О новом пакете финансовой помощи МВФ для Египта

Вопреки озвученным в начале года прогнозам о маловероятности дальнейшего расширения финансовой помощи Египту по линии МВФ в связи с его консервативной позицией по поводу главных требований фонда по либерализации национальной экономики, в начале марта стороны согласовали новый пакет поддержки объемом 5 млрд долларов США. Эта новая кредитная линия в дополнение к уже действующей с декабря 2022 года программе помощи на сумму 3 млрд долларов, стала возможной благодаря гибкости египетских властей, согласившихся на свободное плавание египетского фунта. Мера, впрочем, вынужденная со стороны Каира, который под воздействием кризиса в секторе Газа и дополнительного прессинга на экономику, оказался не в состоянии удерживать национальную валюту в заданных коридорах. Египетский фунт за последние месяцы сильно девальвировал, ослабев с 30.85 до почти 50 фунтов за доллар. В результате было решено стимулировать более гибкий и отвечающий рыночным условиям курс фунта, с целью восстановления доверия со стороны кредиторов и инвесторов, а также в русле одного из ключевых требований МВФ по реформированию экономической системы Египта. В результате, Египет в общей сложности в обозримой перспективе получит финансовый пакет на сумму 8 млрд долларов, а также дополнительный кредит на повышение экологической и климатической устойчивости на сумму 1.2 млрд долларов. Общий кредит МВФ на поддержку египетской экономики таким образом превысит 9 млрд долларов.

Эксперты МВФ, комментируя недавнее решение, особо подчеркивали тот факт, что в политике фонда на египетском треке не стоит задача сознательного ослабления египетского фунта, однако речь идет о более устойчивом регулировании и обеспечении единого рыночного курса национальной валюты, который будет адекватно отражать экономические условия и состояние местной экономики. В более долгосрочном периоде, МВФ рассчитывает реализовать комплексный пакет реформенных мер, который позволит обеспечить устойчивое управление суверенным долгом, стабилизировать цены и одновременно реализовывать курс на структурное реформирование экономики, повышение роли частного сектора в ней и создание новых рабочих мест.

Нужно понимать, что за этими декларациями кроятся и явные негативные последствия реформы. В частности, государству придется вести жесткую монетарную политику, увеличивать налогообложение и сокращать социальные программы и расходы на поддержку малоимущих слоев населения. Также правительству будет необходимо постепенно отменить привиллегии, распространяемые на государственные корпорации и компании, чтобы создать равные рыночные условия для всех игроков на рынке.

Кроме того, правительству придется сократить выделение неконтролируемых средств на масштабные инфраструктурные проекты, обычно выделяемых дополнительно, вне регулярного бюджета. В первую очередь, речь идет о таких флагманских проектах, как сооружение новой столицы в пустыне к востоку от Каира, который являлся краеугольным камнем новой программы президента А.Ф.ас-Сиси в ходе его президентской кампании в декабре 2023 года. Реализация этого мега проекта оценивалась в 58 млрд долларов.  Подразумевалось, что этот массовый инфраструктурный проект станет драйвером для создания новых рабочих мест и экономического роста, при том что финансовые средства на его реализацию Египет был вынужден изыскивать через дополнительные заимствования, что вело к увеличению его государственного долга. Кроме того, большие заимствованные средства выделялись на реализацию более мелких проектов по строительству новых дорог, городов и другой инфраструктуры.

Наконец, линия на сокращение субсидий на производство продовольствия, особенно хлеба, а также на топливо будет неуклонно продолжена, что приведет к удорожанию этих базовых товаров. Эта часть реформенного плана является наиболее болезненной с учетом стремительно растущего населения самой большой по численности страны региона, а также с учетом высокой зависимости Египта от импорта продовольствия.

Наконец, ситуация в акватории Красного моря из-за действий хуситов далека от стабилизации и с начала 2024 года наносит серьезный экономический ущерб Египту в форме значительных потерь доходов от транзита грузов через Суэцкий канал. Многие глобальные перевозчики перестроили логистику и направляют грузы из Азии в Европу и обратно через альтернативные маршруты, включая Южную Африку. За последние месяцы, валютные доходы Египта, получаемые за счет транзита грузов по каналу, упали вдвое.

Под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов, египетская экономика с начала 2024 года демонстрирует признаки дестабилизации, а ежегодный уровень инфляции с сентября прошлого года резко возрос, достигнув рекордного уровня 38%.

В результате, властям в Каире пришлось активизировать шаги по поиску финансовой поддержки для поддержания устойчивости национальной экономики. Договоренности с МВФ стали важнейшим результатом этих усилий. Одновременно, Каир договорился с экономическими структурами ОАЭ о привлечении с апреля с.г. большого пакета инвестиций по линии суверенного фонда благосостояния ОАЭ на сумму 35 млрд долларов США.

С учетом регионального лидерства Египта в Северной Африке, его международного авторитета, важной стабилизирующей роли в конфлике вокруг Газы и на израильско-палестинском треке в целом, а также его ключевой геоэкономической и транзитной роли на пересечении важнейших транспортных магистралей, глобальные игроки неизменно заинтересованы в стабильности финансовой системы Каира и будут поддерживать его экономику через международные и национальные финансовые институты и механизмы. В последние годы главными инвесторами в местную экономику выступают Саудовская Аравия, ОАЭ и другие монархии залива, однако в последнее время они все чаще обуславливают свои финансовые вливания условиями извлечения достаточной прибыли от этих инвестиций. В целях диверсификации развития, Каир в последнее время также развивает активные связи с Китаем, Индией и Россией, рассчитывая на получение дополнительных инвестиций по линии БРИКС, членом которого Каир стал в январе 2024 года.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры финансовой поддержки, оборотной стороной медали является острая социальная ситуация. Если до пандемии в Египте насчитывалось около 30% бедного населения, то сейчас за чертой бедности проживает 60% от 106-миллионного населения страны. При этом, целевые программы социальной поддержки, которые под воздействием программ МВФ должны быть постепенно свернуты, сегодня обеспечивают прямой денежной помощью около 5 миллионов египетских семей.

Таким образом, властям Египта в предстоящие месяцы предстоит непростая балансировка между необходимостью наращивания финансовой помощи от международных институтах взамен на выполнение их условий, и важностью сохранения мер социальной поддержки бедных, уязвимых групп, которые составляют сегодня большинство египетского населения.

55.81MB | MySQL:116 | 0,703sec