Об исследовании «Цифровая Турция – 2030». Часть 6

Один из крупнейших турецких операторов связи Vodafone (международная британская компания) совместно с турецкой Лабораторией политического анализа (Politika Analiz Laboratuvarı или PAL) опубликовали в 2023 году свое исследование под заголовком «Цифровая Турция – 2030: экономические последствия и политические рамки».

Продолжаем анализировать этот документ. Напомним, что в прошлой части нашей публикации (ссылка на Часть 5 – на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=107095) мы завершили рассмотрение части 1 исследования, которая озаглавлена как «Общество и цифровая трансформация».

В целом, по итогам рассмотренного следует отметить следующее:

  1. Общие цифровые навыки в Турции находятся на уровне Восточной Европы и ниже них.
  2. В составе турецких цифровых навыков доминирует связь и использование социальных сетей.
  3. Навыки цифровой безопасности или создания цифрового контента заметно уступают использованию соцсетей (см. выше).
  4. Общая цифровая грамотность демонстрирует сильную зависимость от социально-экономического развития того или иного региона, от возраста и пола.
  5. Главная идея данного раздела – показать турецкому руководству необходимость «выравнивания» цифровых навыков в сторону более продуктивного для страны использования цифры, которое бы предполагало внесение вклада в экономику страны. Кроме того, и в цифровой сфере, как частной сфере общего социально-экономического развития страны, стоит проблема выравнивания развития.

Впрочем, относительно последнего следует заметить, что данная задача стоит перед страной уже не один десяток лет и вплоть до настоящего времени решить её не удалось. Не в пользу разрешения этой ситуации говорит и нынешнее положение Турции, которая в последние несколько лет оказалась в достаточно уязвимом положении – с продолжающимся стремительным падением курса турецкой лиры, галопирующей инфляцией, расслоением турецкого общества на богатых и бедных, и выбиванием традиционно сильного в Турции среднего класса. Стоит учитывать тот факт, что именно средний класс является как политической, так и экономической опорой Турции. И данная опора, в особенности с 2020 года и вплоть до настоящего времени испытывает достаточно серьезные напряжения.

В этом условии, можно ли говорить о каких-то прорывах в плане внедрения передовых навыков в турецкое общество, которое, очевидно, потребует мобилизации государственных усилий? – Оставим этот вопрос вопросом, поскольку на него нет простого ответа.

Второй раздел турецкого исследования называется «Цифровые компании».

Цитируем (выделяя жирным ключевые слова и факты, с точки зрения тематики нашего материала – И.С.):

«Эффекты, которые могут возникнуть в результате цифровизации компаний и потенциала роста цифровых секторов, могут стать движущей силой экономического роста Турции в предстоящий период.

Компании используют различные цифровые инструменты, чтобы сделать свои процессы и операции более эффективными. Преимущества, которые эти инструменты предоставляют компаниям, создают значительный экономический эффект по всей стране.

Экономическая ценность, создаваемая со стороны спроса, особенно за счет эффективности, возникает в результате предложения предприятий в секторе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые предлагают цифровые продукты и услуги. Развитие сектора информационных и коммуникационных технологий проявляется в его доле в экономической деятельности. Эта экосистема обеспечивает зеленую трансформацию, а также цифровую трансформацию.

В этом процессе, называемом двойной трансформацией, влияние ИТ-продуктов и услуг открывает новые способы ведения бизнеса, снижает воздействие на окружающую среду и обеспечивает понимание устойчивости в компаниях.

В этом разделе отчета обсуждается как цифровизация компаний, так и рост секторов, предоставляющих эти услуги.

Первый вопрос, рассматриваемый в этом разделе, — это скорость доступа к быстрому интернету компаний, использующих цифровые технологии в своих бизнес-процессах, и влияние быстрого интернета на производительность.

Во-вторых, обсуждается интенсивность использования компаниями различных цифровых инструментов и экономические эффекты цифровизации с помощью этих инструментов.

Наконец, рассматриваются экономический вклад и объемы экспорта, которые могут возникнуть от компаний ИКТ, являющихся поставщиками цифровых услуг.»

Переходим непосредственно к рассмотрению темы доступа к быстрому Интернету. Как мы писали ранее, данная проблема стоит в Турции достаточно остро. В этом смысле, на приемлемом уровне в стране функционирует мобильная связь, однако, что касается стационарного Интернета на волоконно-оптических линиях связи, то здесь нехватка ощущается достаточно остро.

Эта нехватка, в частности, и привела к тому, что Турция, так и не стала центром так называемого «цифрового кочевничества» из-за рубежа, потому как, привлекая на свою территорию команды разработчиков, необходимо им предоставить не только и не столько комфортные условия проживания, и приемлемую стоимость жизни, но и создать условия для работы. А в этом смысле, отправка и прием большого объема данных (высокая пропускная мощность сети) играет первоочередную роль.

Тем не менее, переходим к первому разделу второй части документа, который озаглавлен как «Доступ компаний к быстрому интернету».

