Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3 – 9 мая 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями в Ираке и палестино-израильским переговорным процессом. В Ираке коалиция «Государство закона», возглавляемая премьер-министром страны Н. аль-Малики, и религиозно-политический блок шиитских движений и партий «Иракский национальный альянс» 5 мая сообщили о преодолении большинства разногласий на пути создания парламентской коалиции. Глав-ный палестинский переговорщик С. Арикат заявил 9 мая о начале непрямых палестино-израильских мирных переговоров при посредничестве США.

Постоянные члены Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция) 5 мая подтвердили свою приверженность резолюции 1995 г. о необходимости превращения Ближнего Востока в зону, свободную от ядерного оружия, и изъявили готовность рассмотреть «все уместные пред-ложения» по этому вопросу. Что касается Израиля, то представитель его пра-вительства заявил 7 мая, что у руководства страны нет планов пересмотра национальной ядерной политики, которая, как известно, заключается в отказе подтвердить или отрицать наличие у Израиля атомного оружия.

Коалиция «Государство закона» и блок «Иракский национальный аль-янс» (ИНА), завоевавшие 7 марта на парламентских выборах в Ираке соот-ветственно 89 и 70 мандатов из 325, объявили о преодолении большей части разногласий на пути создания парламентской коалиции. Однако для форми-рования правительства шиитам необходимо получить поддержку, как мини-мум, со стороны еще 4 депутатов. Между тем, по мнению иракских полити-ческих экспертов, одним из серьезных препятствий на пути создания коали-ции стоит вопрос о персоне нового главы правительства, т. к. в ИНА имеется много влиятельных противников того, чтобы этот пост вновь занял Н. аль-Малики. Против создания шиитской коалиции выступил блок «Аль-Иракийя», которым руководит бывший глава иракского правительства А. Алауи. Этот блок получил на выборах наибольшее число мест – 91. А. Алауи заявляет, что создание шиитской коалиции может серьезно обострить обста-новку в Ираке. Тем временем 9 мая было сообщено о создании всеми курд-скими партиями единой фракции в парламенте (57 мест). Часть курдских по-литиков говорит о возможности поддержки шиитского альянса.

3 мая в Багдаде начался ручной пересчет голосов (2,5 млн бюллетеней) на последних парламентских выборах. Это делается по требованию Н. аль-Малики, заявившего о ненадежности электронной системы подсчета. На сто-лицу приходится 68 депутатских кресел. 9 мая после пересчета 50 проц бюл-летеней было заявлено, что существенных изменений в расстановке сил в парламенте пока не произошло. Пересчет голосов может занять еще неделю.

Тем временем положение дел в сфере обеспечения безопасности в Ира-ке остается напряженным. На прошедшей неделе в Багдаде, Мосуле и ряде других городов страны произошли многочисленные теракты и вооруженные нападения.

На минувшей неделе специальный представитель президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелл провел переговоры с руководителями Из-раиля и Палестинской национальной администрации, по итогам которых обе стороны подтвердили свою готовность начать непрямые мирные перего-воры при американском посредничестве. Вопросы возобновления мирного процесса были обсуждены также на встрече премьер-министра Израиля Б. Нетаниягу с президентом Египта Х. Мубараком и на переговорах главы ПНА М. Аббаса с президентом Египта и королями Саудовской Аравии Абдаллой и Иордании Абдалой II. 7 мая возобновление переговоров с Израилем одобрил Исполком ООП. Как считается, палестино-израильские переговоры буду сфокусированы на основных вопросах мирного урегулирования, таких как границы будущего палестинского государства и обеспечения безопасности в регионе. По мнению М. Аббаса, который возглавляет палестинскую делега-цию, переговорный процесс должен завершиться в течение четырех месяцев, затем, в случае его провала, палестинцы обратятся в Лигу арабских госу-дарств за советом, что делать дальше. М. Аббас также сообщил о получении им «американских гарантий в отношении поведения Израиля», которые пре-дусматривают, что правительство Б. Нетаниягу воздержится «любых прово-кационных шагов в период мирных контактов». Глава израильского прави-тельства, со своей стороны, приветствовал решение палестинцев возобновить мирный диалог, подтвердив, что он должен начаться без каких-либо предва-рительных условий. Б. Нетаниягу также считает, что успех урегулирования с палестинцами может быть достигнут только в ходе прямых переговоров.

