Военно-политические и военно-технические факторы, влияющие на производство иранских беспилотных летательных аппаратов Mohajer-6. Часть 1

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) семейства Mohajer («Мохаджер») разрабатывает и производит с середины 80-х годов прошлого столетия и по настоящее время иранская государственная компания QAIC (Qods Aviation Industries Company – Компания авиационной промышленности «Кудс»). На сегодняшний день выпускаются три основные модели семейства: Mohajer-2, Mohajer-4 и Mohajer-6, а также их модификации.

БПЛА Mohajer-2 был разработан в 90-х годах прошлого века. К 2011 г. было построено свыше 200 единиц, и он до сих пор находится в составе Вооруженных сил (ВС) Ирана. К разработке Mohajer-4 конструкторы и инженеры QAIC приступили в начале 2000-х годов, и уже к середине 2006 г. было изготовлено 34 беспилотника новой модели.

В 2017 г. QAIC начала производство новой модели семейства Mohajer – ударно-разведывательного беспилотника аэродромного базирования Mohajer-6, и уже в феврале 2018 г. в Иране приступили к его серийному производству. 10 аппаратов поступили на вооружение Сухопутных войск (СВ) Корпуса стражей исламской революции (СВ КСИР), а 40 – военно-морских сил (ВМС) КСИР. Данный БПЛА производится не только компанией QAIC, но и IAVIC (Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company – Иранская авиастроительная компания). Также достаточно часто употребляется персидская аббревиатура ее названия – HESA.

БПЛА Mohajer-6 выпускается в двух базовых модификациях:

– Mohajer-6А с двумя узлами внешней подвески боеприпасов (по одному под каждым крылом);

– Mohajer-6В с четырьмя узлами внешней подвески боеприпасов (по два под каждым крылом).

По классификации Международной ассоциации по беспилотным системам AUVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International) Mohajer-6 относится к тактическим средневысотным беспилотникам с большой продолжительностью полета (БПЛА категории Medium Altitude Long Endurance – MALE). Его можно сравнить с турецким БПЛА Bayraktar TB2, который в этом классе является одним из лучших БПЛА стран НАТО. Турецкий (а значит, НАТОвский) БПЛА Bayraktar TB2 хорошо зарекомендовал себя сначала в боях местного значения, которые вела турецкая армия против правительственных сирийских войск в марте 2020 г., затем и в войне Азербайджана против Нагорного Карабаха в конце того же года, а с 2022 г. он активно применялся вооруженными формированиями Украины против российских войск в ходе проведения ими специальной военной операции. Bayraktar TB2 был широко разрекламирован западной и украинской пропагандой в качестве Wunderwaffe («чудо-оружие» – нем.), способного наносить российской армии сокрушительные удары. Но Wunderwaffe из турецкого беспилотника не вышло. Причина этого факта, досадного как для Украины, так и для Турции, достаточно банальна. Применение БПЛА Bayraktar TB2 в боевых действиях против российских войск не оказало «практически никакого реального эффекта» на ситуацию на протяжении всей специальной военной операции. И не окажет в дальнейшем, так как беспилотники класса MALE, имеющие относительно большие габаритные размеры при низкой скорости, в принципе не способны эффективно действовать при противодействии развернутых на Украине российских эшелонированных, многоуровневых систем ПВО и РЭБ. По этой причине подавляющая часть турецких БПЛА была уничтожена еще до наступления весны 2023 г. Дальнейшая закупка Bayraktar TB2 была прекращена по причине соотношения их стоимости и качества и низкой эффективности. По мнению целого ряда экспертов, Bayraktar TB2 «оказался дорогой ненужной игрушкой, которая была первое время на Украине нужна в качестве некой «перемоги» (больше психологической) для народа».

Планер одномоторного БПЛА Mohajer-6 – высокоплан с толкающим воздушным винтом. Как и предыдущие модели семейства Mohajer, он изготовлен из панелей композитных материалов, закрепленных на каркасе из прочных и легких алюминиевых сплавов. Фюзеляж планера прямоугольной формы в сечении со сдвоенными хвостовыми балками, над которыми сверху установлен горизонтальный стабилизатор, крылья прямые. Управление осуществляется посредством двух рулей высоты на горизонтальном стабилизаторе, рулей направления на вертикальных стабилизаторах и двух закрылков на каждом крыле. Воздухозаборники двигателя расположены над и под фюзеляжем.

Для того чтобы БПЛА Mohajer-6В мог нести на внешних узлах подвески четыре боеприпаса, по сравнению с предыдущей модификацией Mohajer-6А, где размещались два, места соединения крыльев с фюзеляжем были существенно усилены. В отличие от других моделей семейства Mohajer, на которых установлен двухлопастной толкающий винт, на Mohajer-6 он трехлопастной. В качестве силовой установки применяется австрийский авиационный поршневой четырехцилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель внутреннего сгорания Rotax-914 с жидкостной системой охлаждения головок цилиндров и воздушной системой охлаждения цилиндров.

