К некоторым итогам российско-турецкого саммита в Анкаре

11 – 12 мая состоялся официальный визит президента РФ Д. Медведева в Турцию. Российско-турецкий саммит в Анкаре, безусловно, займет особое место в современной истории сотрудничества двух стран. Его итоги поставлены экспертами в один ряд с основными этапными событиями более чем пятисотлетних российско-турецких межгосударственных отношений.

Непосредственно предшествовавшая визиту беспрецедентно активная и напряженная подготовительная работа, в которой приняли участие более двухсот экспертов с обеих сторон, насыщенный характер переговоров с высшими руководителями Турции, встреча с ведущими представителями турецких деловых кругов и, наконец, впечатляющий результат, включающий в себя подписание 16-ти межправительственных и межведомственных Соглашений, Протоколов и Меморандумов. Они охватывают практически все направления многопланового сотрудничества двух стран, закладывают прочную договорно-правовую основу для его перехода на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства.

Это был первый визит Д. Медведева в Турцию в качестве президента РФ. Думается, для понимания складывающейся ситуации в российско-турецких отношениях есть смысл коротко остановиться на его первом контакте с президентом Турции. Встреча двух президентов состоялась в июле 2008 года в Казахстане в рамках праздничных мероприятий, посвященных 10-летию столицы республики – Астаны. Встречу следует рассматривать как логичное укрепление российско-турецкого политического диалога, реализацию тех договоренностей, которые были достигнуты в период нахождения на посту президента РФ В. Путина. Ведь ряд турецких экспертов после выборов нового российского президента высказывали тогда опасения по поводу преемственности политического курса РФ, не исключали, что возможны новые нюансы и некоторые изменения, которые могут негативным образом сказаться и на стабильно развивающихся российско-турецких отношениях.

Именно эта первая личная встреча Д. Медведева и А. Гюля позволила турецким экспертам сделать однозначный вывод о том, что Москва после избрания нового президента продолжит курс на дальнейшее расширение отношений с Турцией. «Важно, что для этого у Москвы и Анкары есть политическая воля», — констатировал А. Гюль по итогам встречи. Д. Медведев, в свою очередь, обратил внимание на тот факт, что Россия впервые за всю историю межгосударственных российско-турецких отношений стала ведущим торговым партнером Турции. «Это показывает, насколько фундаментально значимы наши двусторонние связи», — подчеркнул российский президент и пригласил президента Турции посетить Москву с официальным визитом, который, как известно, был с успехом осуществлен в феврале 2009 года.

Турецкие эксперты, выражая удовлетворение первой личной встречей двух президентов, содержанием последующих телефонных бесед руководителей России и Турции, отмечали, что они еще раз подтвердили реально слаженную и скоординированную работу двух ключевых фигур на олимпе российской государственной власти – президента и председателя правительства, их одинаковую позицию по вопросу отношений с Анкарой. А это значит, констатировали они, что не следует ожидать от смены власти в России негативных последствий, в т.ч. и для российско-турецких отношений.

Реальное развитие событий в российско-турецких отношениях полностью подтвердило этот прогноз. Напомним, что по итогам рабочего визита премьер-министра В. Путина 6 августа 2009 года в Анкару было подписано 20 межправительственных и корпоративных документов. Примечательно, что уже менее чем через год состоялся официальный визит президента РФ Д. Медведева в Турцию, в рамках которого было подписано еще 16 межгосударственных Соглашений, которые охватывают практически все направления многопланового сотрудничества двух стран, закладывают прочную договорно-правовую основу для его перехода на уровень стратегического партнерства.

Думается, есть смысл их перечислить, так как во многих зарубежных и российских СМИ допускаются неточности не только в количестве подписанных документов, но и в их названии.

