Об исследовании «Цифровая Турция – 2030». Часть 7

Один из крупнейших турецких операторов связи Vodafone (международная британская компания) совместно с турецкой Лабораторией политического анализа (Politika Analiz Laboratuvarı или PAL) опубликовали в 2023 году свое исследование под заголовком «Цифровая Турция – 2030: экономические последствия и политические рамки».

Продолжаем анализировать этот документ. Напомним, что в прошлой части нашей публикации (ссылка на Часть 6 – на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=107124) мы приступили к рассмотрению части 2 исследования, которая озаглавлена как «Цифровые компании».

В частности, мы рассмотрели проблему, стоящую в Турции достаточно остро, — доступ компаний к стационарному (не мобильному) высокоскоростному интернету. Эта проблема требует достаточно серьезных инвестиций в инфраструктуру страны и, в нынешней экономической ситуации, возникает вопрос об источнике средств для форсированного строительства, необходимого для того, чтобы догнать показатели передовых стран, в частности, европейских.

Вторая тема, это – использование компаниями современных цифровых инструментов. Как показано в исследовании, Турция отстает в использовании современных цифровых инструментов. В частности, те же темпы роста центров обработки данных вдвое отстают от показателей европейцев.

Далее издание говорит про так называемый «индекс цифровизации», который, как пишется, был создан, чтобы «подчеркнуть важность использования цифровых инструментов в компаниях и измерить влияние цифровизации на производительность».

В индекс включены 6 цифровых показателей, которые могут иметь важное значение для цифровизации компаний и по которым набор данных может быть собран и проанализирован со стороны Турецкого института по статистике. Речь идет о следующих показателях: 1) доступ работников к интернету, 2) использование программного обеспечения планирования ресурсов предприятия (ERP), 3) наличие в штате специалиста по информационным технологиям, 4) доступ к быстрому интернету, 5) реализация обучения в сфере цифровых технологий, 6) использование систем управления отношений с клиентами (CRM).

Далее, в турецких оценках, всем этим компании были присвоены одинаковые баллы. Далее компании, имеющие все приведенные выше цифровые показатели, получают 10 баллов, а те, у которых их нет, — 0 баллов.

В результате анализа данных возникли 4 различные группы, в которых определялся уровень цифровизации малых и средних предприятий, а также крупных компаний Турции; (i) Нецифровой, (ii) Низкий уровень, (iii) Средний уровень, (iv) Высокий уровень. В исследовании также изучалось влияние цифровых показателей на эффективность компаний, использующих реальную добавленную стоимость на одного сотрудника.

Цитируем исследование:

«В Турции средний показатель цифровизации компаний малого и среднего бизнеса составляет 2,3 из 10, а средний балл крупных компаний — 5,2.

В рамках индекса, видно, что 33% МСП не имеют ни одного из этих цифровых показателей.

Лишь 8% крупных компаний относятся к нецифровой группе.

Большинство МСП относятся к группе цифровых компаний низкого уровня (48%), а 15% — к группе среднего уровня. Наконец, только 4% МСП относятся к цифровой группе высокого уровня.

Четверть крупных компаний имеют высокий уровень цифровизации. В свете этих данных видно, что в цифровизации МСП существует значительная область развития. Шаги, которые улучшат осведомленность МСП о цифровизации и инвестиции, внесут значительный вклад как в компании, так и в экономику Турции».

Заметим немаловажную вещь, которая лежит в корне ситуации приведенной выше. Мы видим, что как крупный бизнес, так и малые и средние предприятия, имеют достаточно невысокие показатели своей цифровизации. На наш взгляд, эта ситуация отчасти связана с турецким менталитетом, который является менталитетом торговым и нацеленным, в массе своей, на извлечении прибыли здесь и сейчас.

В этом смысле, если турецкая компания или отдельный предприниматель не понимают того, какая конкретно выгода будет в предельно обозримой перспективе от внедрения того или иного инструмента (в данном случае, цифрового), то, с большой долей вероятности, внедрение будет отложено на неопределенный срок, до получения новых вводных. Эффективность выражается в турецких лирах дополнительной прибыли на вложенную инвестицию и срок её возврата.

Турки привыкли выжимать всё возможное из имеющегося у них ресурса, добиваясь максимального КПД. В определенных вопросах, такой подход дает им хорошие результаты и повышает их конкурентоспособность. А, в определенных вопросах, налицо – пробелы, которые надо начинать заполнять с изменения собственного мышления, что вдвойне трудно. Потому что последнее начинается с постановки самим себе «диагноза». Нельзя сказать, что в этом смысле наблюдается какая-то рефлексия турецкого бизнеса, а это – самый серьезный ограничитель на внедрение рассматриваемых нами современных инструментов, когда надо не просто внедрить (рано или поздно это будет сделано), а внедрить оперативно, без излишних рассуждений.

При этом, вот какие выкладки в отношении роста эффективности предприятий из-за внедрения цифровых технологий приводятся турецким изданием:

«Увеличение индекса цифровизации компаний на один пункт повышает эффективность компании на 6%. Рост компаний в Турции, особенно МСП (малых и средних предприятий – прим.), в индексе цифровизации приносит с собой значительный прирост производительности (реальная добавленная стоимость на одного работника).