Президент США Б. Обама 4 мая объявил о продлении еще на один год односторонних американских санкций в отношении Сирии. Глава Белого дома мотивировал свое решение тем, что Сирия, по его мнению, продолжает поддерживать террористические организации и работает над созданием ОМП. Как считают в Вашингтоне, действия Дамаска, «угрожают национальной безопасности, внешней политике и экономике США». В то же время Б. Обама отметил «некоторый прогресс» в деятельности Сирии по уменьшению проникновения иностранных боевиков на территорию Ирака. В Дамаске зая-вили, что «разочарованы» «ошибкой администрации Обамы» по вопросу о продлении санкций, которые действуют с мая 2004 г. и предусматривают свертывание экономических связей, замораживание банковских счетов, огра-ничение на перемещение по американской территории и запрет на полеты самолетов сирийской авиакомпании в США.

Президент Сирии Б. Асад 8-9 мая находился с очередным визитом в Турции. На переговорах с турецким президентом А. Гюлем и премьер-министром Р. Т. Эрдоганом обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке, ара-бо-израильское урегулирование, состояние и развитие двусторонних отно-шений в различных областях. Стороны подтвердили необходимость полити-ческого урегулирования ядерной проблемы Ирана. Подписано соглашение, регулирующее работу пропускных пунктов на сирийско-турецкой границе.

В своем выступлении 3 мая в Нью-Йорке на конференции ООН по не-распространению ядерного оружия генеральный директор МАГАТЭ Ю. Амано заявил, что международное агентство не может подтвердить мирный характер иранской ядерной программы и «продолжает проводить проверки, которые должны подтвердить, что ядерные материалы Ирана не используют-ся не должным образом». Глава МАГАТЭ отметил и недостаточный уровень сотрудничества Ирана с международным агентством.

Выступая на этой же конференции, президент ИРИ М. Ахмадинежад подверг критике страны, обладающие ядерным оружием, заявил о необходи-мости вывода американских атомных арсеналов из Германии, Японии, Италии и Нидерландов, а также предложил исключить США из управляющих органов МАГАТЭ из-за угроз использования американского ядерного ору-жия. Одновременно М. Ахмадинежад заявил о готовности ИРИ к обмену низкообогащенного урана на ядерное топливо, изготовленное за рубежом (позднее, 8 мая в Тегеране в очередной раз подтвердили, что такой обмен должен осуществляться только на иранской территории). Руководитель Ис-ламской республики заверил, что его страна не намерена выходить из Дого-вора о нераспространении ядерного оружия и продолжит сотрудничать с МАГАТЭ. При этом ИРИ, несмотря на военные угрозы со стороны Израиля, не свернет с пути реализации национальной ядерной программы.

По информации из дипломатических источников, «шестерка» между-народных посредников по иранской атомной проблеме (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) в ближайшее время представят в Совет Безопасности ООН проект резолюции по новым санкциям в отношении Ира-на, с тем, чтобы начать его обсуждение в начале июня.

5 мая в акватории Ормузского пролива и в северной части Индийского океана начались очередные (вторые по счету за последний месяц) крупно-масштабные учения иранских ВМС под кодовым названием «Велаят-89». Учения проходят на территории общей площадью около 250 тыс. кв. км. По-мимо военных моряков в них участвуют части сухопутных войск и ВВС. Продолжительность учений – 8 суток. По заявлениям иранского командова-ния, в ходе проведения «Велаят-89» отрабатываются вопросы ведения боевых действий в условиях радиоэлектронной борьбы и применения химического оружия. Также планируется произвести пуски ракет различных типов.