Список документов, подписанных по итогам переговоров президента России Д.Медведева с премьер-министром Турецкой Республики Р.Эрдоганом:

1. Совместное заявление о создании Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой;

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики;

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной станции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике;

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об организации смешанного международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Российская Федерация) и Самсун (Турецкая Республика);

5. Меморандум между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская Федерация) и Министерством сельского хозяйства и по делам деревень Турецкой Республики (Генеральный директорат по защите и контролю) о мерах по соблюдению фитосанитарных требований при взаимных поставках продукции растительного происхождения;

6. Меморандум о взаимодействии Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская Федерация) и Министерства сельского хозяйства и по делам деревень Турецкой Республики в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки;

7. Меморандум между Федеральной Службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская Федерация) и Министерством сельского хозяйства и по делам деревень Турецкой Республики (Генеральный директорат по защите и контролю) об условиях поставки мяса птицы и сырых мясопродуктов из птицы из Турецкой Республики в Российскую Федерацию;

8. Меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и по делам деревень Турецкой Республики в области сельского хозяйства;

9. Меморандум между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики о сотрудничестве по вопросам безопасности транспортировки нефти из региона Черного моря исходя из приоритетности проекта нефтепровода Самсун–Джейхан;

10. Программа совместных действий между Федеральным агентством по туризму (Российская Федерация) и Министерством культуры и туризма Турецкой Республики на период 2010–2011 годов;

11. Протокол десятого заседания Смешанной Межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству

Список документов, подписанных по итогам переговоров Президента России Д.Медведева с Президентом Турецкой Республики А.Гюлем:

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о воздушном сообщении;

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по морскому транспорту;

3. Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Турецкой Республики;

4. Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерством внутренних дел Турецкой Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

5. Меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Российской Федерации и Советом по высшему образованию Турецкой Республики о сотрудничестве в области высшего образования.

Майский российско-турецкий саммит в Анкаре возник в планах руководителей двух стран в январе с.г. в ходе рабочего визита в Москву премьер-министра Турции Р. Эрдогана. В его рамках главам правительств двух стран удалось провести детальный анализ всего комплекса двусторонних отношений, а также основных направлений партнерства двух стран по региональным и глобальным проблемам. Была поставлена амбициозная, многим кажущаяся фантастической задача по выводу в ближайшие 5 лет товарооборота между двумя странами на уровень 100 млрд долларов. В Москве приняли совместное решение о подготовке нового пакета документов, реализация которых и позволит решить эту задачу.

Руководители и эксперты десятков ведомств и крупнейших компаний двух стран проделали за короткий срок огромный объем работ в рамках консультаций, переговоров, согласований, связанных с подготовкой этих документов для их подписания в ходе официального визита президента РФ в Анкару. При этом, обе стороны понимали, что этот рывок в развитии российско-турецких отношений должен произойти синхронно на всех треках: политическом, торгово-экономическом и гуманитарном.

Ничуть не умаляя значимости любого из 16-ти подписанных в Анкаре документов, общий объем которых составляет порядка 25 млрд долларов, все же выделю особую важность Соглашения между правительствами РФ и Турции о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турции. Географически площадка «Аккую» расположена на Средиземноморском побережье Турции в вилайете Ичель, центром которого является город Мерсин.

Предварительная стоимость совместного атомного проекта составляет 18-20 млрд долларов. Это своего рода прочный стержень, который гарантирует на перспективу уровень стратегического партнерства двух стран. Такую точку зрения разделяют и многие турецкие эксперты.

Показательны в связи с этим оценки Соглашения, которые были даны руководителями двух стран сразу же после подписания. «Этой мерой Турция переходит на новый уровень своей значимости как энергетический центр. Солидарность с Россией в этом вопросе крайне важна», — заявил премьер-министр Турции Р. Эрдоган. Российский президент Д. Медведев в свою очередь констатировал: «Это Соглашение действительно открывает новую страницу в сотрудничестве наших стран. Результаты наших переговоров в очередной раз продемонстрировали, что Россия и Турция действительно не на словах, а на деле являются стратегическими партнерами».

Следует отметить, что эксперты Института Ближнего Востока, оценивая перспективы российско-турецкого сотрудничества в сфере атомной энергетики, еще в январе 2008 года на этапе подготовки к турецкому атомному тендеру указывали на необходимость объединения усилий на этом направлении всех представителей российской энергетики в Турции, в первую очередь «Атомстройэкспорта», РАО ЕЭС и Газпрома. Думается, что именно их грамотное взаимодействие и сыграло решающую роль в нынешнем успехе на атомном треке сотрудничества двух стран.

