Об исследовании «Цифровая Турция – 2030». Часть 5

Один из крупнейших турецких операторов связи Vodafone (международная британская компания) совместно с турецкой Лабораторией политического анализа (Politika Analiz Laboratuvarı или PAL) опубликовали в 2023 году свое исследование под заголовком «Цифровая Турция – 2030: экономические последствия и политические рамки».

Продолжаем анализировать этот документ. Напомним, что в прошлой части нашей публикации (ссылка на Часть 4 – на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=106726) мы приступили к рассмотрению раздела 1 исследования, которое было озаглавлено как «Общество и цифровая трансформация» и в частности мы коснулись темы цифровых навыков турецкого общества по сравнению с европейскими показателями. Заметим, что наиболее продвинулись турецкие пользователи в вопросах коммуникации и взаимодействия с использованием цифровых инструментов. В первую очередь, речь идет об использовании социальных сетей, которые даже на фоне их массового использования в мире, находятся выше среднего по уровню своего использования.

Следующий раздел издания 1.2 озаглавлен как «Инклюзивность цифровых навыков: уязвимые группы». Приступаем к цитированию раздела:

«Распространение возможностей и выгод, связанных с цифровизацией, по всему обществу играет важную роль в устранении существующего неравенства. Для этого крайне важно, чтобы цифровые навыки распределялись как можно более равномерно в обществе. Чтобы люди могли извлечь выгоду из положительных эффектов, которые могут быть достигнуты благодаря цифровизации, они должны сначала идти в ногу с цифровизацией. По этой причине необходимо проводить отдельные оценки для определенных групп при определении ситуации и политики развития цифровых навыков в обществе.

Домохозяйства с низкими доходами, люди, живущие за пределами мегаполисов, возрастные группы, кроме молодежи, и женщины – это группы, на которых можно сосредоточить внимание. Эти группы имеют цифровые навыки ниже среднего по Турции. В этом разделе основное внимание уделяется заметным различиям.

В то время как в 19% домохозяйств в группе с самым низким доходом есть хотя бы один член с цифровыми навыками, в группе с самым высоким доходом этот показатель возрастает до 72%. Когда домохозяйства в Турции делятся на 5 групп в зависимости от уровня доходов, доля домохозяйств, в которых хотя бы один член обладает базовыми цифровыми навыками, намного выше в группах с высоким доходом (рисунок 8). Эта разница указывает на то, что домохозяйствам из группы с низкими доходами следует сосредоточиться на приобретении цифровых навыков

Впрочем, тут же издание делает крайне важную оговорку в отношении взаимосвязи: уровень доходов – уровень цифровых навыков.

Как пишет издание, хотя первый вывод, который приходит на ум, заключается в том, что уровень цифровых навыков домохозяйств увеличивается по мере увеличения уровня дохода, следует также учитывать, что уровень навыков может оказывать влияние на доход.

Здесь изданием приводится следующие данные: средний доход домохозяйств с цифровыми навыками на 48% выше, чем у домохозяйств без таких навыков. Эта разница в определенной степени проявляется и внутри разных доходных групп.

С другой стороны, доход домохозяйств из группы с самым высоким доходом, обладающих цифровыми навыками, на 35% выше, чем домохозяйств без таких навыков.

Хотя эта разница составляет около 20% для групп со средним доходом, существует статистически значимая разница даже в группе с самым низким доходом.

Заключает здесь издание следующим выводом, который выглядит достаточно естественно:

«Возможное влияние уровня квалификации на доход включает в себя такие выгоды, как возможности трудоустройства, доступ к информации, возможности профессионального обучения, уверенность в себе и использование времени».

Разумеется, отдельного внимания заслуживает не только уровень доходов как таковой, но и разница в социально-экономическом развитии различных регионов Турции. Очевидно, что развитие крупных городов Турции (Стамбул, Анкара, Измир, Анталья и проч.) заметно опережает тот же восток и юго-восток страны. Это не может не отражаться и на цифровых навыках, которыми владеют жители тех или иных регионов.

Как отмечается изданием, региональные различия с точки зрения цифровых навыков чрезвычайно выразительны.

В то время как развитые провинции приближаются к Восточной Европе, некоторые регионы Турции остаются далеко позади этого уровня. Цитируем:

«Проверить владение цифровыми навыками можно по регионам Турции. Соответственно, регионы, где расположены развитые провинции, такие как Стамбул, Анкара и Коджаэли, превышают средний показатель по Турции на 30%. Хотя эти регионы догоняют страны Восточной Европы, такие как Болгария и Румыния, они следуют за такими странами, как Польша и Италия. В восточных регионах Турции (особенно в восточной части Черного моря и северо-восточной Анатолии) доля людей, обладающих цифровыми навыками, намного ниже. Для анатолийских провинций крайне важно иметь инклюзивный доступ к цифровым навыкам для достижения целей Турции».

