Ближневосточное урегулирование: к текущему моменту

Нынешняя неделя ознаменовалась двумя основными событиями на направлении ближневосточного урегулирования: визит Президента РФ Д.А.Медведева в Сирию и его встреча с руководством ХАМАС, и возобновление непрямых переговоров между палестинцами и израильтянами. Эти события необходимо разделять по мере важности и «знаковости».

Начнем с главного. А именно, с хорошо подготовленного экспромта по встрече Д.А.Медведева с политбюро ХАМАС, что в предварительной программе визита не афишировалось. В принципе эта встреча, и тема израильского военнослужащего Гилада Шалита, логично вытекала из основных постулатов политики Смоленской площади по «многовекторному подходу» к проблеме «внутрипалестинского диалога». Тема Шалита зазвучала впервые, и по большому счету, на настоящий момент имеет все шансы на успешное разрешение именно с подачи России.

Ключевым моментом этого стала тенденция в руководстве ХАМАС по активизации своих контактов с Москвой, что должно стать локомотивом по прорыву дипломатической блокады движения и его дальнейшей международной легитимизации. Для Москвы же это прекрасная возможность восстановить свое довольно утерянное реноме одного из основных коспонсоров ближневосточного урегулирования. Тем более что из Вашингтона, который «умаялся» биться в одиночку, все откровеннее стали поступать сигналы и приглашения к более активному участию России в ближневосточном урегулировании.

Москва хочет и желает трансформации идеологической платформы ХАМАС с точки зрения его политической интеграции в будущую палестинскую государственность не в качестве еще одного изгоя, который пугает цивилизованный мир своими откровениями в стиле речей Геббельса, а в качестве новой адекватной политической силы на Ближнем Востоке.

Тенденции к этой трансформации налицо. В ХАМАС сейчас происходят пока не явные, но ощутимые кадровые перестановки, которые свидетельствуют об усилении крыла «реалистов и прагматиков». В частности, произошла ротация части политбюро, которое отвечало за «силовой блок», в том числе и курирование операций по приобретению оружия. Формальным поводом стало недовольство политбюро характером закупаемого оружия, в частности явный перекос в сторону ракет системы залпового огня «Град». Кстати, большая часть из них приобреталась на «черном рынке» в Египте и переправлялась в сектор Газа по системе тоннелей. Но реально речь идет о серьезных нарушениях «финансовой дисциплины», попросту говоря о коррупции в рядах движения. В результате боевики в Газе получили не очень нужное им вооружение при явном дефиците необходимого. А необходимо им в настоящее время противотанковые системы и средства снайперской войны. В этой связи упор по закупкам сейчас сделан, в частности, на РПГ-29 и снайперские винтовки. Сам по себе момент примечателен с точки зрения изменения военной доктрины ХАМАС, что всегда является зеркальным отражением политической платформы. Констатируем, что доктрина претерпела изменение в сторону усиления «оборонной составляющей».

Помимо этого «открытого» момента, существуют и более глубинные. Смена «караула» ознаменовала поражение «иорданского крыла» ХАМАС, которое до определенного времени ассоциировалось с безусловным доминированием в политбюро Х.Машаля. Теперь «силовиков» будет курировать М.Абу Марзук. Последний, несомненно, является «доверенным человеком» Х.Машаля, но при этом является уроженцем сектора Газа и близок к И.Хания. Этот момент, несомненно, означает трансформацию в расстановке сил в политбюро в рамках усиления влияния «сектористов» в центральном органе ХАМАС с целью лоббирования своих интересов. В том числе, судя по всему, и более активных уступок с целью ослабления режима экономической блокады Сектора. Кроме того, это означает ослабление «иорданского влияния» на движение, которое и так шло «по нисходящей». Судя по всему, в этом сыграл свою роль и эпизод с ликвидацией Мабуха в ОАЭ, координация которого осуществлялась ФАТХ с территории Хашимитского королевства.

При этом движение не испытывает проблем с финансами. Вопрос стоит в другой плоскости: минимизирована возможность их переправки в Сектор, там катастрофически не хватает наличности. В этой связи, движением рассматриваются различные бизнес-схемы непосредственно в Египте, что должно положение исправить. Сама техническая возможность переправки денег через систему тоннелей трудностей не вызывает. Последние события, связанные с «газовыми атаками» на палестинских контрабандистов со стороны египетских властей необходимо рассматривать, прежде всего, с точки зрения конкурентной борьбы и «проплаты» соответствующих услуг «силовому блоку» АРЕ.

Кроме того, нынешние изменения в закупках военного снаряжения вызваны характером предполагаемой военной операции израильтян в Секторе, которая, по оценкам хамасистов, будет кардинально отличаться от «Литого свинца». Прежде всего, не ожидается широкого применения авиации, которое связано, в том числе и с неизбежными негативными последствиями по линии правозащитных организаций. Речь пойдет о «кинжальных» локальных ударах бронегрупп при «точечной» поддержке авиации с целью ликвидации основных складов вооружения и лидеров движения. В такой ситуации совершенно неоправданным считается использование средств, способных вызвать большие разрушения жилого сектора и неизбежных жертв среди мирного населения.

Задача физической ликвидации «знаковых» фигур ХАМАС. по оценкам его военных экспертов, будет приоритетной задачей предстоящей операции израильских военных. Естественно, речь «в первую голову» идет о И.Хании, который в последнее время значительно политически усилился и тяготеет к т.н. «прагматикам». Ослабление этого крыла в Секторе, по оценке израильтян, должно усилить радикализацию движения, что максимально затруднит политический диалог с ним со стороны США и Евросоюза, которого в Израиле сильно опасаются, так как это будет означать начало нового этапа политической реформы ООП в целом. «Обновленное» ООП будет не таким «ручным», как нынешнее, что израильтян не устраивает. Кстати, это еще раз доказывает, что степень популярности ХАМАС в палестинской диаспоре не такая микроскопическая и приход сторонников движения к власти совершенно конституционным путем не является утопией

Действительно, все надежды на «внутрипалестинский диалог» в настоящее время связываются именно с фигурой И.Хания, который поддерживает конструктивные отношения с умеренной частью ФАТХ, прежде всего с Н.Шаатом и американским миллионером М.Масри. И тот, и другой уже отметились визитами в Сектор, что свидетельствует об оживлении неофициальных консультаций между основными палестинскими группировками. Возможно, что следствием этих консультаций стало возобновление на этой неделе прямых переговоров между ними. При этом оговоримся, что каких-то прорывов от них ожидать пока не приходится.

52.36MB | MySQL:105 | 0,600sec