РФ и Турция еще до Соглашения о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в течение нескольких лет, начиная с декабря 1997 года, согласовывали и подписывали двусторонние документы, которые в конечном итоге позволили достичь конкретных договоренностей о взаимодействии в атомной сфере. Переломным моментом в этом сложном процессе следует считать принятое Москвой и Анкарой решение в ноябре 2009 года продолжить совместную работу над Соглашением о сотрудничестве по АЭС. Важность этого решения объясняется тем, что в ноябре 2009 года турецкая энергетическая компания ТЕТАШ после консультаций с правительством страны отменила тендер на строительство АЭС, в котором победу одержала российская сторона, представленная консорциумом в составе российских компаний «Атомстройэкспорт» и «Интер РАО ЕЭС», а также турецкой компании «Парк Текник».

В заявлении компании было отмечено, что тендер отменяется, согласно 31-й статье документа, регламентирующего проведение тендера. В данной статье зафиксированы положения о том, что турецкая сторона имеет право отмены тендера до окончания срока его действия без каких-либо штрафных последствий для себя. Участник тендера не имеет права предъявления к Турции каких-либо претензий.

Тем не менее, министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз после принятия этого решения заявил, что отмена тендера не означает отмены самого проекта. Он добавил, что Турция не откажется от развития ядерной энергетики. «Мы приступим к новому процессу. Строительство АЭС возможно и без проведения тендера», — констатировал турецкий министр. В свою очередь, официальный представитель госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков подтвердил желание России участвовать в сооружении первой АЭС в Турции, несмотря на отмену тендера. «Мы будем продолжать работу с турецкими коллегами вне рамок тендерной процедуры», — подчеркнул официальный представитель «Росатома».

И такая работа была продолжена. В том же, 2009 году стороны согласовали и подписали Соглашение об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках, Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. А в январе 2010 года приняли межправительственное Совместной заявление о сотрудничестве в строительстве АЭС в Турции. Его реализация в кратчайшие сроки /в течение 5-ти месяцев, в чем, кстати, многие эксперты сомневались/ и вывела обе стороны на подписание нынешнего Соглашения в рамках официального визита президента РФ в Турцию.

Этот документ предусматривает сооружение в Турции четырех блоков АЭС с реакторами типа ВВЭР-1200 /проект АЭС-2006/. Первый блок АЭС будет введен в эксплуатацию в 2017 году, второй – в 2018 году, третий и четвертый – не позднее 2020 года. Здесь следует обратить внимание на некоторые ошибочные заявления, в т.ч. в российской прессе, о России как собственнике будущей АЭС. В Соглашении указано, что владельцем АЭС, включая выработанную ею электроэнергию, является Проектная компания, которая учреждается в форме акционерного общества в соответствии с законами и нормами Турецкой Республики. 51 % акций компании принадлежит организациям, которые уполномочены российской стороной. Процесс наделения полномочиями согласовывается с турецкой стороной с учетом ее «национальных интересов в сфере экономики и национальной безопасности».

Россия должна приступить к необходимым процедурам по учреждению Проектной компании в течение 3 месяцев с даты подписания Соглашения. В целях оказания содействия по финансированию проектирования и строительства объекта Россия обеспечит АЭС финансами, в т.ч. на льготных условиях для покупки изделий, работ и услуг российского происхождения, которые будут использоваться при реализации проекта.

Необходимо обратить внимание на некоторые направления сотрудничества сторон при реализации проекта. Это проектирование и строительство, управление реализацией проекта, ввод объекта в эксплуатацию, безопасная и надежная эксплуатация АЭС, покупка и продажа электроэнергии, выработанной АЭС, обеспечение запасным частями в целях устранения их износа в ходе всего срока службы АЭС, обучение и переподготовка эксплуатационного персонала станции и др. Простое перечисление этих направлений уже говорит о реальных перспективах тесного взаимодействия России и Турции в сфере атомной энергетики на длительную перспективу.

Турецкая сторона удовлетворена положениями Соглашения. В подтверждение этого тезиса приведем некоторые оценки этого документа турецкими специалистами. Эксперт влиятельной газеты «Миллиет» М.Мюнир, соглашаясь с такой точкой зрения, пишет, что «отдав АЭС русским, правительство Турции убивает одним камнем сразу нескольких птиц». Во-первых, избавляется от необходимости искать источники финансирования. Во-вторых, от необходимости решать проблему с утилизацией ядерных отходов. В-третьих, констатирует он, Турция будет получать самые современные технологии, которые делают использование ядерной энергии практически полностью безопасным. Крупнейшая в Турции газета «Заман», известная своей близостью к правительству и правящей ПСР, добавляет к перечисленным «плюсам» и такой немаловажный фактор, как создание большого количества новых рабочих мест, на которых будут заняты подготовленные Россией турецкие квалифицированные кадры.

