между Москвой и Каиром.  Привлекательным в этом отношении выглядит двустороннее сотрудничество по тем категориям сырья, по производству, переработке, транспортировке и сбыту которых Россия располагает возможностями стать мировым лидером. Прежде всего, это относится к углеводородным энергоносителям.

Российский «Лукойл», владеющая долями в месторождениях Мелейа и Западная Эш Эль-Маллаха, ведет разведку и добычу нефти на территории Египта. Летом 2003 г. компания заключила два новых концессионных соглашения на разведку и добычу нефти в Суэцком заливе. Объем добычи и экспорта нефти российской нефтяной компанией составляет ежегодно  около 650 тыс.тонн.

В 2006 г. независимый производитель газа «Новатэк» подписал с египетскими компаниями EGAS и Tharwa Petroleum меморандумы о взаимопонимании по геологоразведке и добыче газа в стране. Вскоре стороны создали совместное предприятие, и с 2008 г. «Новатэк» начал проводить геологоразведку на газ на шельфовом месторождении Эль-Ариш, владея его 50%.-ой долей. Инвестиционные обязательства российской компании составляют 40 млн долл.

Кроме того, российская сторона обсуждала с египетскими коллегами вопросы участия «Новатэк» в торгах на приобретение концессии на разработку нефтегазового месторождения  Абу Кир.

Любопытно, что выход на египетский рынок — это первый зарубежный проект «Новатэка», до сих пор работавшего исключительно на территории России.

Несмотря на то, что в марте 2005 г. аналогичный меморандум с EGAS о геологоразведке, добыче и создании транспортной инфраструктуры в Египте подписал «Газпром», однако в конкретные соглашения этот документ не вылился.

Тем не менее, российский газовый монополист все еще проявляет весьма активный интерес к египетскому рынку энергоносителей. Руководство «Газпрома» продолжает переговорный процесс по продаже египетского газа. В частности, глава правления монополии А.Б. Миллер и министр внешней торговли и промышленности Египта М. Рашид обсуждали перспективы сотрудничества и экспорта газа.

Кроме того, компания «Газпром экспорт» заявила о готовности строить газопроводы из Египта в Иорданию, Сирию и Ливан.

Энергетическое сотрудничество между Россией и Египтом не ограничивается лишь нефтью и газом.

Ярким тому примером служит подписанное сторонами 25 марта 2008 г. межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.

Заключение указанного соглашения стало особенно актуальным после того, как Министерство электроэнергетики Египта утвердило план по строительству атомных электростанций близ побережья Средиземного моря. Первая станция может быть введена в эксплуатацию в 2015-2016 гг. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд долл.

Российский интерес и возможности на этом направлении очевидны. После того, как весной 2009 г. вступило в силу Соглашение 2008 г., египетские власти всерьез рассматривают отечественные компании в качестве участников ядерной электрификации страны.

Например, министр электрификации и энергетики Египта Х. Юнес уже предлагал руководству «Росатома» принять участие в международном тендере на строительство первой египетской АЭС. По нашему мнению, «Росатом» вряд ли откажется от такого рода предложения.

Необходимо особо подчеркнуть, что существенную работу для продвижения двустороннего делового взаимодействия проводит сформированная в соответствии с Соглашением 1992 г. Совместная Российско-Египетская Комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

На седьмом заседании Комиссии, которое состоялось 2-3 июня 2009 г. в Москве, стороны, помимо прочего, согласовали с учетом взаимных интересов меры, направленные на преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, сдерживающих развитие торгово-экономического сотрудничества.

В частности, в рамках работы Комиссии, стороны наметили «амбициозные количественные и качественные цели сотрудничества»: создание в Египте российской промышленной зоны и режима свободной торговли, реализацию инвестиционных проектов в нефтегазовом и электроэнергетическом секторах, в сферах машиностроения и авиастроения.

Кроме того, в ходе мероприятия были обсуждены проблемы обеспечения роста товарооборота, в том числе за счет диверсификации номенклатуры товаров и услуг, насыщения взаимной торговли продукцией с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичными товарами, задействования механизма преференциальной торговли.

В подписанном итоговом протоколе подчеркивается взаимная заинтересованность сторон в углублении сотрудничества по таким наукоемким направлениям,  как атомная энергетика и космические исследования.

Следует заметить, что египетская экономика одна из наиболее динамично развивающихся в арабском мире, демонстрирует впечатляющие макроэкономические показатели, увеличивается доля экспорта во внешнеторговом балансе.

Располагая 1,9 трлн куб. м. доказанных запасов природного газа, Египет занимает третье место в Африке после Алжира и Нигерии по данному показателю. В этой связи в начале XXI века Египет превратился в крупного поставщика «голубого топлива». Однако экономика страны не сидит на сырьевой игле. Местное правительство стремится развивать конкурентоспособное промышленное производство, ориентированное как на внутреннего потребителя, так и на внешний рынок. Во многом свои долгосрочные экономические планы Каир связывает с Москвой.

Таким образом, охарактеризовав сегодняшние торговые отношения между Россией и Египтом, можно прийти к выводу, что взаимные усилия сторон направлены на установление более тесного сотрудничества в энергетической, строительной, космической сферах. Также не стоит оставлять без внимания банковский и туристический секторы.

Однако препятствия  для достижения этих целей все же весьма серьезные. Во-первых, слабо развитая нормативно-правовая база Египта, которая бы обеспечивала гарантии иностранным инвесторам. Во-вторых, в России до сих пор не завершено создание аналога существующих в других развитых странах агентства развития, через которое могли бы реализовываться совместные гуманитарные программы, программы помощи и сотрудничества. В-третьих, различные политические, экономические и правовые риски, с которыми могут столкнуться потенциальные российские инвесторы в Египте, вынуждают их тщательно анализировать целесообразность и привлекательность того или иного совместного проекта, прежде чем начать вкладывать в него средства.

52.32MB | MySQL:103 | 0,382sec