Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией, Турцией и Афганистаном. Президент России Д. Медведев 10-12 мая посетил с официальным визитом Сирию и Турцию. По итогам переговоров в Дамаске и Анкаре подписан целый ряд документов, направленных на дальнейшее расширение сотрудничества России с Сирией и Турцией в раз-личных областях. Президент Афганистана Х. Карзай на прошедшей неделе находился с визитом в США. Его главным итогом стали заверения американ-ской администрации в долгосрочных обязательствах США по оказанию раз-носторонней помощи Афганистану.
11 мая в Эр-Рияде состоялось совещание глав аравийских монархий – Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии. Участники встречи осудили политику Израиля на оккупированных территориях, блокаду сектора Газа, отвергли угрозы Израиля в адрес Сирии и Ливана, а также подчеркнули необходимость мирного урегулирования иранской ядерной проблемы.
Основными темами переговоров президента России Д. Медведева в Сирии стали двусторонние торгово-экономические и политические отноше-ния, ситуация на Ближнем Востоке. Президент САР Б. Асад выразил благо-дарность России за неизменную поддержку Сирии в «ее борьбе за укрепление неотъемлемых прав». В принятом по итогам визита совместном заявлении Россия и Сирия заявили о своей глубокой озабоченности опасной напря-женностью на Ближнем Востоке, осудили поселенческую деятельность Из-раиля, выступили за возобновление мирного процесса с целью достижения всеобъемлющего и справедливого мира в регионе «на общепризнанной меж-дународно-правовой основе». Д. Медведев предупредил, что дальнейшее обострение ситуации на Ближнем Востоке «чревато взрывом и катастрофой», причем это относится и к арабо-израильскому конфликту, и к нежеланию Из-раиля присоединиться к ДНЯО. Глава российского государства считает, что результатом мирного арабо-израильского процесса, «должно стать всеобъем-лющее, справедливое и долгосрочное урегулирование конфликта, освобож-дение оккупированных в 1967 г. арабских земель, создание независимого Па-лестинского государства, которое будет жить в мире с Израилем». Однако, по мнению Д. Медведева, у обеих сторон пока «не хватает желания», которое следует стимулировать. Б. Асад вновь подтвердил готовность Сирии пойти на переговоры с Израилем, но только при условии возвращения оккупированной части Голанских высот. В то же время Израиль настаивает на начале переговоров без каких-либо предварительных условий. Стороны подтвердили свою приверженность достижению мирного урегулирования иранской ядерной проблемы. Москва и Дамаск отметили необходимость укрепления «стратегической компоненты» двусторонних отношений, дальнейшего раз-носторонних связей между РФ и САР, проведения регулярных консультаций по внешнеполитическим вопросам. В Дамаске были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере воздушного транспорта, информационных техноло-гий, охраны окружающей среды и др. Обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества. Было сообщено о возможном оказании Россией содействия Сирии в развитии ядерной энергетики.
11 мая в Дамаске состоялась встреча президентов Д. Медведева и Б. Асада с лидером радикального палестинского движения ХАМАС Х. Маша-лем, на которой российская сторона заявила о важности скорейшего восста-новления палестинского единства и достижения соответствующей догово-ренности между движениями ФАТХ и ХАМАС. Особое внимание было уде-лено ситуации в секторе Газа. Д. Медведев призвал как можно скорее осво-бодить находящегося с 2006 г. в плену у боевиков ХАМАСа израильского капрала Г. Шалита. Российский МИД отверг критику ряда стран, в первую очередь Израиля, «по поводу регулярных встреч первых лиц российского ру-ководства с руководством ХАМАСа». Россия по-прежнему считает необхо-димым участие ХАМАСа в палестино-израильских мирных переговорах.
По итогам визита президента России Д. Медведева в Турцию стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в развитии двусторонних отно-шений в различных сферах. В Анкаре было подписано 17 межправительст-венных соглашений, в т. ч. о взаимной отмене виз, по морскому и воздушно-му сообщению, о сотрудничестве между МВД двух стран, о сотрудничестве в деле строительства и эксплуатации АЭС в Турции. Вместе с тем, вопрос об условиях прокладки газопровода «Южный поток» в исключительной эконо-мической зоне Турции в Черном море стороны намерены обсудить осенью. Принято решение о создании Совета сотрудничества высшего уровня, кото-рый «будет являться руководящим органом, разрабатывающим стратегию и основные направления развития отношений между Россией и Турцией, коор-динирующим реализацию важных проектов политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества».