Также на БПЛА Mohajer-6 может быть установлен двигатель Rotax-912 мощностью 100 л. с. (как и на турецком БПЛА Bayraktar TB2), либо их аналоги иранского или китайского производства. Rotax-912 и его аналоги, как правило, устанавливаются на модификацию Mohajer-6А. Двигателями семейства Rotax оснащаются различные модели легких одномоторных самолетов и БПЛА. Для того чтобы воздушный винт силовой установки вращался с частотой, необходимой для обеспечения полета конкретной модели летательного аппарата, между двигателем и винтом установлен редуктор.

На БПЛА Mohajer-6 установлено неубирающееся в полете трехстоечное колесное шасси, с помощью которого осуществляется взлет и посадка на взлетно-посадочную полосу (ВПП) в автоматическом режиме (на автопилоте). У Bayraktar TB2 переднее колесо шасси в полете убирается в фюзеляж, что связано с особенностями размещения гиростабилизированной оптической системы (ГОЭС), которая размещена перед передним колесом, и поэтому убирающееся переднее колесо шасси не загораживает обзор приборам, размещенным в ГОЭС. Задние колеса шасси турецкого БПЛА фиксированные и в полете не убираются. Взлет и посадка Mohajer-6 и Bayraktar TB2 производится с ВПП протяженностью от 600 до 1200 м (исходя из максимальной взлетной массы беспилотников) либо с ВПП аэродромов более высокого класса.

Также предусмотрена аварийная посадка БПЛА Mohajer-6 с помощью парашютной системы, размещенной в специальном отсеке фюзеляжа. В отличие от Mohajer-6, у турецкого БПЛА Bayraktar TB2 аварийная парашютная система отсутствует.

Согласно данным из авторитетного ежегодного бюллетеня The Military Balance за 2023 г. (с. 324–328), издаваемого IISS (International Institute for Strategic Studies) в Лондоне, БПЛА Mohajer-6 стоят на вооружении КСИР, а также СВ, ВВС и ВМС иранской армии.

В ВМС эти БПЛА базируются непосредственно на кораблях. Старт с палубы осуществляется при помощи твердотопливных ракетных ускорителей JATO (Jet-Assisted Take-Off). Посадка (приземление) дрона производится на сушу с помощью аварийной парашютной системы.

Для определения скорости полета беспилотника в носовой части Mohajer-6 установлен приемник воздушного давления (трубка Пито). Непосредственно под ней в носовой части БПЛА размещена фиксированная видеокамера, обращенная вперед по ходу движения, которая необходима для навигации беспилотника и позволяет оператору непрерывно в реальном режиме времени отслеживать его траекторию движения.

Для ведения разведки, обнаружения и уничтожения целей на Mohajer-6 используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) Oghab-4. Гиростабилизированная платформа оптико-электронной системы представляет собой гироскопическое устройство для пространственной стабилизации видео-, инфракрасных, тепловизионных камер и других модулей, а также для определения углов поворота основания, на котором она установлена и служит для устранения внешних воздействий, выводящих платформу из заданного положения.

ГОЭС Oghab-4 установлена в носовой части БПЛА и закреплена снизу под его фюзеляжем. На универсальном шарнире установлено оборудование для создания многоспектральных электронно-оптических изображений в ИК-лучах и видимом свете, а также для целеуказания. ГОЭС Oghab-4 начинает поиск цели с расстояния 12 км и фиксирует ее с расстояния 10 км при работе видеокамеры, которая оснащена лазерным целеуказателем и системой инфракрасного видения, используемой для наведения высокоточных боеприпасов с лазерной или инфракрасной головкой самонаведения. Тепловизионные камеры выполнены по технологиям компании FLIR (Forward Looking Infrared Radar).

ГОЭС Oghab-4 выпускается в двух модификациях, H и D, каждая из которых оснащена камерой дневного видения с 36-кратным оптическим увеличением, лазерным дальномером-целеуказателем и тепловизионной камерой.

Электрооптическая система модификации ГОЭС Oghab-4-D имеет фокусное расстояние от 60 до 120 мм и весит 19 кг, а Oghab-4-Н — фокусное расстояние от 15 до 300 мм, весит 18 кг и имеет лучшее поле зрения и разрешение. По сведениям из некоторых источников, иранскими инженерами уже созданы видеокамеры для ГОЭС с 60-кратным оптическим увеличением.

55.8MB | MySQL:108 | 0,618sec