Обратим внимание на те карты, которые приводятся изданием. В первую очередь, — на карту, которая иллюстрирует уровень цифровых навыков Турции по сравнению с Европой.

Как можно заметить из приведенной карты, средний уровень цифровых навыков в Турции заметно отстает даже от средних значений по европейским страна. В это смысле, Турция может быть сравнена, как издание и заметила, только лишь со странами Восточной Европы. Даже страны Прибалтики более чем в полтора раза более охвачены подготовленным населением.

Если обратиться к региональной статистике уже внутри самой Турции, то получится следующая картина.

Теперь обратимся к регионам Турции и распределение цифровых навыков там является весьма симптоматичным. Особенно в том, что касается регионов, расположенных справа от турецкой «центральной оси». Даже наиболее развитые регионы страны, все равно, так или иначе, отстают или находятся вровень со странами Центральной Европы. Предсказуемо лидером регионов по цифровым навыкам населения является Стамбул.

Много слов в Турции, традиционно говорится и о вопросах гендерных различий и гендерного равенства. В данном случае, применительно к цифровым навыкам, турецкое исследование сообщает следующее:

«Если женщины догонят мужчин в области цифровых навыков, 2,4 миллиона женщин получат доступ к цифровым навыкам, а средний показатель по Турции вырастет до 34%. В то время как 34 из каждых 100 мужчин в Турции обладают хотя бы базовыми цифровыми навыками, среди женщин этот показатель составляет 26. В Европейском Союзе в среднем 52% женщин имеют хотя бы базовые навыки, тогда как среди мужчин этот показатель составляет 56%.

Хотя невыгодное положение женщин ясно видно, в Турции это невыгодное положение становится еще более глубоким. В Турции, когда неравенство в плане наличия хотя бы базовых навыков будет устранено, это будет означать, что 2,4 миллиона женщин получат доступ к цифровым навыкам. Особенно учитывая взаимосвязь между цифровыми навыками и уровнем дохода, очень важно улучшать цифровые навыки женщин и обеспечивать более активную выгоду от цифровой трансформации».

Подчеркнем тот факт, то дискуссии на тему того, что только «с двумя крыльями турецкое общество может лететь в будущее», в Турции ведутся постоянно и на протяжении последних двадцати лет эпохи страны под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако, нельзя сказать, чтобы в этом смысле наблюдались бы кардинальные улучшения. Причина тому – достаточно понятна, и она носит общий характер: на протяжении практически всего этого периода времени (особенно, в первой половине двадцатилетнего периода – И.С.) турецкая власть занималась «нормализацией» положения верующих в стране. То есть, применительно к женщинам шла борьба за разрешение исламской одежды в тех или иных учреждениях страны. Допускаем, что в этот период времени удалось добиться устранения многих несправедливостей по отношению к женщинам, исповедующим ислам.

Однако, заметим, что за этой борьбой, возможно, фокус внимания руководства страны оказался смещенным в сторону от веяний времени, включая те же цифровые навыки. Меняется ли эта динамика сейчас? – Пока на уровне планов, как можно заметить из настоящего издания, потому как ситуация в Турции, в этом вопросе, — действительно неблагоприятна.

Еще одна категория граждан, на которой останавливается турецкое исследование – это люди старшего возраста.

Вот, что по этому поводу говорит исследование:

«Низкий уровень квалификации людей старше 45 лет указывает на то, что способность значительной части людей извлекать выгоду из цифровизации может оставаться слабой. В то время как примерно половина молодых людей в возрасте до 35 лет в Турции обладают цифровыми навыками, группа в возрасте от 35 до 44 лет имеет уровень навыков, аналогичный среднему по Турции (31%).

Конвергенция этого сегмента с более молодым сегментом будет иметь важное значение для распространения в обществе выгод, которые могут принести цифровые навыки.

Хотя у сегмента возрастной группы 45–54 лет цифровые навыки значительно ниже среднего показателя по Турции (18%), область, где эта группа отстает больше всего, — это создание цифрового контента и навыки безопасности.

Владение навыками падает до 6% в возрастной группе 55–64 лет.

Несмотря на то, что среди молодежи есть преимущество в приобретении цифровых навыков, для общества среднего и старшего возраста крайне важно иметь доступ к цифровым навыкам, чтобы распространить выгоды, которые возникнут в результате цифровизации, на все сегменты. Поскольку адаптация к цифровым навыкам может происходить быстрее, особенно в группах среднего возраста, было бы полезно сосредоточить на них внимание».

Возрастное население страны – это ещё одна турецкая уязвимость, при том, что упомянутые выше возрастные группы даже до 64 лет не являются «пожилыми», тем более, по современным меркам, и утратившими свою дееспособность. Напротив, увеличение продолжительности жизни автоматически смещает «вправо» и трудоспособность, и пенсионный возраст.

55.85MB | MySQL:121 | 0,666sec