Министерство внутренних дел Афганистана 5 мая выступило с преду-преждением о предстоящем резком ухудшении ситуации в Кабуле, приле-гающих к столице районах и в южных провинциях Кандагар и Забуль. Заяв-ление руководства МВД констатирует ухудшение положения дел примерно в 20 провинциях страны. Отмечена активизация боевых действий на севере Афганистана, который до недавнего времени был относительно спокойным регионом. По мнению МВД, «до тех пор, пока прибежища мятежников не будут уничтожены за пределами Афганистана (прямой намек на соседний Пакистан, — авт.), в нашей стране война не закончится». Со своей стороны, руководство движения «Талибан» заявило 8 мая о готовности начать летнюю кампанию (операцию «Победа»), совершая нападения на представителей вла-стей, иностранцев и «их пособников», осуществлять теракты на дорогах и в городах. Причем свои новые акции талибы обещают начать уже 10 мая.

Губернатор провинции Кандагар Р. Веси заявил 3 мая, что военная операция «Надежда», которую планировало осуществить в регионе командо-вание войсками НАТО, проводиться не будет, а вместо нее будет запущена афганско-натовская программа «Сотрудничество», направленная на совер-шенствование системы государственного управления. Ранее против проведе-ния военной операции в своей родной провинции выступил президент Афга-нистана Х. Карзай, заявивший, что ее нельзя начинать без согласия местных религиозных и племенных авторитетов. Одной из главных причин отмены операции называют неготовность афганской армии и полиции к ее проведе-нию, а также к обеспечению безопасности после завершения операции.

Между тем президент США Б. Обама 6 мая выразил удовлетворение ходом военной операции в Афганистане, а командующий войсками США и НАТО в этой стране генерал С. Маккристал считает, что ситуация в борьбе с боевиками улучшается «медленно, но верно» и особенно не изменится до конца текущего года.

США предоставили Пакистану два транша на общую сумму в 656 млн долларов в качестве оплаты части расходов на проведение военных операций против талибов. Средства выделены в рамках американской программы «Фонд поддержки коалиции», предназначенной для возмещения затрат со-юзников США на борьбу с терроризмом. Всего, начиная с 2001 г., США пе-редали Пакистану около 7 млрд долларов в качестве компенсации за расходы на проведение контртеррористических операций. Кроме того, Вашингтон с 2007 г. предоставил Исламабаду свыше 4 млрд долларов на военные и соци-ально-экономические нужды. По заявлению администрации президента Па-кистана А. А. Зардари, борьба с терроризмом в течение последних 8 лет обошлась стране примерно в 35 млрд долларов.

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 8 мая, что Вашингтон примет жесткие дисциплинарные меры к властям Пакистана в случае, если будут до-казаны связи этой страны с террористами, готовившими акции на американ-ской территории. Вместе с тем, Х. Клинтон отметила, что в настоящее время Пакистан больше помогает США в борьбе с экстремистами, чем раньше, а сотрудничество в этой сфере необходимо укреплять и далее. По мнению гос-секретаря, в последнее время значительно улучшились отношения между правительствами, военными руководителями и спецслужбами двух стран.

9 мая генпрокурор США Э. Холдер заявил о причастности пакистан-ских талибов к недавней неудавшейся попытке теракта в Нью-Йорке.

8 мая Пакистан провел успешные испытания двух типов баллистиче-ских ракет: «Газнави» (дальность пуска до 300 км) и «Шахин-1» (до 650 км).

«Движение за справедливость и равенство» — ведущая повстанческая группировка, действующая в суданском Дарфуре, заявила о замораживании переговорного процесса с хартумскими властями в знак протеста против того, что правительственные войска предприняли новые военные операции в регионе, нарушив тем самым договоренность о прекращении огня.

