Один из крупнейших турецких операторов связи Vodafone (международная британская компания) совместно с турецкой Лабораторией политического анализа (Politika Analiz Laboratuvarı или PAL) опубликовали в 2023 году свое исследование под заголовком «Цифровая Турция – 2030: экономические последствия и политические рамки».
Продолжаем анализировать этот документ. Напомним, что в прошлой части нашей публикации (ссылка на Часть 3 – на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=106631) мы приступили к рассмотрению раздела 1 исследования, которое было озаглавлено как «Общество и цифровая трансформация» и в частности мы коснулись темы цифровых навыков турецкого общества.
Заметим немаловажную вещь, которая заключается во влиянии (не имеющего логического конца – прим.) процесса евроинтеграции на процессы внутри страны. Они, в частности, выражаются в том, что для оценки тех же цифровых навыков в Турции измеряют по критериям и шкалам Евростата. Разумеется, это – один из многих примеров того, как процесс диалога между Турцией и ЕС оказывает влияния на турецкий подход к проблеме. А, следовательно, и в путях решения тех или иных задач / проблем, диагностируемых по европейским лекалам, будут использоваться и европейские подходы, и европейские партнёры. В этом – один из смыслов для ЕС вести как можно дольше «диалог» в Турцией по ЕС, не давая им возможности уходить на собственную интеллектуальную базу, и держа их в периметре своих подходов.
Одновременно получается, что ЕС становится и мерилом успехов или неуспехов турецкой стороны. Иными словами, возникает факт постоянной оглядки на европейцев – в данном случае, именно в вопросе цифровизации.
Продолжаем цитирование документа:
«В то время как 30% людей в Турции обладают цифровыми навыками, в странах Европейского Союза этот показатель составляет 54%. Согласно методологии, разработанной Евростатом в 2021 году, уровень владения цифровыми навыками среди лиц в возрасте 15-74 лет в Турции увеличился с 22% в 2016 году до 30% в 2021 году. В Евросоюзе в 2021 году этот показатель составил 54%. Однако, учитывая, что в 2016 году этот показатель составлял 51%, можно сказать, что развитие в Европейском Союзе в последние годы было ограниченным.
Крайне важно довести уровень цифровых навыков до целей Европейского Союза в развитии потенциала конкурентоспособности Турции. Европейский Союз стремится увеличить долю населения, обладающего цифровыми навыками, до 80% к 2030 году. Однако если темпы развития Европейского Союза в период с 2016 по 2021 год сохранятся на том же уровне до 2030 года, доля людей с цифровыми навыками останется на уровне 60%.
Поэтому Европейский Союз продолжает программы и реализует новые в соответствии со своими целями на период до 2030 года. При рассмотрении с точки зрения Турции: если развитие в период 2016-2021 гг. продолжится такими же темпами до 2030 г., этот показатель может увеличиться до 56% (рисунок 3). Очевидно, что существует необходимость ускорения роста базовых цифровых навыков людей в Турции, чтобы приблизиться к уровню, целевому Европейскому Союзу в 2030 году».
Рис. 3. Доля населения в ЕС и в Турции, которые владеют минимальным уровнем цифровых навыков, сценарии 2016, 2021 и 2030 годов.
Вообще, как можно заметить, график и рассуждения выше являются подтверждениями того, что, строго говоря, нельзя считать ЕС абсолютным мерилом во всех областях. Признавая достижения европейской экономики, как следует из самих же данных со стороны ЕС, получается налицо – стагнация цифровизации европейских экономик. Вообще говоря, мерить-то, как раз, стоило бы исходя из наилучших практик. И смотреть можно, в этом смысле, в сторону тех же России и Китая.
Хотя, надо признать и то, что смотреться хорошо на фоне Европы, для турецкой стороны также может иметь совершенно отдельный смысл – как подтверждение того, что Турция уже выполняет стандарты ЕС и, где-то даже, опережает их. А, следовательно, пора уже Турцию в ЕС «брать» (о бесперспективности такого «послания» в сторону ЕС и говорить не приходится).
В свою очередь, дальше исследование обращается к тем базовым цифровым навыкам, которые есть у населения, исходя из ранее приведенной классификации / разбивки.
Вот какие оценки, в этом смысле, приводятся турецким изданием:
«Области навыков, в которых Турция отстает: создание цифрового контента и навыки безопасности.
Вмешательства, которые затронут эти области, имеют решающее значение для достижения Турцией своей цели в Европейском Союзе. Владение цифровыми навыками отдельных лиц оценивается по 5 основным областям на рисунке 5.»
Приводим рисунок 5 из турецкого издания, который озаглавлен как «Турция в 2021 году: доли владения базовыми (цифровыми – И.С.) навыками по подпунктам». Далее сверху вниз перечисляются следующие компоненты, включая: навыки создания цифрового контента, навыки в сфере безопасности, навыки в решении проблем, навыки в сфере восприятия информации и данных (ещё можно перевести как информационная грамотность – прим.), навыки в сфере связи и взаимодействия.