Цитируем документ:

«Скорость подключения компаний не только позволяет существующим процессам работать быстрее и эффективнее, но также облегчает доступ компаний к новым цифровым решениям.

Интернет регулярно используется в каждом секторе для различных бизнес-процессов, и многие процессы выполняются в цифровом формате.

Высокая скорость соединения, используемая в этих процессах, дает различные преимущества.

Среди них — такие преимущества, как улучшение внутренней или внешней координации за счет улучшения навыков совместной работы, использования облачных технологий и возможностей онлайн-встреч, более быстрого принятия мер по решению повседневных проблем, повышения удовлетворенности за счет более быстрого реагирования на требования клиентов, принятия более эффективных мер безопасности и сокращения времени, затрачиваемого на повседневную работу.

Более того, быстрый доступ в интернет является необходимым условием для использования инновационных цифровых продуктов, особенно Интернета вещей и облачных вычислений.

Благодаря цифровым процессам повышение производительности достигается за счет таких преимуществ, как снижение уровня человеческих ошибок, облегчение доступа к целевой группе потребителей и сокращение времени, необходимого для транзакций. Каждый из цифровых инструментов может оказывать различное влияние на производительность компаний, и благодаря этим преимуществам экономические показатели компаний и стран могут улучшиться.

Хотя количество компаний, использующих Интернет в Турции, достигает среднего показателя по Европейскому союзу, только 60% компаний имеют доступ к высокоскоростному интернету.

Компании в Турции имеют уровень доступа в Интернет 95%, что очень близко к среднему показателю по ЕС (98%).

В свою очередь, только 60% предприятий в Турции имеют доступ к высокоскоростному интернету (30 Мбит/с и выше). Средний показатель по Европейскому Союзу составляет 86%.

Учитывая, что средний показатель в 2015 году в Европейском Союзе (29%) находится на том же уровне, что и в Турции (27%), можно сказать, что развитие Турции происходит медленнее по сравнению с европейскими странами. Таким образом, кажется, что быстрый доступ компаний к интернету должен быть включен в цифровые цели Турции на 2030 год.»

Подчеркнем, что уровень доступа к скоростному интернету 10 лет назад, в 2015 году, в Европе составлял 29%. А по данным 2021 года этот показатель вырос до 86%. Что же до Турции, то её показатель в 2015 году составлял 27%, что, как сказано выше, — близко к европейским показателям. Однако, в 2021 году этот показатель составил лишь только 60%.

Какие выводы из этого напрашиваются, помимо сказанного выше: динамика развития Турции в период с 2015 по 2021 года в цифровой сфере оказалась заметно ниже, чем в странах Европейского союза?

Заметим, что к 2015-му году страна подошла с вполне себе европейским показателем. При этом период начиная с 2010-х годов стал для Турции сложным: страна начала утрачивать свою, без преувеличения, головокружительную динамику развития периода с 2002 по 2010 год. В дальнейшем началась пробуксовка.

Разумеется, в случае пробуксовки и ограничений на ресурсы, страна будет расставлять свои акценты. И, как следует из изложенного выше, турецкие акценты были сделаны не в пользу развития цифровых технологий. Можно сказать, что эти акценты были направлены в сторону, более традиционную для Турции и для турецкой экономики, — крупных инфраструктурных проектов, которые из года в год являются витринными страны. Да инфраструктура вносит свою лепту в развитие экономики, однако, будущее – за «цифрой» и здесь у Турции не хватило ни концентрации, ни средств, ни видения, дополненного политической решимостью, для того, чтобы двигаться темпами, которые бы отвечали динамике современного мира.

Европейский союз, в этом смысле, — один из эквивалентов, хотя и далеко не он один. Можно сравнивать Турцию с той же динамично развивающейся Россией или со странами Юго-Восточной Азии. Очевидно, что в обоих случаях сравнение окажется не в пользу Турции.

Цитируем далее:

«В странах Европейского союза скорость загрузки фиксированного интернета в 3 раза выше, чем в Турции, а скорость загрузки — в 8 раз.

Средняя скорость загрузки, обеспечиваемая фиксированным Интернетом по всей Турции (включая домохозяйства), составляет 32 Мбит/с, а скорость загрузки — 6 Мбит/с. В ЕС это 91 и 48 Мбит/с соответственно.

Широкое использование кабельной и оптоволоконной инфраструктуры в странах ЕС является одной из важнейших причин такой ситуации.

Тот факт, что медианное значение в Европе приближается к 100 Мбит/с, показывает, что количество интернет-абонентов со скоростью соединения ниже 30 Мбит/с в странах ЕС может в ближайший период приблизиться к нулю.

В Турции порог быстрого интернета должен быть значительно превышен, и необходимо ускорить усилия по улучшению доступа компаний к высокоскоростному Интернету (100 Мбит/с и выше).

Потому что с технологической трансформацией эффективность затрат возрастает за счет решений, которые увеличат скорость соединения, а также увеличится минимальная скорость, необходимая для использования цифровых инструментов.