Приложение

 

 

О деятельности Объединенного африканского командования вооруженных сил США

В последние годы американские политики и представители экспертного сообщества все чаще высказываются о «растущей стратегической значи-мости» Африки для интересов США. К числу этих интересов они относят, прежде всего, природные и энергетические ресурсы континента. Также гово-рится о возрастающей угрозе со стороны различного рода экстремистских сил и террористических группировок, особенно действующих на неконтро-лируемых или очень слабо контролируемых правительствами территориях. Указывается и на усиление гуманитарного кризиса в Африке, сохраняющуюся здесь угрозу внутренних и межгосударственных вооруженных конфликтов. Одной из серьезных опасностей, исходящей из Африки, считается рас-пространение СПИДа. Ряд экспертов полагает, что создание нового командо-вания стало одной из мер, направленных на противодействие растущей ак-тивности Китая на Африканском континенте.

Учитывая усиливающуюся значимость Африки для экономических и политических интересов США, необходимость оперативного реагирования угроз безопасности Соединенных Штатов, исходящих из «Черного континен-та», администрация Дж. Буша в феврале 2007 г. приняла решение о создании нового Объединенного командования ВС США – Африканского (U.S. Africa Command – AFRICOM). В зону его ответственности вошла вся территория Африки (кроме Египта) и прилегающие континенту острова (всего 53 страны). Первоначально АФРИКОМ действовал как субрегиональное командование в составе Европейского командования ВС США, а с 1 октября 2008 г. становится полноправной самостоятельной структурой в системе объединен-ных командований (ОК) вооруженных сил США.

Главной задачей АФРИКОМа считается «продвижение стратегических целей» США на континенте», в т. ч. путем совместных действий с африкан-скими странами и региональными организациями, «содействие региональной стабильности и безопасности», оказание помощи в укреплении возможностей африканских стран в деле обеспечения безопасности и повышения профес-сионализма их армий. И хотя у АФРИКОМа традиционная для ОК ВС США целевая установка на ведение боевых действий в зоне ответственности заме-нена на их предотвращение, в случае необходимости не исключается прове-дение военных операций «с целью сдерживания агрессии» или в качестве «реагирования на кризис».

Становление нового командования отмечено рядом структурных и идеологических новаций, не характерных для традиционной модели и кон-цепции ОК ВС США. Это связано с тем, что одной из основных целей АФ-РИКОМа является координация программ Пентагона и других правительст-венных ведомств США в Африке. Отсюда и военно-гражданская модель его управленческих структур. Африканское командование возглавляет генерал У. К. Уорд, имеющий двух равных по статусу заместителей. Первый из них (военнослужащий) отвечает за оперативные военные вопросы, а второй (гра-жданское лицо) – за гражданско-военное сотрудничество в сфере здраво-охранения, предоставление безвозмездной помощи, разминирование, устра-нение последствий стихийных бедствий, реформирование структур безопас-ности и операции по поддержанию мира. Кроме того, примерно 25 проц штатных должностей в АФРИКОМе заняли представители Государственного департамента, Агентства международного развития США, министерств сель-ского хозяйства, торговли, финансов, юстиции, внутренней безопасности. В Пентагоне считают, что создание Африканского командования позволяет лучше координировать действия как внутри военного ведомства, так и с дру-гими правительственными органами военные поставки в страны Африки, «контртеррористическую стратегию» на континенте, проводить «информа-ционные операции» и др.

Для удобства управления, Пентагон принял решение создать пять тер-риториальных центров – Север, Юг, Запад, Восток и Центр, чьи зоны будут относительно равномерно распределены по территории континента.

Постоянно увеличиваются расходы на содержание и деятельность АФ-РИКОМа. Так, если первоначально в 2007 г. на эти цели из бюджета было выделено 52 млн долларов, то 2008 г. – 154,6 млн, а в 2009 г. – 295,6 млн долларов.