Эти выгоды были измерены с помощью эконометрического анализа, проведенного в рамках исследования. Согласно этому исследованию: увеличение показателя индекса цифровизации на 1 пункт повышает эффективность компании на 6%. В то время как в МСП наблюдается рост производительности на 9%, в крупных компаниях этот показатель составляет 3%. Кроме того, среднее увеличение на один пункт в сфере услуг приведет к увеличению производительности на 6%. Этот показатель выше показателя производственных компаний, который составляет 4%

Переходя с микроуровня отдельных компаний уже на уровень страны исследованиям приводятся следующие выкладки:

«Рост производительности, который испытают компании в Турции при улучшении индекса цифровизации на 1 пункт, может спровоцировать рост ВВП Турции на 3%.

Хотя компании находятся на разных уровнях цифровизации, можно сказать, что у каждой из них есть простор для развития, использования новых инструментов.

Среднее улучшение на 1 пункт индекса цифровизации всех компаний Турции до 2030 года повысит их производительность в среднем на 6%. Такое повышение производительности может привести к увеличению ВВП по всей Турции на 3%.

Эта сумма соответствует 26 млрд долларов по оценкам ВВП на 2023 год. Увеличение среднего показателя по Турции на 1 пункт означает, что около 110 тысяч компаний в Турции начнут использовать новый цифровой инструмент. Таким образом, в предстоящий период компании увеличат инвестиции в цифровизацию, а политика, поддерживающая использование цифровых инструментов, и движение в направлении развития ИТ-сектора могут принести значительный экономический вклад».

Заметим, что 3% роста ВВП – это чуть меньше текущего роста ВВП Турции в последние годы. Таким образом, можно говорить о том, что повышение уровня цифровизации турецких компаний может привести практически к удвоению темпов роста страны. Однако, как мы сказали выше, при этом, потребуется менять менталитет турецкого бизнеса – а это всегда представляется самым трудным.

Переходим к следующему разделу 2.3, который озаглавлен как «Развитие цифровых индустрий».

Цитируем раздел:

«Вклад цифровизации в экономику проявляется в результате повышения эффективности бизнес-процессов, а также развития отраслей, производящих продукты и услуги, способствующие цифровизации.

Цифровые отрасли, предлагающие продукты и услуги, обеспечивающие цифровую трансформацию, создают ценность в экономике страны за счет продаж с высокой добавленной стоимостью внутри страны и за рубежом. По мере широкого распространения цифровой трансформации компании в различных секторах, отнесенные к секторам ИКТ (информационных и коммуникационных технологий – прим.) или производящие товары и услуги ИКТ, растут и расширяют экономику.

Хотя вклад сектора ИКТ в экономику Турции демонстрирует ограниченное развитие, он все еще отстает от среднего показателя по ЕС.

Компании информационно-коммуникационного сектора внесли экономический вклад в размере 3,1% от общей добавленной стоимости Турции в 2021 году. Доля сектора ИКТ в общей добавленной стоимости Турции достигла здесь 2,6% в 2011 году. Средний показатель по Европейскому союзу достиг 5,5% с увеличением примерно на 1 процентный пункт с 2011 по 2021 год.»

Итак, заметим, что там, где Турция растет темпами роста вклада 0,5% ВВП за 10 лет, Европейский союз растет двукратно – темпами в 1% ВВП.

Продолжаем цитирование:

«Доля ИТ-продуктов и услуг в общем объеме экспорта, которая является вторым критическим показателем роста цифровых отраслей, в Турции в 2021 году составила 1,8%, что значительно отстает от ЕС, доля которых составляет 11,5%.

В 2017-2021 годах экспорт турецкой продукции ИКТ остался на уровне 2 миллиардов долларов ежегодно, а его доля в общем объеме экспорта снизилась с 1,1% до 0,8%. Этот показатель составляет 2,5% для ЕС в целом.

За последние годы Турция добилась значительного прогресса в экспорте услуг ИКТ. В период с 2017 по 2021 год экспорт ИКТ-услуг Турции увеличивался в среднем на 21% ежегодно, достигнув 2,6 миллиарда долларов в 2021 году с 1,2 миллиарда долларов в 2017 году. Хотя доля услуг ИКТ в общем объеме экспорта увеличилась с 0,6% до 1% в результате этого увеличения, она значительно отстает от показателя ЕС в 9%.

Доля услуг ИКТ в общем экспорте услуг составит 7,4% в Турции и 18,7% в ЕС в 2021 году.»

Итак, как можно заметить, что и в сфере ИТ, Турция двигается по пути акцента на экспорт не продукции, а своих услуг. В этом смысле, есть отражение не только наличия у Турции сильных, конкурентоспособных продуктов, но и турецкого делового менталитета, который особенно силен в том, что касается оказания клиентских услуг.

55.8MB | MySQL:116 | 0,526sec