14 мая президент Турции А. Гюль ратифицировал принятый парламен-том пакет поправок в конституцию страны, которые должны быть вынесены на всенародный референдум. Поправки меняют более 20 положений дейст-вующего основного закона, прежде всего в судебной системе, ограничивают полномочия судебных властей и армии. Оппозиция уже обратилась в Вер-ховный суд Турции с иском против предложенных изменений, считая, что они противоречат ключевым принципам государственности, а именно разделению властей и независимости судебных инстанций.
Состоявшийся на минувшей неделе визит в США президента Афгани-стана Х. Карзая имеет важное значение для отношений между двумя страна-ми. Президент США Б. Обама, другие высшие руководители американской администрации подтвердили обязательства Соединенных Штатов по обеспе-чению безопасности Афганистана, которые будут выполняться «столько, сколько потребуется», а Америка не бросит Афганистан на произвол судьбы. Б. Обама также отметил, что разногласия между правительствами двух стран были «преувеличены». В Вашингтоне Х. Карзаю было сказано, что вывод американских войск из Афганистана начнется, как и было запланировано, в июле 2011 г., но это не будет означать завершение миссии США в стране. В ответ Х. Карзай выразил признательность Америке за жертвы в борьбе с мя-тежниками и неослабную поддержку «прогрессивным начинаниям» возглав-ляемого им правительства.
Президент США Б. Обама признал, что ситуация в Афганистане оста-ется нелегкой, но, по его мнению, американские войска и их союзники все же начинают постепенно «брать верх в антитеррористической операции». Более сдержан в своих оценках был командующий силами коалиции в стране гене-рал С. Маккристал. Он считает, что в афганской войне наступило хрупкое равновесие и в настоящее время нельзя сказать, что «кто-то выигрывает». Наступление талибов остановлено, силы коалиции достигли «определенного прогресса» в борьбе с боевиками, которые, тем не менее, продолжают попол-нять свои ряды. Генерал признал, что добиться существенных изменений в восприятии рядовыми афганцами американских солдат, своего правительства в Кабуле и движения «Талибан» так и не удалось. А именно это – «ключ к успеху во всей афганской кампании».
Американские эксперты отметили сохранение разногласий в позициях сторон в вопросе об отношении к движению «Талибан». Так, в Кабуле счи-тают необходимым реинтегрировать часть талибов, главным образом их низшее звено, в афганское общество. И здесь различий в позициях с США нет. Однако в Вашингтоне с настороженностью относятся к намерениям Х. Карзая достичь примирения с некоторыми деятелями талибской верхушки, которых американцы считают террористами.
После Вашингтона президент Афганистана Х. Карзай посетил 15 мая Лондон, где провел переговоры с новым премьер-министром Великобритании Д. Кэмероном, который высказался за дальнейшее укрепление отношений между двумя странами.
США подтвердили свои обязательства по «поставкам в Пакистан со-временной военной техники и вооружений с содействия Исламабаду в про-тивостоянии экстремистам». Это, по мнению Вашингтона, позволит увели-чить пакистанские возможности в проведении операций против сил местных талибов и других террористических группировок, «укрепить оперативную совместимость войск США и Пакистана».
Тем временем обстановка в северо-западных районах Пакистана, при-легающих к границе с Афганистаном, остается напряженной. Здесь постоянно происходят боестолкновения правительственных войск с отрядами талибов. Американцы наращивают применение беспилотных летательных аппаратов для уничтожения боевиков.
16 мая представитель МИД Ирана заявил о готовности Тегерана пойти на одномоментную или поэтапную сделку по обмену иранского низкообога-щенного урана на топливо для исследовательского реактора в Тегеране, но лишь в случае, если будут четко оговорены все ее условия, включая сроки, место и объемы поставляемого топлива. Вопрос об обмене урана на топливо стал главной темой переговоров президента ИРИ М. Ахмадинежада с при-бывшим в Тегеран президентом Бразилии Л. И. Луло де Сильва.
12 мая завершились крупномасштабные учения ВМС ИРИ «Велаят-89», проходившие в зоне Ормузского пролива и в северной части Аравийского моря. В ходе учений было отработано свыше 150 учебно-боевых задач, включая пуски ракет малой дальности «Фаджр-5» и «Нур».
После начала непрямых палестино-израильских переговоров высоко-поставленные официальные лица Израиля не прекращают выступать с заяв-лениями о том, что строительство нового жилья в восточной части Иеруса-лима будет продолжено согласно ранее намеченным планам. Эти высказыва-ния были осуждены в Вашингтоне, где заявили, что «статус Иерусалима – это тема, которая должна обсуждаться в рамках переговоров об итоговом со-глашении». Президент США Б. Обама и госдепартамент призвали израильтян и палестинцев воздерживаться от действий, «способных привести к напря-женности в Иерусалиме».