Ни одна из стран Африки не дала согласия на размещение на ее терри-тории штаба АФРИКОМа. Поэтому он временно расположен в Штутгарте (Германия). Решение о постоянном месте пребывания штаба в Вашингтоне планируют решить к 2012 г. Не имеют американцы и постоянного военного присутствия на континенте. Исключение составляет база Лемоньер в Джибу-ти, предназначенная для обеспечения деятельности Пентагона в Северо-Восточной Африке и Аденском заливе. Здесь размещены 1,9 тыс. американ-ских военнослужащих и лиц гражданского персонала, а также находится штаб Объединенного тактического командования ВС США в районе Африканского Рога (Combined Joint Task Force – Horn of Africa), в зону ответственности которого входят Джибути, Кения, Сейшельские о-ва, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. «Зоной интересов» командования считаются Бурунди, Демократическая Республика Конго, Йемен, Коморские о-ва, Маврикий, Мадагаскар, Руанда, Танзания, Уганда и Чад. Эта структура в настоящее время находится в стадии передачи из состава Объединенного центрального командования в подчинение АФРИКОМу. Кроме того, на сегодняшний день в различных военных миссиях в африканских странах находятся примерно 1,6 тыс. американских военнослужащих и гражданских специалистов.

Африканское командование использует в интересах выполнения воз-ложенных на него задач американские базы Рота (Испания), Сиганелла (Ита-лия), Аруба (Малые Антильские о-ва), Суда-Бей (Греция), Рамштайн (Герма-ния), а также пункт базирования на британском о. Вознесения в Южной Ат-лантике. В Вашингтоне регулярно заявляют, что США не намерены создавать постоянные военные базы в Африке. Тем не менее, Пентагон запросил правительства Алжира, Ботсваны, Габона, Замбии, Кении, Мали, Намибии, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Туниса и Уганды о возможности соз-дания на их территории небольших передовых складов.

Одной из главных задач, стоящих перед АФРИКОМом, является все-мерно е содействие развитию военного и военно-технического сотрудничест-ва США со странами Африки. К числу приоритетных направлений этого со-трудничества относится оказание помощи в подготовке личного состава, по-вышении его профессионального уровня. Еще в 1990-е гг. американцы ини-циировали создание целого ряда программ по обучению африканских воен-ных и сил безопасности. К ним относятся: Африканская инициатива реагиро-вания на кризисы, Программа повышения возможностей международного миротворчества, Африканская региональная миротворческая программа и др. Как видно, особое внимание США уделяют подготовке военнослужащих ме-стных армий к выполнению задач, характерных для миротворческих опера-ций. Участие в обучение африканских военных принимали американские спецназовцы. В настоящее время все эти программы реализуются под кон-тролем АФРИКОМа.

Африканское командование регулярно организует и проводит совмест-ные учения ВС США с вооруженными силами стран континента. В частности, это учение «Естественный огонь», проводимое с армиями Кении, Танзании и Уганды. На нем отрабатываются задачи, присущие миротворческим операциям. В рамках реализуемой с 2005 г. Транссахарской контртеррори-стической инициативы с армиями стран Магриба и Сахеля проводятся учения «Операция Флинтлок». Отдельные учения проводятся с армиями стран Западной Африки.

Отметим, что создание Соединенными Штатами специального военного командование для Африки было в целом прохладно встречено в странах континента. Во многих африканских столицах в этом шаге американцев уви-дели рецидив неоколониализма, стремление США упрочить военное и поли-тическое влияние в Африке. Скептически многие африканцы отнеслись и к антитеррористической деятельности США, считая, что она не столько на-правлена против собственно террористов, сколько должна обеспечить безо-пасность добычи и транспортировки нефти. В то же время руководство таких стран, как Нигерия, Гана, Либерия приветствовали создание АФРИКОМа и изъявили желание тесно с ним сотрудничать. В целом же отношение афри-канцев к американской инициативе весьма прагматично и заключается в стремлении заполучить возможно большую помощь (желательно безвоз-мездную), в т. ч. по военной линии.

Таким образом, создание Объединенного африканского командования ВС США демонстрирует повышение внимание Вашингтона к африканскому направлению внешней и военной политики Соединенных Штатов, которое ранее считалось наименее значимым, по сравнению с другими регионами мира.

52.38MB | MySQL:103 | 1,167sec