Турецкий бизнесмен и бывший председатель Ассоциации турецких банкиров представил прокурорам убедительные доказательства, утверждающие о сложной схеме, включающей манипуляции с поставками нефти с территории, находящейся под контролем командующего Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. Али Дениз Эрайдин утверждает, что поставки нефти, якобы поступающую из Туркменистана и загружаемые на Мальте, являются частью тайной операции. Он предоставил документацию, указывающую на расхождения между заявленными и фактическими деталями поставки, что вызывает сомнения в подлинности транзакций, как сообщила журналистка Cumhuriyet Daily Миясе Илкнур. Тщательно составленное досье Эйрадина, представленное Стамбульскому бюро по расследованию терроризма и организованной преступности, проливает свет на незаконную деятельность. Доказательства включают записи, указывающие на отгрузку нефтепродуктов с Мальты в турецкий порт Гебзе Полипорт предположительно под ложным предлогом. После тщательного изучения эти документы выявили несоответствия в информации о покупателе и продавце, обозначениях портов погрузки и происхождении продукта. Детальный анализ многочисленных поставок выявляет схему обмана, с расхождениями между декларациями и счетами-фактурами, а также отсутствием важных подтверждающих документов, связанных с портами погрузки. Эти нарушения не только вызывают вопросы о подлинности транзакций, но и предполагают причастность сетей организованной преступности. Несмотря на подробную жалобу Эйрадина, поданную в прокуратуру, никаких судебных исков против нефтяных компаний, предположительно причастных к этому, таких как Poliport Kimya AŞ, Polisan Holding AŞ, Alkagesta Ltd., Alkagesta Petrol and Agriculture Ltd., Coral Energy DMCC, Coral Energy PTE Ltd., Maddox SA, Maddox DMCC, а также азербайджанского бизнесмена Анара Ализаде, предпринято не было. Эйрадин также оспаривает предполагаемое туркменское происхождение нефти, предполагая, что ее маршрут через Мальту до турецких портов противоречит стандартной торговой практике. Это противоречит не только практике, но и географии: очень сложно представить себе этот сложный логистический маршрут Ни Туркменистан, ни Азербайджан не имеет выхода к Средиземному морю. Гораздо проще транспортировать ту же туркменскую нефть напрямую в Турцию, а не на Мальту. Эйрадин утверждает, что нефть на самом деле может поступать с ливийской территории, находящейся под контролем Хафтара, возможно, с участием российской ЧВК «Вагнер». Эта информация подтверждается доказательствами из международных источников, что якобы придает вес утверждениям Эрайдина. Эти же источники утверждают, что Турция реэкспортирует значительную часть этой нефти на Украину. Причем интересно, что эти операции начались еще задолго до СВО. Ализаде, обвиняемый Эрайдином, является владельцем RSR Holding и в настоящее время владеет пристанью Ялыкавак, которая была связана с Мехметом Агаром, бывшим министром внутренних дел, который, как утверждается, связан с мафиозными группировками. После обвинений в незаконном обороте наркотиков и контрабанде Агар, который занимал пост председателя правления этой пристани, объявил о своей отставке. При этом также он является убежденным сторонником президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Ализаде участвует в различных проектах в качестве партнера и подрядчика нефтяной компании Азербайджана SOCAR. Несколько членов его семьи занимают руководящие должности в национальных компаниях Азербайджана, в частности SOCAR. Первоначально у него была фамилия Алиев, впоследствии он сменил ее на Ализаде.
В докладе, подготовленном Группой экспертов ООН по Ливии, содержатся разоблачения, касающиеся контрабанды нефти недалеко от территориальных вод Мальты и через суда, выходящие из мальтийских гаваней в 2018 году. В отчете говорится, что суда, занимающиеся контрабандными операциями, часто бросают якорь примерно в 12 морских милях от побережья Мальты, ожидая возможности переправить контрабандную нефть на другие суда, направляющиеся в порт последнего захода. В докладе, представленном Совету Безопасности Организации Объединенных Наций, содержится призыв к усилению мер, позволяющих государствам-членам ООН проводить инспекции судов, подозреваемых в контрабанде топлива в Ливию или из нее в международных водах. В нем описывается порядок действий этих судов, подробно описывается, как они отправляются с Мальты в залив Габес в Тунисе, а затем намеренно исчезают с радаров примерно в 40-60 морских милях от побережья Туниса. Впоследствии они направляются в Зувару в Ливии, основной центр незаконного экспорта нефтепродуктов из Ливии, производимой на нефтеперерабатывающем заводе в Завии, расположенном на ливийской территории. Полученные данные подчеркивают настоятельную необходимость согласованных международных действий по борьбе с операциями по контрабанде топлива в Средиземноморском регионе. Усиленные механизмы мониторинга и правоприменения имеют решающее значение для пресечения этой незаконной деятельности и поддержания безопасности и стабильности на море.
Президент Турции Р.Т.Эрдоган, известный своими тесными связями с поддерживаемым ООН Правительством национального согласия (ПНС), заявил в 2020 году, что Анкара внимательно следят за попытками Хафтара, которого он называет организатором государственного переворота, продавать нефть из подконтрольного региона по незаконным каналам для приобретения большего количества оружия и наемников. Однако представляется маловероятным, что нефть из подконтрольного Хафтару региона могла быть поставлена на внутренний рынок без ведома турецкого правительства. Попытка Хафтара захватить Триполи была пресечена после вмешательства Турции с поставкой многоцелевых беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2, произведенных турецкой компанией Baykar Makina, возглавляемой зятем Эрдогана Сельчуком Байрактаром. Помимо идеологической поддержки, Эрдоган открыто признал стратегическую важность нефтяных и газовых ресурсов Ливии для Турции. Во время совместной пресс-конференции с бывшим премьер-министром Ливии Фаизом аль-Сарраджем в Анкаре 4 июня 2020 года Эрдоган обнародовал планы по расширению сотрудничества, включая разведку и бурение, для освоения природных ресурсов на территории Ливии. В ноябре 2020 года Турция и ПНС подписали соглашение о военном сотрудничестве и соглашение о демаркации морских пространств. Хотя морское соглашение, не признанное ни одной другой средиземноморской страной, определяет границы турецко-ливийского континентального шельфа и исключительной экономической зоны (ИЭЗ), соглашение о безопасности позволяет турецкому правительству разместить свои войска в Ливии.