К вопросу о современной инвестиционной политике Ливии

Прежде всего напомним, что с 1992 г. в отношении Ливии действовали весьма суровые экономические санкции со стороны ООН. Лишь в период с 2004 по 2006 гг. были сняты почти все ограничения, в том числе было разрешено иностранным компаниям совершать торговые сделки с этой страной, осуществлять финансовые трансферты и инвестиционные проекты.

Однако ситуацию осложняет неоднозначная внешнеполитическая составляющая. На протяжении последних лет зарегистрирован ряд острых межгосударственных кризисов в отношениях между Ливией и Саудовской Аравией, Мавританией, Ираком, странами Магриба, Швейцарией которые формировали не совсем привлекательный облик Ливии как страны, открыто и грубо вмешивающейся во внутренние дела других государств.

Крупный скандал, в который оказалась втянутой Ливия, разразился в ноябре 2006 г. в связи с выводами экспертов ООН и США о поставках ливийского оружия в Сомали.

Внутриполитическая картина также представляется вовсе не простой. Современная политическая система Ливии сформировалась после прихода к власти в 1969 г. М. Каддафи в результате антимонархического переворота.

В настоящее время руководство страны поделено между «революционной» и «технократической» ветвями власти, хотя de-facto вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточена в руках М. Каддафи и небольшой группы приближенных к нему людей из числа членов Революционного совета.

Революционное отделение включает в себя вождя революции М. Каддафи и 12 бессменных членов Революционного совета (практически все – непосредственные участники переворота 1969 г.). Они определяют курс «общественно-массовой» (технократической) ветви власти, которая представляет собой многоуровневую систему так называемых народных комитетов, которые, выполняя функции исполнительной власти, de-jure проводят курс государства по вопросам национальной безопасности, внешней политики, принятию бюджета и развитию нефтяной отрасли.

Сразу оговоримся, что при анализе инвестиционного климата в Ливии с точки зрения состояния ее экономики, а также через призму соответствующей политики властей страны, ощущается серьезный дефицит информации по важным хозяйственным индикаторам.

Причина так называемого информационного вакуума состоит в том, что Ливия на протяжении почти четверти века пребывала в международной экономической блокаде и объективно оказалась вне интеграционных международных и региональных процессов, которые позволили бы значительно повысить уровень прозрачности хозяйственных процессов на всех уровнях.

В этой связи можно с уверенностью предположить, что потенциальный инвестор наверняка столкнется с аналогичной проблемой при работе на месте, особенно на начальном ее этапе.

В последние годы макроэкономическая ситуация в Ливии развивалась поступательно при ежегодном приросте ВВП в среднем на 4-4,5%.

Основной вклад в сохранение положительной динамики внесли нефтяная отрасль (4% роста), строительный сектор, добывающая промышленность, торговля, а также туризм и сфера обслуживания (в среднем 5-5,5% роста).

При этом зафиксировано, что роль ненефтяных отраслей хозяйства медленно, но верно увеличивается в экономике Ливии, в том числе во многом благодаря растущим заказам и расходам со стороны государства, а также реализации пакета мер по стимулированию активности частного сектора.

Главным источником экономического благополучия страны по праву является нефтяная отрасль, поступления от которой составляют порядка 70% ВВП и 94% государственного бюджета страны.

В ближайшие инвестиционные планы Ливии входит модернизация отрасли на сумму до 30 млрд долл., которые предполагается освоить до конца 2010 г., и наращивание объема добычи нефти до 3 млн барр. в сутки.

Для достижения заявленных целей Триполи рассчитывает привлечь около 7 млрд долл. от международных нефтяных компаний.

Стоит особо отметить, что своеобразным двигателем экономического роста в Ливии выступает само государство, которое проводит в последние годы активную инвестиционную политику.

Ожидается, что планы правительства по диверсификации экономики и модернизации инфраструктуры позволят сохранить на высоком уровне темпы экономического развития за счет активных государственных вливаний, в частности в газовую промышленность и смежные ей сектора, строительную отрасль, а также в сферу услуг и туристическую отрасль.

Не стоит также оставлять без внимания тот факт, что сегодня в Ливии наметился определенный прогресс в отношении либерализации экономики и проведения важных структурных реформ. Причем преобразования в сфере экономических реформ координируются вплотную с западными странами (прежде всего, с США).

Далее целесообразно перечислить наиболее важные преобразования последних лет.

1. Основательно переработан таможенный тариф:

• в стране вводится две тарифные ставки: 10% на табачные изделия и 0% на все остальные продукты;

• все ввозимые товары подлежат 4% служебному акцизу;

• весь спектр импортной продукции облагается 25-50% налогом, в то время как на отечественные товары распространяется 2% налоговая ставка.

2. В финансовой сфере реформирован Закон о банковской деятельности, который укрепил независимость Центрального банка и зафиксировал его полномочия в сфере лицензирования деятельности иностранных банковских учреждений.

