О развитии отношений Алжира с ЕС. Часть 3

Приоритеты партнерства ЕС и Алжира на 2017 год предполагают частые диалоги на высшем уровне по проблемам, связанным с мобильностью, миграцией и предоставлением убежища. Однако Алжир не идет на сотрудничество, несмотря на стимулы ЕС. Алжирское правительство так и не согласилось начать переговоры о партнерстве по мобильности, а техническое сотрудничество так и не состоялось, поскольку страна не участвует ни в одном двустороннем проекте, финансируемом из средств ЕС, за исключением крупных региональных проектов. Проекты с участием Алжира, финансируемые Mesures d’accompagnement financières et techniques и Чрезвычайным целевым фондом ЕС для Африки, такие как обучение по борьбе с контрабандой и торговлей людьми, программы EuroMed Migration III и IV или проект «Миграция из города в город», являются региональными проектами, которые концентрируются на сквозных вопросах, а не непосредственно не рассматривают специфику алжирского контекста на двусторонней основе.

Перспектива сотрудничества, например, по предотвращению и регулированию нелегальной миграции, включена в Соглашение об ассоциации, подписанное между ЕС и Алжиром в 2005 году, и то же самое можно сказать о приоритетах партнерства в рамках Европейской политики соседства (ЕПС) на 2017 год. Кроме того, в период с 1997 по 2006 год алжирское правительство подписало двусторонние соглашения о реадмиссии с Германией, Италией, Испанией и другими странами, а также протокол с Францией о борьбе с нелегальной миграцией и торговлей людьми. Однако в период 2015-2020 гг. ЕС не добился ощутимого прогресса в реализации соглашений о реадмиссии с Алжиром. Более того, алжирское правительство не сотрудничает с Frontex, а в 2018 году (наряду с Марокко и Тунисом) прямо отвергло предложения ЕС по созданию платформ в Северной Африке.

Алжир ратифицировал основные конвенции ООН по этому вопросу и Палермские протоколы против контрабанды и торговли людьми в 2001 и 2004 годах, соответственно. В 2009 году Алжир стал первым арабским государством, вступившим в Международную организацию по миграции (МОМ). После подписания соглашения о реадмиссии между Алжиром и Нигером специалисты МОМ не отслеживали процесс репатриации мигрантов в Нигер и не смогли подтвердить заявления ряда неправительственных организаций (НПО) о грубых нарушениях прав человека. Кроме того, эта страна не соблюдала требования Чрезвычайного целевого фонда ЕС для Африки и Протокола Африканского союза о свободном передвижении людей (2018).

Позиция Алжира в отношении миграции будет по-прежнему характеризоваться его приверженностью принципам суверенитета и невмешательства, которые являются частью политической культуры страны. Партнеры должны принимать это во внимание, участвуя в совместных проектах с Алжиром.

Алжир будет продолжать оказывать помощь ЕС в преодолении газового кризиса, поэтому в интересах ЕС решить проблемы, с которыми сталкивается газовый сектор Алжира. Одна из самых острых проблем — 10,5 млрд куб. м алжирского газа, ежегодно сжигаемого в факелах из-за недостатка мощностей по его сбору, переработке и транспортировке. Согласно докладу Всемирного банка «Глобальный мониторинг сжигания газа в факелах до 2022 года», за счет сбора газа, который систематически сжигается, выбрасывается или теряется в результате утечек в Алжире, Тунисе, Ливии и Египте, Европа может нарастить потребление газа через недоиспользуемые трубопроводы и терминалы СПГ в этом регионе в течение 12-24 месяцев. Таким образом, добыча газа в Алжире увеличится, если сократить сжигание газа в факелах. Это также поможет стране покрыть внутреннее потребление в ближайшие годы и одновременно увеличить экспорт.

Алжир также является главным кандидатом на крупномасштабное производство солнечной энергии, обладая одним из самых значительных ресурсов солнечной энергии в Средиземноморском регионе. Сахара, занимающая не менее 80 % территории Алжира, ежегодно получает более 3 000 часов солнечного света. Это может позволить построить здесь одно из крупнейших в мире солнечных полей. Сотрудничество с ЕС в области солнечного электричества в Сахаре может помочь домохозяйствам не только сократить потребление газа, но и помочь Алжиру отказаться от нефти и газа, стать более экологичным, создать больше рабочих мест и повысить конкурентоспособность товаров местного производства. Для этого ЕС необходимо инвестировать в инфраструктуру межсетевого взаимодействия через Средиземное море, что позволит Алжиру получить доступ к европейскому рынку электроэнергии. Sonatrach, алжирская государственная нефтяная компания, и немецкая газовая VNG недавно подписали соглашение о строительстве в Алжире первого завода по производству экологически чистого водорода, который будет вырабатывать 50 мегаватт энергии, получаемой от солнечных батарей.

Благодаря своим запасам газа Алжир в данный момент находится в благоприятном состоянии. Рост мировых цен на нефть и газ помог государству-рантье стабилизировать внутреннюю ситуацию, укрепив государственные финансы и доверие населения. Однако такая ситуация недолговечна, и в ближайшие пять лет, как только бум закончится, в стране возобновятся новые протесты. В стране, где насилие носит циклический характер, внутренняя нестабильность всегда не за горами. Алжир должен диверсифицировать свою экономику, чтобы снизить зависимость от импорта и лучше удовлетворять потребности населения. ЕС может помочь ему в достижении этой цели. В конце концов, в интересах ЕС помочь стране провести экономические реформы и снизить зависимость от углеводородов.

ЕС необходимо оказать конкретную поддержку инициативам по экономическому переходу и диверсификации, которые предпринимает алжирское правительство. Продвижение туристического сектора в качестве альтернативы чрезмерной зависимости от доходов от нефтегазовой промышленности является многообещающим перспективным направлением. В 2020 году Алжир занимал 120-е место в мире и получил от этого сектора всего 50 млн долларов США, что соответствует 0,031 % от его ВВП. Благодаря обширной пустыне, более чем 1200 км средиземноморского побережья и значительным историческим и культурным памятникам, включая восемь объектов всемирного наследия, Алжир имеет потенциал стать популярным туристическим направлением и тем самым компенсировать опасную чрезмерную зависимость от доходов от продажи нефти.

Наконец, на дипломатическом уровне политику неприсоединения Алжира следует понимать в контексте его политической культуры. ЕС мог бы сосредоточиться на укреплении своих связей с Алжиром, который является не только энергетическим партнером, но и партнером по безопасности. Опыт Алжира в борьбе с терроризмом, его военный потенциал и ключевая роль в Сахеле должны быть подчеркнуты при рассмотрении вопроса о том, как ЕС может конструктивно взаимодействовать с этой страной.

55.72MB | MySQL:116 | 0,664sec