14 мая Пентагон сообщил, что президент Б. Обама одобрил выделение Израилю 205 млн долларов на развертывание тактической системы ПРО «Железный купол», предназначенной для перехвата ракет малой и средней дальности. Эта сумма, выделяемая дополнительно к ежегодной американской безвозмездной военной помощи Израилю (1,8 млрд долл.), должна быть одобрена Конгрессом США.
10 мая в Ираке совершена серия хорошо скоординированных терактов и вооруженных нападений, произошедших в семи городах от Басры на юге до Мосула на севере. Погибли 110 и получили ранения свыше 300 человек. Власти традиционно обвинили в случившемся местный филиал «Аль-Каиды» и сторонников С. Хусейна.
На минувшей неделе завершился ручной пересчет голосов в Багдаде (2,5 млн бюллетеней) на парламентских выборах, состоявшихся 7 марта. По заявлению избиркома, подтасовок и крупных нарушений не обнаружено.
Эскалация насилия происходит в суданском регионе Дарфур. Прави-тельственные войска на прошедшей неделе захватили район Джебель Мур – опорную базу действующей в Дарфуре повстанческой группировки Движение за справедливость и равенство (ДСР). Со своей стороны, руководство ДСР заявляет о том, что повстанцы сами покинули этот район, обвинив пра-вительство в нарушении соглашения о прекращении огня, достигнутого в феврале с. г. Руководство ДСР также отказывается от продолжения перего-воров о мире с Хартумом.
Напряженность сохраняется на юге Йемена, где продолжаются воору-женные столкновения между сепаратистами, выступающими за восстановле-ние независимости Юга, и правительственными силами. 13 мая здесь была совершена попытка покушения на вице-премьера страны С. А. Абу Раса.
Парламент Египта 11 мая проголосовал за продление на два года вве-денного в стране в 1981 г. режима чрезвычайного положения. Однако в до-кумент внесены изменения, ограничивающие его применение лишь вопросами борьбы с терроризмом и организованной преступностью.
Приложение
Авиационная промышленность Израиля
Авиационная промышленность Израиля в настоящее время и на обо-зримую перспективу по праву является наиболее развитой на Ближнем Вос-токе, значительно превосходя по своим возможностям авиационную отрасль Египта, не говоря уже о других арабских странах. Современная авиапро-мышленность Израиля представляет собой одну из крупнейших отраслей на-ционального военно-промышленного комплекса, ориентированную на выпуск высокотехнологичной продукции. Она способна разрабатывать, производить и модернизировать различные типы пилотируемых и беспилотных (БПЛА) летательных аппаратов военного и гражданского назначения, авиационное оборудование, системы управления и навигации, разведывательную аппаратуру, агрегаты, узлы и детали. На сегодняшний день авиационные предприятия в полном объеме обеспечивают ремонт и техническое обслужи-вание всех типов летательных аппаратов, состоящих на вооружении израиль-ских ВВС.
Характерной особенностью израильской авиационной промышленно-сти, как и всего ВПК страны, является сильная зависимость от финансово-технической помощи США. В то же время тесное взаимодействие с амери-канским военно-промышленным комплексом, несмотря на известные из-держки и периодически возникающие трения, способствует доступу израиль-тян к многим передовым авиационным технологиям.
Еще одной характерной чертой национальной авиапромышленности, как и всего израильского ВПК, является невысокая потребность министерства обороны страны во многих видах продукции местных производителей и, соответственно, высокая экспортная направленность отрасли.
Ведущей организацией национальной авиационной отрасли является созданная в 1953 г. государственная корпорация «Израильская аэрокосмиче-ская промышленность» («Israel Aerospace Industries», IAI), которая наряду с компанией «Израильская военная промышленность» («Israel Military Industries», IMI) и научно-производственным объединением «Рафаэль» со-ставляют основу военно-промышленного комплекса страны. В настоящее время IAI занимается исследованием, разработкой, производством, обслужи-ванием, ремонтом и продажей авиационной техники, ракетно-космических систем, систем ПВО, электронного, оптического, электромеханического и другого оборудования, осуществляет модернизацию различных типов лета-тельных аппаратов, как израильских, так и зарубежных, преимущественно американских и советских (в данной статье вопросы, связанные с ракетно-космической техникой и системами ПВО Израиля, не рассматриваются).
Организационно корпорация состоит из нескольких подразделений: «Электроник дивижн», «Текнолоджи дивижн», «Эйркравт дивижн», «Бедек авиэйшн групп». Кроме того, IAI имеет ряд дочерних фирм и филиалов, на-ходящихся в Израиле и за рубежом: в США, Канаде, странах Западной Евро-пы. Каждое подразделение отвечает за свою деятельность и прибыли. Это обеспечивает корпорации более высокую стабильность, однако не позволяет быстро добиваться увеличения торгового оборота. IAI ведет активную дея-тельность с целью закрепления и расширения своих позиций на рынках Ев-ропы, Латинской Америки, США, Индии и ряда других стран. Развивается сотрудничество корпорации с американскими и европейскими авиационными компаниями.
