В ходе начавшихся 7 октября 2023 года боевых действий Израиля против ХАМАСа в секторе Газа были отмечены случаи применения сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), а именно – паралётов и мотопарапланов, а также управляемых планирующих грузовых парашютных систем для доставки грузов, как гуманитарных, так и воинских.
СЛА применялись бойцами палестинского движения ХАМАС на начальном этапе ведения боевых действий для скрытного преодоления заграждений на границе с Израилем, а также для сокращения времени, необходимого для прибытия в назначенный район (к объекту атаки).
Специалистами под паралётом понимается моторный СЛА с крылом нежесткой (парашютной) конструкции, оснащенный тележкой с колесным или лыжным шасси, на которой располагается пилот (дополнительно, возможно, пассажир). Аппарат состоит из двух модулей: серийного параплана или его специальной модификации и тележки, включающей силовую раму, шасси, сиденье пилота, оборудование и пр. На ней же монтируется силовая установка. Взлет осуществляется с короткого разбега. В свою очередь, мотопараплан – параплан с силовой установкой, позволяющей взлетать с горизонтальной площадки. Силовая установка крепится к подвесной системе и располагается за спиной пилота. Взлет происходит с ног.
Оба вышеуказанных типа СЛА имеют схожие летно-технические данные. Скорость полета – 25-50 км/ч (в среднем). Для взлета не требуется специально подготовленных площадок. Достаточно относительно ровного поля 100х200 м для взлета и еще 200 м свободного пространства для набора высоты. Для управления куполом используют обычные для парашютов типа «крыло» звенья управления (иногда называемые «клевантами») и ручку управления двигателем (РУД).
Транспортировка также не представляет трудностей. Крыло (параплан) укладывается в рюкзак средних размеров, а двигатель с ограждением – в специальный чехол. Для перевозки тележки паралёта используют небольшой автомобильный прицеп. При желании, для большей скрытности транспортировки, все можно разместить в минивэне.
Свою первую попытку оперативного использования СЛА ХАМАС предпринял в ходе подготовки к своей операции «Сухая стерня» (7.07-26.08.2014 г., ответная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) получила название «Нерушимая скала»). Сама идея возникла после теракта 25 ноября 1987 года. Тогда два палестинских диверсанта на паралётах проникли из Ливана в Северный Израиль. Им удалось убить 6 военных и ранить 8, прежде чем террористы были ликвидированы. Позднее, в 2010 году, подразделение парапланеристов ХАМАСа численностью 15 чел., сформированное одним из высших военных лидеров движения Раедом Аттаром, в течение недели прошло подготовку в Малайзии. Дальнейшая летная и боевая подготовка осуществлялась в лагерях ХАМАСа в Хан-Юнисе и Рафахе. Следует отметить, что летом 2014 года применение СЛА силами ХАМАСа не состоялось – Раед Аттар был ликвидирован в результате израильского авиаудара 21 августа 2014 года, что предотвратило нападение боевиков с воздуха.
Само обучение полетам на СЛА не сложное. Для получения навыков, необходимых для самостоятельных полетов, достаточно двух-трех дней усиленной теоретической подготовки, включая занятия на виртуальном тренажере и еще несколько дней полетов с инструктором. Хотя в некоторых странах, например в США, укладываются в три дня.
На распространенных в социальных сетях фотографиях и видеосюжетах можно видеть до 5 СЛА с бойцами ХАМАСа в воздухе одновременно. В ходе нападения применялись одноместные мотопарапланы и одно -/двухместные паралёты. При этом, располагавшийся на переднем сиденье двухместного паралёта стрелок с автоматом Калашникова в полете вел стрельбу по наземным целям.
Касательно темы использования СЛА, следует добавить, что свой опыт эксплуатации и боевого применения паралётов на Ближнем Востоке имеют ВС США. В 2003 году Командование специальных операций США заключило договор с канадской компанией MMIST Inc. на поставку беспилотных паралётов CQ-10A SnowGoose для обеспечения психологических операций (сбрасывание листовок и других пропагандистских материалов, трансляция радиовещания) на территории Ирака и Афганистана. Всего было закуплено 74 аппарата с соответствующими средствами управления и обеспечения. Эта модель СЛА применялась и для доставки грузов подразделениям, действующим в отрыве от мест дислокации и пунктов снабжения.
