Южный Судан: мятеж генерала Дж.Атора

Выступая 17 мая с.г. на митинге, посвященному 27-й годовщине создания Суданской народно-освободительной армии (СНОА), вновь избранный президент Южного Судана С Киир пообещал организовать бескомпромиссную войну «с коррупцией и ренегатами». Вообще его речь была выдержана в жестких тонах и сильно напоминала выступление «великого кормчего» Мао перед бойцами НОАК. Судите сами, С.Киир, который по совместительству является еще и главнокомандующим СНОА, предупредил «поджигателей войны о том, что он закроет границы с соседними странами и аэропорты, чтобы война вновь не пришла в нашу страну». Он также предупредил «неких беглецов», что им не «удасться ускользнуть в Уганду и Кению». «Я знаю, что некоторые хотят собрать свои чемоданы и убежать в Эфиопию, Уганду и Кению. Я отдам приказ закрыть границы с этими странами, чтобы никто не смог ускользнуть», — заявил С.Киир под одобрительные выкрики собравшихся. Досталось и коррупционерам, «время которых прошло, в связи с чем их ожидает быстрый и справедливый суд». Это называется – дождались.

Этот эпизод со всей отчетливостью свидетельствует о степени политической зрелости и состоятельности людей, которые планируют после 2011 года самостоятельно управлять государством.

Но помимо этого факта, который был «секретом Полишинеля» необходимо попробовать понять, что так разозлило С.Киира.

А его разозлил и, как кажется, сильно испугал тот факт, что в Южном Судане после проведения последних всеобщих выборов фактически началась гражданская война. Война, о которой почему-то молчат западные средства массовой информации и правозащитники.

Суть вопроса в следующем. Проигравший на последних выборах в штате Джангли генерал Дж. Атор не признал их итогов и пригрозил вооруженным мятежом. Речь идет о т.н. «независимых кандидатах» (457 человек), которые являлись неформальными лидерами в своих округах и шли на выборы вне «официального списка СНОД». Кстати, в результате массовых фальсификаций, угроз, убийства и внесудебных расправ со стороны Джубы, губернатором из них смог стать только один. Все это естественно вызвало огромную волну возмущения, на острие которой оказался смутьян-генерал.

Он уже призвал жителей г. Бор покинуть свои места проживания ввиду готовящегося в ближайшие дни наступления лояльных ему сил. «Я планирую атаковать Бор в течение ближайших дней, поскольку я понимаю, что С.Киир не из тех людей, которые идут на переговоры и понимают только язык силы. Это заставит его прислушаться к тому, что мы говорим», — заявил Дж. Атор. Он также предупредил, что в ближайшее время верные ему силы атакуют еще ряд военных объектов на Юге. В подтверждение его слов нападению подверглись казармы СНОД в Долеп Хилле. При этом генерал не раскрыл ни количества, ни виды вооружения лояльных ему сил. По оценкам самих командиров СНОД, в распоряжении Атора порядка ста бойцов, вооруженных стрелковым оружием и гранатометами.

Но с другой стороны необходимо учитывать, что, пользуясь своим влиянием в Джангли и наличием в нем этнически родственных ему племен, Дж. Атор сможет, по некоторым оценкам, в сжатые сроки мобилизовать под свои знамена несколько тысяч человек, преимущественно молодежи и демобилизованных солдат СНОД. Тем более, что в недавнем прошлом он являлся заместителем начальника генштаба южносуданской армии. Это обстоятельство объясняет выбор целей. Так как генералу-мятежнику нужны лояльность местного населения и запасы вооружения для новых рекрутов. А по роду своих прежних служебных обязанностей он прекрасно осведомлен о том, что и на каких складах СНОА хранится. О том, что генерал не шутит и за ним реально существует некая военная сила, говорит тот факт, что его предупреждение вызвало панику у местных жителей, которые начали спешно эвакуироваться в окрестности Джубы.

Дж. Атор требует аннулирования результатов прошедших выборов и формирования переходного правительства с участием всех политических партий и независимых кандидатов. Излишне говорить, что такая задача-максимум абсолютно неприемлема для С.Киира и большинства членов политбюро.

О реальности возникновения перманентного вооруженного очага напряженности на Юге, говорит и тот факт, что довольно влиятельные южносуданские фигуры на полном серьезе советуют С.Кииру пока не поздно начать прямые переговоры с мятежником. Отметим также, что это требование поддерживает и ЮНАМИС. Ее представители уже вступили с Дж. Атором в контакт, и он согласился провести указанные консультации под ооновским «зонтиком».

При этом С.Киир, декларируя свою готовность к началу таких консультаций, фактически блокирует их. Это вполне объяснимо, поскольку их итоги предсказуемы: придется менять вновь избранного губернатора, а это вызовет цепную реакцию во всех остальных южносуданских штатах.

Указанные события совпали по времени с очередной серьезной активизацией в экваториальных штатах Южного Судана бандитской группировки «Армии Гнева Господня» (LRA), которая, похоже, оправилась от цепи поражений от угандийской армии в начале года. В этой связи есть все основания полагать, что свобода действий LRA связана именно с деструктивной позицией Дж. Атора, который просто не препятствует угандийским боевикам и отвлекает тем самым силы СНОА на другой объект. Тем самым он выигрывает время для рекрутирования новых бойцов в свои отряды.

Выпад С.Киира на митинге в адрес «соседей, которые разжигают войну», тоже не случаен. Дж. Атор имеет хорошие деловые связи и в Кении, и в Уганде. Во-первых, из-за этнической общности. Во-вторых, из-за географического положения штата Джангли, который фактически лежит на пересечении основных контрабандных путей из Уганды и Кении. Напомним, что только по официальным данным, через них идет до 80% товарооборота Южного Судана. Вот какова цена вопроса. Вот так взять и поменять правила игры, переориентировать все финансовые потоки на себя, С.Кииру никто без боя не даст. Тем более что за Дж. Атором стоит «второй человек» в южносуданском руководстве Р.Машар, который также родом из этих мест. Попытка динка подорвать финансовую самостоятельность нуэр может действительно отозваться хорошей «бучей» и поставить под вопрос проведение референдума о независимости в 2011 году. «Хитрый» Р. Машар официально стоит «над схваткой», вынуждая Джубу принять его условия игры. Эскапады Дж. Атора являются тем самым «оселком», на котором проверяются силовые потенции С.Киира.

Естественно, что большая часть путей доставки товаров первой необходимости уже заблокирована, и над Югом возникла серьезная угроза голода, о чем уже официально заявили в Джубе. К этому добавилась эпидемия холеры. Часть экспертов также ожидают, что на фоне мятежа в Джангли, поднимут голову сепаратисты в Малакале.

Все вместе – это, пожалуй, самая большая угроза выполнения заключительного этапа ВМС. Похоже, что суданский Юг переживает сейчас один из ключевых моментов своего политического становления, и от того как он его пройдет, будет зависеть ситуация в Судане в целом в ближайшие два-три года.

52.27MB | MySQL:103 | 0,492sec