Соответственно, далее издание оценивает эти данные следующим образом:
«Лица, обладающие хотя бы базовыми навыками во всех этих областях, составляют долю лиц с цифровыми навыками в Турции (30%).
Навыки решения проблем и информационная грамотность/данные – это области, в которых Турция имеет более высокие навыки. Навыки общения и сотрудничества уже широко распространены в соответствии с целью 2030 года. Две области, в которых Турция отстает: создание цифрового контента — 40% и навыки безопасности — 48%. В этих двух областях необходимо значительное развитие, чтобы Турция достигла цели в 80% к 2030 году.
В то время как доля лиц с навыками выше базового в Турции составляет 9%, средний показатель по Европейскому Союзу составляет 26%.
Две области, из-за которых в Турции уровень навыков выше базового остается низким, — это навыки создания цифрового контента базового уровня и навыки безопасности.
Только 17% людей обладают навыками выше базового в области создания цифрового контента и 23% — навыками безопасности. Видно, что 34% населения обладают навыками решения проблем выше базового уровня. Когда области поднавыков оцениваются вместе, оказывается, что только 9% людей в Турции обладают навыками выше базовых.
В период до 2030 года численность населения с базовыми навыками достигнет желаемого уровня в Европе и Турции, что позволит сосредоточить внимание на уровне выше базового (Рисунок 6)».
Ниже приводим упомянутый в исследовании Рисунок 6:
Он озаглавлен как «Турция в 2021 году: доли владения базовыми (цифровыми – прим.) навыками по подпунктам». Отличие от предыдущего рисунка, как можно заметить, заключается в том, что темным цветом выделено владение только базовыми навыками, а более светлым цветом – владением навыками, превышающими средний уровень.
Сверху вниз на рисунке данные озаглавлены следующими образом:
Цифровые навыки (в общем), и далее навыки: создания цифрового контента, навыки в сфере безопасности, навыки в решении проблем, навыки в сфере восприятия информации и данных (ещё можно перевести как информационная грамотность – прим.), навыки в сфере связи и взаимодействия.
Итак, как можно заметить, самыми сильными сторонами турецкого населения является общая цифровая грамотность и навыки связи и коммуникации, которые находятся в стране на достаточно высоком уровне, превышая базовые навыки владения.
Цитируем далее издание:
«Хотя оценить уровень навыков общества в целом полезно, как в этом разделе, чтобы наблюдать за общей ситуацией, использование отдельными людьми различных цифровых инструментов и устройств можно рассматривать индивидуально.
В то время как разнообразие продуктов и услуг, доступных в цифровой среде, увеличивается, частным лицам предлагается множество новых цифровых инструментов.
Использование отдельными лицами продуктов и услуг в цифровой среде становится все более распространенным в Турции и странах Европейского Союза, а эффекты цифровизации усиливаются.
Методология Европейского Союза обеспечивает высококвалифицированную основу для изучения уровня квалификации общества и проведения международных сравнений.
Однако, в частности, то, насколько широко распространены некоторые цифровые инструменты в обществе, также может указывать на проблемы, на которых Турции следует сосредоточиться.
Например, хотя уровень использования Интернета отдельными лицами в Турции сравнялся со странами Европейского Союза, области использования Интернета еще не показали такого же развития. Во вставке 2 приведены сравнения интенсивности использования цифровых инструментов отдельными лицами в Турции и Европейском союзе».
Отметим, справедливость утверждения о том, что нельзя рассматривать в общем некое абстрактное использование цифровых инструментов. В этом смысле, стоит быть предметным и говорить о том, в каких областях и какие именно инструменты используются.
Вот что на эту тему сообщается турецким изданием:
«Хотя в 2015 году использование Интернета отдельными лицами в Турции составляло 54%, в 2022 году оно достигло 84%.
Хотя этого быстрого роста было недостаточно для достижения среднего показателя по ЕС, составляющего более 90%, было достигнуто значительное улучшение, и страны ЕС с показателями ниже среднего оказались догоняющими.
Самым распространенным устройством для использования Интернета в Турции и ЕС является мобильный телефон.
С точки зрения использования Интернета с помощью таких устройств, как ноутбуки, настольные компьютеры и планшеты, Турция также отстает от стран ЕС с самым низким показателем.
Если мы посмотрим на области использования Интернета, то увидим, что в некоторых областях Турция значительно отстает от среднего показателя по Европейскому Союзу.
Такие виды деятельности, как использование электронной почты, покупки в электронной коммерции и привычки поиска информации, поиск работы и интернет-банкинг, входят в число областей, в которых Турция отстает.
По таким предметам, как чтение новостей и исследование информации, связанной со здоровьем, уровень использования ближе к среднему европейскому уровню.
Что касается использования социальных сетей, Турция значительно опережает средний показатель по ЕС».