Паралёт CQ-10A может взлетать самостоятельно с площадки кузова специально оборудованного автомобиля повышенной проходимости типа HMMWV или трейлера, двигающегося со скоростью 55 км/ч по прямому участку (длина разбега – 228 м), а также сбрасываться гравитационным методом с самолетов типа С-130 или С-17.
Грузы (или оборудование) на паралёте размещаются в шести отсеках по 45 кг в каждом. Грузы могут сбрасываться парашютным способом с высоты до 900 м с задержкой введения в действие одноразовой парашютной системы для обеспечения точности приземления груза. Паралёт способен доставить 135 кг полезных грузов при полете по маршруту протяженностью до 250 км на три разнесенные площадки приземления или протяженностью до 50 км на шесть площадок. Операции по доставке грузов могут выполняться в автономном режиме. Возможна доставка грузов посадочным способом. Но в этом случае для взлета паралёта с целью возвращения требуется специально оборудованная машина и подготовленный стартовый расчет.
Паралёт обслуживается расчетом из четырех человек. Время подготовки CQ-10A к повторному применению после приземления – не более 4 часов, из них на укладку парашютной системы расчетом из двух человек – около 1 часа. Для установки на машину и подготовки паралёта к взлету с земли расчету требуется до 10 мин.
Уже в ходе боевых действий в секторе Газа транспортными самолетами ВВС Иордании и Израиля осуществлялось десантирование грузов с применением управляемых планирующих грузовых парашютных систем (УППГС).
Так, в течение одной недели с 6 по 11 ноября 2023 года самолетами ВВС Иордании при поддержке ОАЭ дважды выполнялось десантирование гуманитарных грузов с применением УППГС. Груз – медикаменты и медицинское оборудование для иорданского полевого госпиталя, в течение нескольких лет действующего на территории сектора Газа, доступ к которому прекратился с началом боевых действий. По заявлениям представителей ВВС Иордании все грузы приземлились с высокой точностью: около 75 м от заданной точки приземления.
В дальнейшем к десантированию гуманитарных грузов подключились военнослужащие и транспортные самолеты ВВС Нидерландов, Франции, Египта и Объединенных Арабских Эмиратов. В отдельных случаях на десантирование вылетали до 6 самолетов одновременно, как правило, с одной из авиабаз на территории Иордании. Всего за период с ноября 2023 года по февраль 2024 года самолетами вышеуказанных стран в секторе Газа было проведено около 15 десантирований грузов.
ВВС Израиля 11 декабря 2023 года подобным образом осуществили доставку снабженческих грузов (вода, продовольствие) для нескольких сотен военнослужащих Сухопутных войск ЦАХАЛа. Всего было сброшено около 7 тонн грузов на семи УППГС. Это стало первым применением подобных парашютных систем для ЦАХАЛа в боевой обстановке.
Все случаи десантирования грузов задокументированы, имеются фотографии и видеоматериалы. Как минимум в двух случаях сбрасывание грузов контролировалось с беспилотного летательного аппарата (БПЛА).
Интересен тот факт, что в десантировании грузов принимали участие члены королевской семьи Иордании. Так, в декабре 2023 года одним из пилотов иорданского военно-транспортного самолета была принцесса Салма, вторая дочь иорданского короля, имеющая воинское звание первого лейтенанта Королевских ВВС Иордании. Сам король Иордании Абдалла II, облачившись в военную форму и надев спасательный парашют, как и полагается члену экипажа, как минимум дважды вылетал на сопровождение парашютного десантирования грузов в феврале 2024 года.
Все десантирования грузов выполнялись при согласовании с ЦАХАЛом с большой высоты, чтобы избежать поражения средствами ПВО, прежде всего переносными зенитно-ракетными комплексами, как подразделений ЦАХАЛа, так и ХАМАСа.
Изначально десантирование грузов осуществлялось с помощью многоразовых УППГС FireFly 2K производства США (максимальная высота сбрасывания – 7468 м, полетная масса – 295-1089 кг, масса УППГС с блоком управления – 73,5 кг). В дальнейшем, ввиду невозможности подбора и возвращения дорогих, многоразовых УППГС, использовались одноразовые УППГС FlyClops 2K того же производителя.