Кроме того, частным банкам предоставлено право определять уровень процентной ставки самостоятельно, правда, в оговоренных законом рамках. Разработан и принят Закон о противодействии отмыванию незаконных финансовых средств.

3. Расширена программа приватизации и существенно облегчены условия участия в ней иностранных инвесторов. В 2005 году завершился первый этап приватизации, в рамках которого были акционированы 66 из 216 выставленных на продажу предприятий. Расширен также спектр отраслей, доступных иностранному капиталу: нефтяная, транспортная, страховая и сфера здравоохранения. Внесена поправка в Закон об иностранных инвестициях №5 от 1997 г., согласно которой ливийским хозяйствующим субъектам разрешено создавать совместные предприятия с иностранцами.

Сам закон преследует цель поощрения диверсификации ливийской экономики, стимулирует привлечение национальной рабочей силы для реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, секторе услуг и туризме.

Ввозимое под реализуемые в названных сферах проекты оборудование, а также запчасти к нему освобождаются от пошлин и налогов сроком на 5 лет. Сами компании, выполняющие инвестиционные проекты, освобождаются от уплаты подоходного налога сроком на 5 лет. Также в законе предусмотрен ряд льгот на экспорт производимой в Ливии продукции.

4. В 2005 г. была упрощена процедура открытия бизнеса и определен 30-дневный срок рассмотрения документов, необходимых для создания компании.

5. Создан Ливийский инвестиционный фонд, который призван генерировать часть поступлений от экспорта нефти и оптимизировать работу по спонсируемым государством крупным инвестиционным проектам.

Примечательно, что вслед за запуском на государственном уровне далеко идущих планов по развитию экономики страны и особенно ее нефтегазовой отрасли крупные иностранные инвесторы стали активно подключаться к освоению ресурсного потенциала Ливии.

В этом отношении 2006 г. стал рекордным за всю историю Ливии по объему привлеченных иностранных капиталовложений, которые превысили 20 млрд долл.

Координационным органом по привлечению иностранных инвестиций является Ливийское управление по иностранным инвестициям, которое курирует все охваченные в Законе об иностранных инвестициях №5 от 1997 г. проекты, за исключением туристической сферы, находящейся в ведении министерства туризма.

Налоговая система Ливии является крайне специфической в силу низкого уровня прозрачности и отсутствия четких кодифицированных ориентиров. К примеру:

• ставка подоходного (прогрессивного) налога для иностранцев (физических лиц) зависит от происхождения дохода и варьируется от 5% (сельское хозяйство) до 20-35% (торговля) в зависимости от суммы дохода – максимальная ставка распространяется на доходы выше 22 тыс. доларов;

• ставка корпоративного подоходного налога не является устойчивой. Ее размер определяется «индивидуально» в соответствии с внутренними налоговыми стандартами на основе среднеотраслевых показателей, фиксируемых ливийскими органами. Ставка подоходного налога для иностранной компании определяется каждый год и указывается в специальном документе (технически ее размер можно опротестовать).

На практике определение подоходной ставки походит на переговорный процесс, в ходе которого ориентиром для властей будет масштаб деятельности компании и размер ее материальных активов. Опыт свидетельствует, что ставка корпоративного подоходного налога варьируется от 15% (на доход в размере 150-170 тыс. долл.) до 40% (на доходы свыше 1,5 млн долл.).

Компании, работающие в Ливии, платят так называемый «налог на джихад», который составляет 4% для юридических лиц и 1-3% для физических лиц. Куда направляются поступления от этого налога? Остается только догадываться.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, успешное развитие ливийской экономики на протяжении последних лет происходит во многом благодаря политическому «реверансу» страны в сторону Запада. Это позволило заметно повысить инвестиционную привлекательность и привлечь значительные капиталовложения из-за рубежа в национальную экономику.

Во-вторых, В пользу Ливии выступают высокие цены на нефть, которые обеспечивают динамичный рост ВВП и положительное сальдо платежного баланса, а также позволяют спрогнозировать относительно высокие темпы прироста ВВП в районе 5-5,5% в год.

В-третьих, возросшие нефтяные поступления от экспорта углеводородов позволяют правительству Ливии запускать масштабные инвестиционные проекты и проводить структурные реформы, направленные на достижение большей открытости и либерализации страны для иностранных инвесторов.

Кроме того, помимо высокой отдачи нефтяной отрасли, многообещающих перспектив дальнейшего освоения углеводородных ресурсов, а также сопутствующих им масштабных проектов по развитию инфраструктуры, особый интерес представляют хотя и несколько завышенные, но в целом продуманные планы по развитию туризма и рынка недвижимости в Ливии.

В-пятых, проблемными участками для иностранных инвесторов будут оставаться излишняя бюрократизированность хозяйственно-административной системы, высокий уровень коррупции, низкая прозрачность экономических и политических процессов, а также изношенность и слабая развитость инфраструктуры.

62.84MB | MySQL:102 | 0,559sec