Как указывают американские эксперты в области безопасности, кризис в Красном море, возникший в результате нападений йеменских хуситов на коммерческое судоходство, до сих пор оказывался невосприимчивым к дипломатическим или военным инициативам США. Нападения хуситов на коммерческие суда, проходящие через Красное море, которые начались в середине ноября 2023 г. в попытке оказать давление на мировые державы с целью остановить наступление Израиля в секторе Газа, демонстрируют потенциал негосударственного субъекта оказывать огромное влияние на развитые экономики мира, которые зависят от свободы судоходства. Несмотря на почти ежедневные перехваты США и их союзниками противокорабельных ракет и вооруженных беспилотников хуситов, а также несколько раундов значительных ударов по их арсеналам, в середине марта они расширили, а не сузили свои угрозы мировому судоходству. 14 марта два представителя хуситов, бригадный генерал Яхья Сариа и Мухаммед Абдулсалам, опубликовали в социальных сетях сообщение о том, что отныне хуситы будут нападать на суда, связанные с Израилем, которые курсируют в Индийском океане по пути к мысу Доброй Надежды на оконечности Южной Африки. Чтобы снизить вероятность того, что они станут мишенью, многие коммерческие суда, курсирующие между Азией и Европой, огибают мыс Доброй Надежды вместо того, чтобы проходить через Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море и далее в Суэцкий канал. По оценкам экспертов, хуситы способны атаковать акваторию Индийского океана с территории, которую они контролируют: по крайней мере, некоторые из ракет, поставляемых Ираном хуситам, имеют дальность действия более 650 километров (400 миль), а их вооруженные беспилотники, поставляемые Ираном, могут преодолевать расстояние до 2000 километров (1250 миль). Одновременно с расширенным предупреждением хуситы заявили, что испытали гиперзвуковые ракеты, хотя Министерство обороны США оценило это заявление как «неточное».
Через несколько дней после заявления хуситов Иран выпустил собственное новое предупреждение, в котором угроза была сформулирована как ответ на действия США по введению санкций в отношении энергетического сектора страны. 19 марта командующий ВМС КСИР контр-адмирал Алиреза Тангсири, сторонник жесткой линии, заявил: «Если наша нефть и танкеры будут захвачены где-либо в мире, мы ответим тем же». Он добавил, что эпоха «безнаказанной иностранной эксплуатации иранских ресурсов подошла к концу». Замечания Тангсири последовали через несколько недель после того, как США захватили танкер с сырой нефтью Abyss в соответствии с ордером Министерства юстиции США за нарушение санкций США в отношении энергетического сектора Ирана. Сообщается, что судно Abyss, стоящее на якоре в Желтом море между Китаем и Южной Кореей, перевозило более 520 000 баррелей иранской нефти. Захват Abyss является частью ужесточения режима американских санкций в отношении Ирана, в рамках которого властям США удалось перенаправить несколько танкеров с иранской нефтью в порты, где власти могли бы завладеть грузом. Объявление Соединенными Штатами КСИР иностранной террористической организацией (FTO) в 2019 году расширило возможности официальных лиц США использовать угрозу судебного преследования для оказания давления на американских владельцев и операторов судов, перевозящих иранскую нефть, с целью заставить их сдать свой груз. Официальные лица США утверждают, что нефтяные доходы Ирана используются в интересах КСИР и его филиалов и могут быть конфискованы для реализации контртеррористической политики США. В 2023 году официальные лица США получили информацию о том, что судно Suez Rajan, находившееся в то время в Восточной Азии, перевозило миллион баррелей иранской нефти. Власти США убедили судно отправиться в Галвестон, штат Техас, чтобы сдать свой груз, который был продан за 74 млн долларов. В 2023 году Иран отомстил за захват Suez Rajan, захватив два танкера недалеко от Ормузского пролива, в том числе один с грузом для крупной нефтяной компании США Chevron Corp. В январе 2024 года Иран захватил само судно Suez Rajan, впоследствии переименованное в St. Nikolas, в ходе рейда под руководством КСИР, когда судно загружало нефть в иракском порту Басра. Угроза Тангсири прозвучала после того, как исполняющий обязанности специального посланника США по Ирану Абрам Пейли посетил Панаму, чтобы призвать ее запретить иранским судам, находящимся под санкциями, ходить под ее флагом – еще один аспект общих усилий США по ограничению продаж иранской нефти.