В своей практической деятельности IAI взаимодействует с националь-ными компаниями радиоэлектронной и артиллерийско-стрелковой промыш-ленности, предприятиями по производству боеприпасов, различными научно-исследовательскими организациями страны.
В состав корпорации входит 30 предприятий различного профиля: сбо-рочных – 3, ремонтных – 7, агрегатно-детальных – 20. Общее число рабо-тающих – около 14 тыс. человек. Оценочно, 65 проц продукции корпорации составляют изделия и услуги военного назначения, а до 68 проц (2008 г.) продукции IAI идет на экспорт.
Все авиасборочные заводы корпорации расположены в районе между-народного аэропорта им. Бен-Гуриона (вблизи города Лод). Эти заводы в со-стоянии производить, модернизировать и ремонтировать тактические истре-бители (выпускались до 1988 г.), транспортные и легкомоторные самолеты, БПЛА. В этом же районе же находятся несколько ремонтных и агрегатно-детальных предприятий.
В городе Бет-Шемеш (20 км западнее Иерусалима) расположен завод компании «Бет-Шемеш энджин Лтд.» по ремонту газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Предприятие также производит запасные части к двигателям.
Одним из главных направлений деятельности израильской авиапро-мышленности является конструирование и производство различных типов беспилотных летательных аппаратов для всех видов вооруженных сил и спецслужб: от микро-самолетов до БПЛА дальнего действия. Более того, Из-раиль является одной из ведущих стран в области разработки беспилотных летательных систем, которая ведется еще с 1970-х гг. Всего к настоящему времени израильтяне создали и запустили в производство более 20 типов БПЛА, предназначенных главным образом для ведения воздушной разведки и наведения оружия на цель.
По оценкам зарубежных экспертов, израильское руководство с целью снижения материальных затрат и повышения эффективности решения задач по обеспечению безопасности страны намерено неуклонно расширять при-менение БПЛА, с тем, чтобы к 2015 г. они составили до 30 проц боевой авиа-техники национальных ВВС. В то же время ограниченные возможности внутреннего рынка сохранят экспортную направленность производства этого вида техники: 70-75 проц выпускаемых изделий будет предназначено для продажи за рубеж.
К числу последних разработок израильской авиапромышленности можно также отнести самолет ДРЛО и управления нового поколения «Эй-там», созданный на базе американского самолета бизнес класса «Гольфстрим» G550. Всего израильские ВВС заказали три машины этого типа, которые заменят устаревшие американские «Боинги-707». Характерной особенностью новой машины является повышенная дальность полета.
Одним из важных направлений деятельности израильской авиапро-мышленности является создание и производство различных воздушных платформ для разведки и наблюдения, средств защиты самолетов и вертоле-тов от управляемых ракет. Так, в стране налажено производство дирижаблей и аэростатов, которые активно использовались военными и спецслужбами для ведения разведки и длительного фотомониторинга «горячих точек» на палестинских территориях и в Ливане.
Компания IMI создала авиационные платформы TALD (Tactical Air-Launched Decoy) и ITALD (Improved TALD), предназначенные для запуска с самолетов вне зоны действия средств ПВО противника (до 280 км от места назначения) с целью постановки помех его РЛС. Также платформы исполь-зуются в качестве барражирующих ложных целей. Обе платформы созданы по заказу ВМС США.
Специалистами IMI создан комплекс AIRMOR, предназначенный для защиты военных и гражданских самолетов и вертолетов от ракет с лазерными, радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения. Со-вместными усилиями компаний IMI и «Элта» при техническом и финансовом содействии британской и американской авиационных фирм сконструирован и запущен в производство комплекс «Флайт Гард» для защиты самолетов, в т. ч. гражданских, от зенитных ракет с инфракрасной головкой самонаведения.
В целом, несмотря на значительные достижения, израильская авиаци-онная промышленность в настоящее время испытывает дефицит финансовых средств, необходимых для разработки и запуска в серию собственных образ-цов боевых самолетов и вертолетов, что предопределяет сохранение долго-срочной зависимости страны в вопросе технического оснащения своих ВВС от поставок боевой авиационной техники из-за рубежа, а именно из США. Негативно на развитие авиационной отрасли сказывается и сравнительно ма-лая емкость внутреннего рынка, что в значительной степени делает ее зави-симой от экспортной конъюнктуры.