Одноразовые УППГС (купол и стропы), а также ремни крепления груза к платформе, изготавливаются из материалов, рассчитанных на однократное применение. Используется упрощенный блок управления парашютом в деревянном корпусе и с одним электромотором для строп управления. Полетная масса – 318-998 кг, максимальная высота сбрасывания – 5334 м, масса УППГС с блоком управления – 32,7 кг. Стоимость одноразовой УППГС примерно в 4-5 раз дешевле многоразовой.
Дальность планирования обеих УППГС после сбрасывания – до 25 км, точность приземления (круговое вероятное отклонение, КВО) – не хуже 150 м.
24 февраля 2024 года в ходе очередного парашютного десантирования гуманитарных грузов с французского военно-транспортного самолета применялась неуправляемая парашютно-грузовая система (ПГС) высотного десантирования LMTGH-OB (Largage de Matériel a Très Grande Hauteur en Ouverture Basse). На двух ПГС было сброшено 2200 кг гуманитарных грузов.
Начиная со 2 марта 2024 года, к парашютному десантированию гуманитарных грузов приступили военно-транспортные самолеты ВС США. До этого они ограничивались доставкой грузов в Египет, которые затем автомобильным транспортном перевозились в сектор Газа. Три самолета С-130J ВВС США 2 марта сбросили 66 одноразовых ПГС типа LCADS-LV (Low Cost Aerial Delivery System-Low Velocity), в которых, помимо прочего, находились 38 тыс. продовольственных пайков. Согласно грузовым этикеткам на ПГС, их полетная масса составляла около 568 кг. Но в отличие от высотного десантирования грузов, которое проводилось ранее самолетами ВВС Иордании, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Нидерландов и Франции, обстановка позволила, и сбрасывание ПГС самолетами ВВС США выполнялось с высоты около 1000 м (хотя стандартная высота сбрасывания для ПГС данного типа – 250-300 м). Это привело к тому, что значительная часть ПГС попала в воду, поскольку площадка приземления находилась на побережье Средиземного моря. В ходе следующих десантирований гуманитарных грузов 5, 7-10 марта 2024 года на ПГС было сброшено свыше 140 тыс. продовольственных пайков. Повысилась и точность сбрасывания ПГС. Специалисты отметили применения одноразовых ПГС типа LCADS-HV (Low Cost Aerial Delivery System-High Velocity) полетной массой 227-1000 кг с высокой скоростью снижения – 21,3-27,4 м/с, а также ПГС, на которых в качестве парашюта использовались купола от людских десантных парашютных систем Т-11, которые немногим более 10 лет назад начали поступать на снабжение парашютно-десантных подразделений ВС США и ряда других стран.
По примеру американцев, французские военнослужащие в марте 2024 года начали выполнять десантирование с малых высот с применением многокупольных ПГС типа AMR-720 с платформой PD 11. В качестве парашютных систем на них применяются купола от десантных ПС типа TAP-696-26, ресурс использования которых заканчивается и, значит, их можно применять в качестве одноразовых ПГС.
7 марта 2024 года в десантировании гуманитарных грузов участвовали самолеты пяти стран. Помимо военно-транспортных самолетов ВС США, Франции и Иордании, десантирование осуществляли самолеты ВС Бельгия и Нидерландов. Самолет А-400М бельгийских ВВС осуществил десантирование 14 ПГС. Применялись стандартные армейские ПГС типа CDS с контейнерами типа А-22. А голландский самолет сбросил 14 ПГС, в которых применялся купол от десантной парашютной системы типа Т-11.
По сообщениям некоторых зарубежных наблюдателей, в ходе одного из десантирований погибли 5 гражданских лиц, в том числе один ребенок. Гражданские оказались в центре площадки приземления и погибли в результате падения на них снижающихся грузов. Официальные представители Центрального командования ВС США выразили свое соболезнование родственникам погибших, но заявили, что ВС США к этому происшествия отношения не имеют.
