Кувейт ждет российских инвесторов

16 мая 2010 г. прошли переговоры министра иностранных дел России С.В. Лаврова со своим коллегой и по совместительству заместителем премьер-министра Кувейта шейхом М. Сабахом ас-Сабахом, прибывшим в Москву, чтобы обсудить с российской стороной вопросы укрепления политического взаимодействия и двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Этот официальный визит стал не только подготовительным для последующего за ним визита в Россию эмира Кувейта, но и своеобразным катализатором развития совместных инвестиционных проектов.

В Кувейте принята амбициозная пятилетняя экономическая программа, на выполнение которой предполагается потратить 150 млрд долл. Программа включает в себя развитие инфраструктуры, строительство новых городов, возведение мостов, эстакад.

По словам М. Сабаха ас-Сабаха, здесь вполне может найтись применение навыков российских специалистов в области промышленности, строительства, науки.

В свою очередь президент ТПП России Е.М. Примаков считает Кувейт страной, способной многое дать России в плане накопленных финансовых ресурсов и опыта в добыче нефти.

Почему же до сих пор между странами отсутствуют совместные крупные инвестиционные проекты в различных отраслях экономики?

Скорее всего, все дело в информационном вакууме, который испытывают потенциальные инвесторы с обеих сторон. В этой связи попытаемся восполнить те пробелы в информации, которые до сих пор существовали и проанализировать инвестиционную привлекательность Кувейта, а также охарактеризовать торговые российско-кувейтские связи.

Кувейт занимает пятое место в мире по запасам нефти (после Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, ОАЭ) и входит в число основных нефтедобывающих государств.

По официальным данным, добыча нефти в Кувейте составляет 2,65 млн барр. в сутки. Причем правительство Кувейта ставит задачу по увеличению добычи нефти в ближайшее время. Так, к 2020 г. планируется ежесуточно добывать до 5 млн барр.

Перед странами-членами ОПЕК, в том числе и перед Кувейтом, стоит непростая задача нахождения своего места на заново формирующемся мировом энер¬гетическом рынке. Реформирование ОПЕК, приватизация и увеличение ближневосточных инвестиций в рос¬сийскую энергетическую отрасль — вот тот путь, который видят аравий¬ские монархии для решения новых за¬дач. Начало этому процессу кувейтскими властями положено.

В ноябре 2008 г. компания «Turkapital», «дочка» кувейтского банка Kuwait Finance House (KFH), подписала соглашение о развитии в Татарстане девелоперских проектов стоимостью до 10 млрд долл. На эти средства, по подсчетам экспертов, можно построить порядка 6 млн кв. м. недвижимости.

Однако участники рынка подчеркивают, что эти инвестиции оправданы только в долгосрочной перспективе, поскольку сейчас рынок недвижимости в Татарстане перенасыщен.

Первоначальное соглашение между республикой и «Turkapital» касается развития проекта на площади в 200 га. Речь идет о проекте застройки города-спутника Казани под названием «Зеленый дол». Общая площадь проекта, рассчитанного до 2025 г., составляет 3,7 тыс. га и включает объекты жилой недвижимости и торгово-развлекательной инфраструктуры. Инвестиционная стоимость застройки «Зеленого дола» оценивается около 5,2 млрд долл.

Согласно подписанному документу, кроме финансирования названного девелоперского проекта, «Turkapital» рассчитывает принять участие еще в ряде строек общей стоимостью 6–10 млрд долл.

Стоит напомнить, что в конце лета 2008 г. Республика Татарстан и «Turkapital» учредили совместное предприятие ЗАО «Кувейтско-татарстанская инвестиционная компания» с уставным капиталом в 100 тыс. долл. Владельцем 75% минус одна акций является кувейтская компания, оставшаяся часть принадлежит инвестиционно-венчурному фонду Татарстана. В дальнейшем уставный капитал предприятия планируется довести до 10 млн долл. с сохранением долей учредителей.

Необходимо заметить, что торговые связи между Кувейтом и Татарстаном не ограничиваются лишь названными проектами.

В разные годы республика поставляла в Кувейт грузовые автомобили «Камаз», каучук, электрическое оборудование, оптические приборы, другие виды продукции. Существует интерес к сотрудничеству с Кувейтом также у вертолетного и судостроительного заводов, предприятий нефтедобывающей отрасли, производителей автомобильных шин.

Одним из путей выхода на новый уровень взаимодействия является сочетание высоких интеллектуальных и производственных ресурсов республики с финансовыми возможностями Кувейта, что позволило бы создать качественно новые технологии и виды продукции, столь необходимые в арабском мире. В этом плане двустороннее инвестиционное сотрудничество обладает поистине солидным потенциалом.

Помимо недвижимости, Кувейт поддерживает тесные связи с Россией во многих отраслях энергетики. Между двумя странами постоянно проводятся кон¬сультации и координация деятель¬ности на мировом рынке нефти, что стало одним из поводов созда¬ния совместного комитета по торго¬во-экономическому, научному и тех¬ническому сотрудничеству. Данный орган занимается вопросами энергетики, инвестиций и науки.

В целом оба государства связывают давние отношения. При этом перспективы сотрудничества в экономической сфере многообещающие.

Во-первых, в географическом плане Россия расположена ближе к Кувейту, чем какая-либо европейская страна.

Во-вторых, оба государства являются крупнейшими нефтедобывающими странами. Названное обстоятельство очень важно для проведения взаимовыгодной экспортной политики на мировом нефтяном рынке.