Один из американских экспертов Марк Адоманис, работающий в настоящее время консультантом в Вашингтоне, назвал российско-турецкое Соглашение о строительстве атомной электростанции «выдающимся достижением, которое отражает значительную дипломатическую активность между двумя государствами, происходящую полностью за пределами Запада и ведущую к формированию многополярного мира».

Чтобы продемонстрировать значимость этого совместного российско-турецкого атомного проекта, отметим только, что специалисты справедливо сравнивают его с реализацией другого уникального российско-турецкого проекта «Голубой поток», который сегодня стабильно снабжает турецкую экономику газом и ни разу за многие годы не подводил турецких потребителей в плане объемов и сроков поставок. Что касается важности атомного проекта для турецкой экономики и внутренней стабильности в стране в целом, то следует обратить внимание на следующий факт. Сегодня 47 % электроэнергии в Турции производится за счет природного газа, и очень важно сбалансировать этот показатель с помощью атомной энергетики, уменьшив таким образом зависимость национальной экономики от газовых поставок из-за рубежа.

Межправительственное Соглашение по АЭС в кратчайшие сроки, судя по высказываниям турецкого руководства, планируется направить в парламент страны для его ратификации до конца весенней сессии. В связи с этим, важным является тот факт, что правящая ПСР располагает в парламенте большинством голосов, необходимым для одобрения документа.

Тем не менее, следует отметить опыт турецко-американских взаимоотношений в ядерной сфере, который говорит о том, что нельзя исключать продолжения попыток США, направленных против выхода РФ на рынок турецкой атомной энергетики даже на стадии утверждения Соглашения в парламенте страны. Как представляется, не в восторге от российско-турецкого Соглашения и Европейский союз, эксперты которого также утверждают о чрезмерной энергетической зависимости союзника по НАТО Турции от России. Ведь осуществление проекта строительства в Турции АЭС имеет большое значение не только для национальной экономики страны, но и, учитывая острую ситуацию вокруг иранского ядерного досье, окажет существенное влияние на расстановку сил на региональном энергетическом рынке. Это очень хорошо понимают США и ЕС, которые уделяют этому вопросу повышенное внимание.

В энергетическом пакете подписанных в Анкаре документов следует выделить и Меморандум между министерством энергетики Российской Федерации и министерством энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики о сотрудничестве по вопросам безопасности транспортировки нефти из региона Черного моря исходя из приоритетности проекта нефтепровода Самсун–Джейхан. Этот документ, несмотря на его рамочный характер, очень важен для турок, так как работа по его реализации в случае успеха поможет существенно разгрузить Черноморские проливы, которые сегодня несут основную нагрузку по транспортировке танкерами нефтепродуктов из черноморского региона. Анкара рассматривает подписание этого документа как определенный прогресс в осуществлении проектов нефтепровода Самсун-Джейхан и нефтеперерабатывающего завода в Джейхане.

«Прорывным» в двусторонних отношениях называют турецкие СМИ (газеты «Заман», «Хабертюрк», «Хюрриет», телеканалы «ЭнТиВи», «24» и др.) Соглашение о безвизовых поездках граждан, которое, по их мнению, станет «существенным вкладом в упрочение взаимного доверия между народами России и Турции». Как показывает анализ комментариев экспертов и турецких СМИ, данная тема не менее интересна для турок, чем сделанный ими первый шаг по «вхождению в ядерный клуб». В частности, «Хабертюрк» шутит по этому поводу: распространенный в Турции во времена «холодной войны» лозунг «Коммунисты – в Москву» сменился на призыв «Турецкие туристы – в Москву!».

Российский посол в Турции Владимир Ивановский в связи с этим отмечает, что еще три года тому назад нельзя было поверить в возможность подобного Соглашения между двумя странами. «Тот факт, что Россия, известная строгостью визового режима, пошла на его отмену, свидетельствует об изменении самого видения Россией нашей страны», – считает ведущий обозреватель газеты «Хабертюрк» М.Сарыкая. При этом, турецкая сторона делает особый акцент именно на политической значимости этого Соглашения, несмотря на существенные для страны финансовые потери. Ведь турецкая казна после ввода Соглашения в действие будет терять более 60 млн долларов год, которые поступали в виде сборов за выдачу виз россиянам на границе.