Надо сказать, что это далеко не первый случай применения грузовых парашютных систем (включая и УППГС) для доставки грузов в ходе различных вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. Так, еще в 2016 году в рамках всемирной программы доставки продовольствия, проводимой под эгидой ООН, выполнялось парашютное десантирование гуманитарных грузов сирийским беженцам в районе города Дейр-эз-Зор. В ходе первого десантирования с арендованных российских самолетов Ил-76 было сброшено около 21 т грузов.
Военно-транспортными самолетами США в период с августа 2014 года по ноябрь 2021 года в Ираке и Сирии, по данным Центрального командования ВВС США, было сброшено на парашютах около 2109,3 т гуманитарных и снабженческих грузов (последние для своих сил и поддерживаемых США вооруженных группировок).
Однако в ходе этого и последующих десантирований грузов вновь подтвердилось то, что американцам было хорошо известно и ранее: точность приземления грузов, сбрасывание которых проводилось с высоты 6000-7000 м, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Грузы разбросало на большой площади, часть из них вообще не была найдена. Имели место случаи не срабатывания парашютных систем. Тогда было принято решение применять одноразовые УППГС.
США сбрасывали на этих УППГС также оружие и боеприпасы союзным вооруженным формированиям. Но и здесь были случаи, когда в результате сбоя в системе управления или ошибках при расчете точки сбрасывания грузы с боеприпасами попадали в руки формирований «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ), о чем те незамедлительно сообщали, выкладывая фото и видео в соцсети. Хотя некоторые иностранные специалисты полагают, что ошибки могли быть преднамеренными.
Не осталась в стороне и Россия. Частная российская компания ООО «Передовые технологии и сервис», свыше 30 лет специализирующаяся на доставке различных грузов в труднодоступные районы, в том числе способом парашютного десантирования, с февраля 2016 года по август 2017 года осуществила доставку примерно 6000 т гуманитарных грузов данным способом в Сирийской Арабской Республике. Для парашютного десантирования использовались как российские (включая собственной разработки), так и иностранные (в данном случае канадские) грузовые парашютные системы. Сбрасывание выполнялось с высоты 5000 м. При этом, согласно информации на официальном сайте компании, сохранность грузов при использовании российских систем составила около 98%, а канадских – 50%.
Кроме того, российскими военнослужащими в САР только в 2016-2017 гг. было сброшено свыше 400 парашютных платформ с грузами. Для десантирования грузов применялись парашютные платформы П-7 с многокупольными парашютными системами МКС-5-128Р из наличия ВС РФ. Российские военнослужащие из состава группы подготовки грузов к десантированию парашютным способом выполняли технический осмотр парашютных систем и их укладку, подготовку грузов к десантированию на парашютных платформах, их загрузку в самолеты и сопровождение грузов к точке сбрасывания с целью визуального контроля хода десантирования грузов.
Десантирование осуществлялось из транспортных самолетов Ил-76МД ВС САР. Сбрасывание грузов выполнялось с высоты более 4000 м (согласно технико-экономическим характеристикам для платформы П-7 – 500-1500 м) с целью затруднения использования противником средств ПВО. Вследствие этого, а также из-за большого сноса десантируемого объекта от точки выброски выбирались площадки приземления увеличенных размеров. При этом масса полезного груза, размещаемого на платформе, доходила, в отдельных случаях, до 6000 кг, что превышает ТЭХ для данных средств десантирования (собственная масса платформы П-7, многокупольной ПС МКС-5-128Р и средств швартовки груза – около 2000 кг).
Таким образом, парашютное десантирование грузов в секторе Газа, а также проводившееся ранее в других регионах Ближнего Востока, вновь подтвердило эффективность этого способа оперативной доставки необходимых грузов в районы, доступ в которые другими видами транспорта невозможен по ряду причин. При этом наличие на снабжении различных типов грузовых парашютных систем, в том числе управляемых, позволяет варьировать их применение в зависимости от складывающейся обстановки. А одноразовые ПГС удешевляют этот способ доставки грузов.
В отношении применения СЛА бойцами ХАМАСа многие иностранные специалисты едины во мнении, что их использование возможно, в основном, только для скрытного и быстрого преодоления линии боевого соприкосновения (фронта) или границы до начала боевых действий для достижения эффекта внезапности. В ходе боевых действий ввиду заметности (большой размер купола) и небольшой скорости их использование проблематично.