Новые угрозы Ирана захватить нефтяные танкеры могут усугубить трудности, с которыми сталкивается коммерческое судоходство и мировая нефтяная промышленность в результате нападений хуситов в Красном море. Действия Ирана против танкеров, в случае их осуществления, скорее всего, произойдут в Персидском заливе и Ормузском проливе и вокруг них. Кризис в проливе вкупе с продолжающимися боевыми действиями в Красном море, безусловно, встревожит политиков в Вашингтоне и европейских столицах, а также лидеров в Азии, поскольку основные морские контрольные точки региона потенциально могут быть заблокированы или нарушены, что одновременно поставит под угрозу поставки нефти и газа. Несмотря на то, что мировые цены на нефть выросли лишь незначительно с тех пор, как начались атаки хуситов в Красном море, представители энергетической отрасли Персидского залива начали предупреждать, что неспособность разрешить кризис на Красном море вскоре начнет сказываться на отрасли. 19 марта во время конференции нефтяной промышленности в Техасе шейх Наваф ас-Сабах, генеральный директор Kuwait Petroleum Corporation (KPC), предупредил о нехватке мирового танкерного флота, если Красное море и другие региональные «сбои» сохранятся еще в течение шести месяцев. Он добавил, что «[Кувейт] поддерживает стратегический танкерный флот по такого рода причинам» и «ему комфортно, что [он] может поставлять [своим] клиентам в необходимых количествах вовремя и без проблем, но я не знаю, сколько других [крупных нефтедобытчиков] придерживаются такого стратегического видения». Тем не менее, он сказал, что не предвидит «опасений за поставки», добавив, что он «уверен, что отрасль и система хорошо оснащены, чтобы справиться с потенциальными кризисами поставок, которые могут произойти».
Как полагают американские эксперты в области безопасности, усугубляющиеся угрозы Ирана и хуситов свободному торговому потоку в регионе могут только увеличить потенциал эскалации США против хуситов и перспективу американо-иранского конфликта, которого обе страны усиленно стремились избежать. С тех пор, как региональные союзники Ирана начали нападать на Израиль, Вооруженные силы США и коммерческие суда в знак сочувствия ХАМАСу и палестинцам в Газе, многие эксперты и члены Конгресса США призывают США нанести ответный удар не только по иранским прокси, но и по целям на территории самого Ирана. Попытка Ирана нарушить свободный поток нефти через Персидский залив, несомненно, усилит эти призывы, хотя опасения по поводу способности Ирана поддерживать длительный и масштабный региональный конфликт с Соединенными Штатами будут продолжать сдерживать Вашингтон. Эскалация под руководством США против хуситов имеет меньшие негативные последствия. Любое нападение хуситов на суда в Индийском океане, особенно если нападения приводят к повреждениям или человеческим жертвам, несомненно, заставит официальные власти США задуматься о более агрессивных действиях против хуситов в попытке добиться сдерживания. Эксперты рекомендовали варианты, включающие целевые атаки на лидеров хуситов, аналогичные тем, которые были применены со значительным эффектом против лидеров «Аль-Каиды», «Исламского государства» (обе организации запрещены в России) и, совсем недавно, некоторых высокопоставленных фигур в поддерживаемых Ираном силах шиитского ополчения в Багдаде. Другие эксперты утверждают, что угроза со стороны хуситов многовековой приверженности США сохранению свободы судоходства достаточно значительна и потребует более активных военных действий против контроля хуситов над территорией в Йемене. Те, кто придерживается этой позиции, утверждают, что только угрозы потери власти хуситами в Йемене будет достаточно, чтобы заставить движение прекратить свои атаки на судоходство по Красному морю. Тем не менее, сомнительная эффективность любых йеменских партнеров на местах в стране – и широко распространенное противодействие прямому участию войск США в Йемене — могут сорвать любое решение о проведении наземной стратегии против хуситов.
Основные выводы
Движение хуситов в Йемене расширило свои угрозы коммерческому судоходству, заявив, что оно будет нападать на суда, пересекающие Индийский океан.
Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана объявил, что арестует нефтяные танкеры в Персидском заливе, если Соединенные Штаты продолжат арестовывать поставки иранской нефти в качестве нарушителей санкций.
Продолжительность кризиса на Красном море вызвала предупреждения о том, что беспорядки в конечном итоге ограничат мировые возможности по транспортировке нефти.
Новые угрозы со стороны Ирана и хуситов увеличивают потенциал эскалации США против хуситов и прямого американо-иранского конфликта.