Здесь необходимо отметить, что данное Соглашение предусматривает, что граждане государства одной Стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и пребывают на территории государства другой Стороны на основании действительных документов, без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 30 дней с даты въезда. При поездках в РФ на срок, превышающий 30 дней, а также с целью учебы и работы сохраняется прежний порядок въезда, при котором необходимо получение соответствующих виз. Соглашение вступит в силу после выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур. О дате вступления Соглашения в силу будет объявлено дополнительно.

Наряду с этим, Москва и Анкара продемонстрировали в ходе визита понимание необходимости при таких амбициозных целях в торгово-экономической сфере усиления и политической составляющей двусторонних контактов, которая, по словам турецких экспертов, не даст «завянуть блестящим совместным проектам». В этом контексте стороны подготовили и подписали Совместное заявление о создании Совета сотрудничества высшего уровня /ССВУ/ между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

Совет будет являться руководящим органом, разрабатывающим стратегию и основные направления развития отношений между Россией и Турцией, координирующим реализацию важных проектов политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

О важной роли Совета как основополагающего элемента дальнейшего развития двусторонних отношений говорит тот факт, что президент РФ и премьер-министр Турции приняли решение возглавить, соответственно, его российскую и турецкую части. В заседаниях Совета будут принимать участие члены правительств двух стран, отвечающие за основные обсуждаемые вопросы. Заседания ССВУ будут проводиться один раз в год.

Основным механизмом наращивания практического сотрудничества в экономической сфере будет продолжать оставаться Смешанная Межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.

В рамках Совета создается Совместная группа стратегического планирования под руководством министров иностранных дел для обсуждения основных вопросов российско-турецкого взаимодействия в международных делах, которая будет собираться не реже одного раза в год с подключением представителей других заинтересованных министерств и ведомств. Руководители Комиссии и Группы стратегического планирования будут докладывать о результатах работы и предложениях по дальнейшему развитию российско-турецкого сотрудничества сопредседателям ССВУ.

Москва и Анкара с целью дальнейшего развития отношений между народами и организациями гражданского общества двух стран с учетом их глубоких исторических, культурных и гуманитарных связей договорились также о создании Форума общественности. В этой организации будут работать представители академических и деловых кругов, организаций гражданского общества и деятелей искусства двух стран. Форум общественности будет координировать свою деятельность с ССВУ.

Первое заседание ССВУ состоялось уже в рамках этого визита российского президента в Турцию. Обе стороны высоко оценили итоги политических консультаций, констатировали совпадение и схожесть позиций Москвы и Анкары по ближневосточному урегулированию, иранской ядерной программе, видению перспектив развития ситуации на Южном Кавказе, а также по проблематике обеспечения безопасности в Черном море, что существенно укрепляет перспективы дальнейшего развития форматов военно-морской группы «БЛЭКСИФОР» и поддержанной Россией турецкой инициативы «Черноморская гармония».

Визит российского президента в Турцию был отмечен еще одним важным событием на гуманитарном треке. В Университете экономики и технологий в Анкаре состоялось открытие Русского центра. По мнению обеих сторон, он будет способствовать дальнейшему укреплению гуманитарных связей между двумя странами, изучению русского языка в Турции, спрос на который в последнее время увеличился благодаря развитию двусторонних российско-турецких отношений в экономике, культуре и туризме. Новый центр оснащен необходимыми для эффективной работы техническими средствами, комплектами научной, художественной и справочной литературы на русском языке, аудио- и видеоматериалами, специально разработанными мультимедийными программами для изучения русского языка.

Турецкая газета «Заман» опубликовала статью президента России Дмитрия Медведева «Россия-Турция: Не останавливаясь на достигнутом», в которой отмечается, что Россия и Турция становятся стратегическими партнерами, и Москва видит в Анкаре доброго и надежного соседа. Думается, что ключевое слово в этой фразе – «становятся». Стратегическое сотрудничество России и Турции находится на этапе становления. Это очень сложный процесс, требующий взаимных шагов навстречу друг другу. Предстоит детальная и кропотливая проработка отдельных положений, в т.ч. коммерческих, связанных с конкретными направлениями реализации достигнутых в Анкаре договоренностей. Именно поэтому уже в ближайшем будущем не исключены новые российско-турецкие контакты на высоком уровне.

52.4MB | MySQL:103 | 0,738sec