В документе о стратегии широкополосной связи Турции достижение скорости 100 Мбит/с во всех частях страны включено в качестве национальной цели к 2023 году. В соответствии с этой целью существует необходимость ускорить регулирование, которое расширит доступ компаний к высокоскоростному Интернету.»

Эта статистика, как раз, служит свидетельством к сказанному ранее: нынешняя инфраструктура связи в разы (!) уступает западным аналогам, причем, что характерно в стране, которая в качестве одной из своих опор считает укрепление инфраструктуры и превращение себя в хаб, в широком смысле этого слова: транспортно-логистический, торговый, финансовый и проч. В этом смысле, про цифровой хаб, как было сказано, говорить прежде временно.

Касательно экономического эффекта от изменения в лучшую сторону данной ситуации, изданием сообщается следующее:

«Доступ к высокоскоростному интернету для всех интернет-компаний в Турции может привести к увеличению ВВП на 0,5%.

Эконометрический анализ, проведенный в рамках исследования, показывает, что компании, имеющие доступ к высокоскоростному интернету (более 30 Мбит/с), имеют преимущество в производительности на 2,6%.

Увеличение производительности компаний, которые в настоящее время используют интернет, но чья скорость соединения ниже 30 Мбит/с, за счет использования высокоскоростного Интернета, соответствует увеличению ВВП турецкой экономики на 0,5% и составляет примерно 4,2 млрд долларов. В соответствии с этими потенциальными выгодами, цель Турции должна состоять в том, чтобы все компании использовали быстрый и высокоскоростной интернет к 2030 году».

Заметим не только краткосрочный, но и долгосрочный потенциальный эффект для ВВП Турции, который может возникнуть в случае форсированного строительства скоростных ВОЛС (волоконно-оптических линий связи – прим.). Впрочем, заметим здесь, что для этого потребуются заметные инвестиции со стороны государства.

Прибегнуть к использованию моделей государственно-частного партнёрства является делом затруднительным с учетом хотя бы того, что ключевая ставка финансирования ЦБ Турции составляет 45%. А проекты масштаба строительства ВОЛС – это проекты с длинным финансированием – никто подобные проекты не строит за свой собственный счет. В нынешней ситуации, турецкий частный бизнес берёт займы сроком на 2-3 года. И отражает стоимость займа в стоимости товаров и услуг.

«Отбить» строительство ВОЛС за короткий период, вряд ли, удастся. А, следовательно, в нынешних условиях к применению моделей ГЧП (государственно-частного партнёрства – прим.) прибегнуть не удастся.

Немного отклоняясь, о масштабах нынешних экономических трудностей в Турции говорит тот факт, что отдельные турецкие банки прибегают к остановке выдачи кредитных карт в принципе до проведения в стране муниципальных выборов 31 марта с. г. Возврат к норме в стране пока обещается в течение месяца – то есть, к 15 апреля. – Сложно говорить о нормальном функционировании бизнеса в подобных условиях.

С другой стороны, государственный бюджет на 2024-й год сверстан, но до сих пор, он не открыт для использования, за исключением срочных нужд. На фоне этого, турецкая лира продолжает свое падение, а цены – рост, сужая пространство государству для маневра, что делает перспективу «инвестиционных бросков» в ближайшие годы затруднительной.

Переходим к следующему разделу 2.2, который озаглавлен как «Использование компаниями цифровых инструментов». Цитируем:

«Хотя компании в Турции добились прогресса в использовании цифровых технологий за последние 5 лет, они все еще отстают в использовании новых технологий по сравнению со странами Европейского Союза.

Хотя предприятия в Турции догоняют страны ЕС с уровнем доступа в интернет 95%, доступ к высокоскоростному соединению и использованию инновационных инструментов (ERP, облачные вычисления, интернет вещей и т.д.) остаются ограниченными.

Использование цифровых инструментов приводит к повышению эффективности компаний, а эффекты, которые начинаются с этих преимуществ, ускоряют цифровую трансформацию.»

И далее:

«С широким использованием компаниями цифровых продуктов и технологий объем производимых и хранимых данных увеличивается, а спрос на центры обработки данных становится все сильнее.

Ожидается, что с ростом внедрения облачных вычислений и широким использованием больших данных, искусственного интеллекта и Интернета вещей рынок данных в Турции, как и во всем мире, будет продолжать расти.

В период с 2019 по 2021 год объем рынка центров обработки данных в Турции увеличился на 17%, достигнув 496 млн долларов. При прогнозе роста примерно на 6% каждый год для Турции до 2026 года ожидается, что общий объем внутреннего рынка увеличится до 669 млн долларов.

Этот рост — ниже, чем средний показатель по странам ЕС15 (10%) и средний мировой показатель (11%). Таким образом, если Турция, на которую приходится лишь 0,6% мирового рынка центров обработки данных, продолжит свой рост, ожидается, что в 2026 году он сохранится такими же темпами. Благодаря развитию цифровой трансформации и шагам по увеличению емкости данных для растущего спроса рынку центров обработки данных в Турции может быть легче стать глобально конкурентоспособной и достичь уровня ЕС».

56.15MB | MySQL:116 | 0,613sec