Бывший посол Кувейта в России С. аль-Морджан выразил надежду на то, что российский бизнес в скором будущем найдет себе надежных партнеров в Кувейте, прежде всего, в сфере энергетики, в развитии нефтяного комплекса, ведь для России в Кувейте – всегда «зеленый свет».

Первыми на кувейтскую «зеленую улицу» вышли несколько крупных отечественных игроков. НК «Сибнефть», участвуя в консорциуме мировых нефтяных корпораций, возглавляемом компанией «Chevron», претендует на осуществление многомиллиардного проекта по развитию северных нефтяных месторождений Кувейта. Российские компании «Машиноимпорт», «Трест Коксохиммонтаж», «Технопромэкспорт» участвовали в предквалификации и в торгах на осуществление проектов в системе «Кувейтской нефтяной компании».

После сравнительно длительного периода низкой активности в области разведки и разработки из-за низких цен на нефть в стане кувейтского нефтяного монополиста наблюдается активная деятельность.

Капиталовложения в действующие и планируемые проекты в период с 2006 по 2010 гг. оцениваются в суммы, намного превышающие 2 трлн долл. Кувейт пересмотрел свои планы инвестиций в модернизацию своей нефтедобычи с 40 млрд долл. в течение следующих 15 лет до 64 млрд долл. с целью довести ее до 200 млн т. в год.

Диаграмма показывает распределение инвестиций по направлениям деятельности «Кувейтской нефтяной компании», как это было заявлено ее руководством.

 

Диаграмма 

В перспективе возможно двустороннее российско-кувейтское энергетическое сотрудничество на участках, расположенных на территории эмирата.

К примеру, нефтяная компания «Роснефть» всерьез рассматривает возможность выхода на энергетический рынок Кувейта. В этой связи целесообразно оценить сложившийся в стране инвестиционный климат.

В кратко- и среднесрочной перспективе экономическое и финансовое положение Кувейта будет оставаться устойчивым. Существенный приток поступлений от нефтяного экспорта будет позволять правительству решать актуальные текущие задачи и планировать экономическое развитие страны. Значительная неосвоенная часть средств будет направляться в пользу «Фонда будущих поколений», призванный обеспечить развитие страны в будущем.

В то же время нынешняя тенденция свидетельствует о том, что рост ВВП в стране будет замедляться, даже несмотря на запуск крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на ближайшие 10 лет. Это объясняется относительно небольшими аккумулятивными возможностями небольшого по своим масштабам кувейтской экономики.

Еще не так давно Кувейт в числе немногих государств был бесспорным лидером в арабском регионе по основным социально-экономическим показателям и имел радужные перспективы дальнейшего процветания.

Активным и твердым «плюсом» Кувейта, с инвестиционной точки зрения, и поныне является практически весь пакет макроэкономических и микроэкономических критериев, особенно с учетом высокого уровня развития хозяйственной инфраструктуры. Страна до сих пор является одним из «оазисов» благополучия и процветания на Ближнем Востоке.

В Кувейте принят закон о прямых иностранных инвестициях, который нацелен на привлечение в промышленность инвестированного иностранного капитала.

Согласно документу, совет министров определяет виды экономической деятельности и проекты, в которых могут участвовать иностранные инвесторы, как самостоятельно, так и с использованием национального капитала Кувейта, в соответствие с государственной политикой Кувейта, а также с утвержденными экономическими планами.

Потенциальный российский инвестор может осуществлять экономическую активность на основании лицензии, выданной ему по решению министра торговли и промышленности в соответствие с рекомендацией, сделанной комитетом по иностранному капитальному инвестированию после получения одобрения в соответствующих компетентных органах.

Примечательно, что выдача лицензий на использование природных ресурсов либо на пользование каких-либо государственных предприятий возможна только в соответствие с законом и только на ограниченный период времени. При этом обязательно проведение предварительных процедур, способствующих выявлению наиболее выгодных предложений.

Примечательно, что в Кувейте предусмотрен ряд привилегий иностранным инвестициям.

Во-первых, освобождение от уплаты подоходного налога или любых других налогов на период, не превышающий десяти лет с момента действительного начала осуществления проекта, с освобождением от уплаты налога с новых инвестиций, вкладываемых в данный проект, на аналогичный период времени.

Во-вторых, предоставление возможности избегания двойного налогообложения, заключение соглашений, исключающих возможность двойного налогообложения.

В-третьих, полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов при ввозе машин, оборудования, запасных частей, необходимых для сооружения, замены, расширения и развития деятельности, а также сырья, полуфабрикатов, упаковочных материалов, необходимых для целей производства.

В-четвертых, выделение земли и объектов недвижимости для целей инвестирования в соответствии с законами и подзаконными актами Кувейта.

В-пятых, возможность задействовать иностранную рабочую силу в соответствии с законами и подзаконными актами Кувейта.

Таким образом, кувейтскими законодателями сделаны весьма существенные юридические шаги на пути привлечения иностранных (к примеру, российских) инвестиций.

Основной же вывод заключается в том, что инвестиционная привлекательность Кувейта позволяет отечественному бизнесу, даже с учетом различных экономических и правовых рисков, вполне серьезно начать вкладывать свои капиталовложения в развитие как энергетической, так и других отраслей экономики эмирата с тем, чтобы укрепить двусторонние торговые связи.

62.89MB | MySQL:103 | 0,583sec