В Турции 31 марта состоялись муниципальные выборы, результаты которых стали для действующей в стране власти неприятной неожиданностью с учетом того карт-бланша, на который она рассчитывала после президентских и парламентских выборов 2023 года.
Часть 6 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=107889.
Заметим немаловажную вещь, о которой мы начали говорить в прошлой части нашей публикации – она заключается в том, что всем политическим партиям крайне важно правильно интерпретировать результаты состоявшихся выборов. Это касается как партии власти, так и оппозиции, одержавшей на муниципальных выборах убедительную победу.
Да, как верно заметил один из ведущих турецких политологов, генеральный секретарь Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции Бурханеттин Дуран, национальный доход в регионах, где партия власти одержала победу составляет 73,5%. А это значит, что именно эти муниципалитеты будут иметь решающее значение в результате будущих выборов 2028 года.
Второй принципиальный момент заключается в том же замечании Бурханеттина Дурана, что внутренние проблемы теперь уже главной партии Турции — Народно-республиканской партии – оказались разрешены в результате голосования 31 марта. Проблемы идеологии и идентичности как остро стояли, так и продолжают оставаться на повестке дня. И если 31 марта мимо этого НРП удалось пройти в глазах турецкого избирателя, то в 2028 году на НРП будет более пристальный взгляд, чем в 2024 году.
Иными словами, победа НРП 31 марта 2024 года состоялась «авансом» — избиратель захотел «посмотреть», что будет если республиканцы получат карт-бланш? – Заметим, что и победа ПСР в мае 2023 года также была авансом и не прошло 10 месяцев, как настроения избирателей в Турции изменились.
К чему мы это говорим? – К тому, что в Турции – крайне изменчивая внутриполитическая среда, и за 4 года оставшихся до выборов все ещё может измениться.
И правда заключается в том, что Народно-республиканская партия не предложила модели успеха турецкому избирателю, а лишь только предстала в качестве альтернативы (единственной, впрочем) действующему руководству страны.
Но победа в 2028 году невозможна без модели успеха и без создания отличий от программы действующего руководства страны.
Заметим, что сейчас единственным значимым отличием оппозиции от действующей власти является модель парламентской республики в противовес президентской. Плюс обещание оппозиции «расследовать деятельность» действующего руководства страны со всеми вытекающими последствиями. Согласимся, что для рядового избирателя «внутриполитические разборки» и «жажда крови» недостаточно убедительные мотиваторы на выборах. Рост качества жизни от таких шагов ещё предстоит доказывать на практике.
Заметим, что именно способность обеспечить или убедительно доказать способность вернуть стране экономическое благополучие является залогом победы на выборах 2028 года. И турецкая оппозиция получила аванс, чтобы изменить ситуацию на муниципальном уровне (насколько это возможно сделать силами региональных властей). Отдавать этот аванс придется в 2028 году с убедительными результатами своей деятельности.
Завершаем наш анализ муниципальных выборов в Турции 31 марта 2024 года материалом, озаглавленным как «Политико-экономический анализ турецких местных выборов». Его автором стал Бюньямин Эсен, бывший руководитель отдела стратегического развития Института социального обеспечения Турецкой Республики. Обратимся к этому материалу:
«31 марта в Турции прошли местные выборы, и местные политики были избраны на посты на следующие пять лет. Несмотря на значительное снижение количества голосов избирателей правящей Партии справедливости и развития (ПСР), основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) стала сильнее и увеличила свою избирательную базу, особенно в большинстве мегаполисов, таких как Стамбул, Анкара, Измир и Анталия.
Политические аналитики отмечают, что, несмотря на то, что президент Реджеп Тайип Эрдоган одержал значительную победу, набрав более 52% голосов на прошлогодних президентских выборах, турецкий электорат теперь выразил недовольство правительством, проголосовав против него.
Считается, что избиратели, которые стратегически доверили руководство страной президенту Эрдогану до 2028 года, решили высказать свои опасения на фоне продолжающегося кризиса стоимости жизни и трудностей. На этих местных выборах, где не было риска смены центрального правительства, реактивное поведение при голосовании преобладало над стратегическим поведением при голосовании.
Поскольку местные выборы могут дать первые сигналы о предстоящих через четыре года всеобщих выборах, для Партии справедливости и развития очень важно правильно оценить результаты этих выборов и предпринять необходимые шаги.
Первым сообщением президента Эрдогана относительно результатов, похоже, было его осознание этого: «Воля нации проявляется в урне для голосования. Нация имеет свое слово через урну для голосования. Нация передает свое послание политику через урну для голосования. Нация выражает свое предупреждение и признательность через урну для голосования. 31 марта – переломный момент для нас. Причины такого снижения мы обсудим на местном уровне. Где бы мы ни проиграли, мы выявим причины и примем необходимые меры».
Эрдоган, по сути, имел в виду «послание получено» и дал понять, что его партия тщательно изучит результат. Кроме того, в качестве важного замечания Эрдоган также заявил о решительной поддержке нынешней ортодоксальной антиинфляционной экономической политики, направленной на достижение макроэкономической стабильности, и о том, что он останется верным Среднесрочной программе с жесткой фискальной и монетарной политикой.»
Как можно заметить – действительно, после многолетних неортодоксальных методов в турецкой экономической политике, турецкое руководство в лице президента Эрдогана теперь вернулось к «классике» и демонстрирует приверженность ей.
Цитируем далее:
«Политический климат после выборов имеет большое значение как для будущих шагов оппозиции, так и для политики правительства. Таким образом, последствия выборов 31 марта выходят далеко за рамки простой местной политической борьбы за Турцию. Понимание ключевых факторов, влияющих на этот результат, и интерпретация результатов в более широком контексте являются важными задачами для иностранных аналитиков, и я изложил наиболее важные моменты ниже.
На этих выборах впервые избирателями стали 1,1 миллиона молодых людей, а к электорату добавились 2,2 миллиона недавно вышедших на пенсию избирателей. В 2023 году доля пожилых людей в Турции впервые превысила 10% населения. Средний возраст страны в 2023 году достиг 35 лет, что является историческим пиком. Турция быстро приближается к кризису старения, с которым борются развитые страны».
Итак, заметим очень важное обстоятельство: Турция меняется демографически и эти изменения выводят страну из категории стран с «молодым трудоспособным населением». Турция догоняет, в этом смысле, Европу опережающими темпами.
Далее:
«В этом контексте пенсионеры были наиболее важным сегментом избирателей на этих выборах.
Избиратели-пенсионеры, обеспокоенные экономическим кризисом, до последней минуты ждали дополнительного повышения зарплаты.
Хотя их зарплата была увеличена на 45% в ответ на повышение пенсионерам на 39% в начале года, этого повышения было совершенно недостаточно в условиях инфляции, приближающейся к 70% в год.
Тот факт, что минимальная ежемесячная зарплата составляет 10 000 турецких лир (около 310 долларов США), привел к значительному снижению покупательной способности пенсионеров.
Кажется, что результаты выборов могли бы быть совсем другими, если бы правительство объявило о повышении пенсионерам непосредственно перед выборами. Опросы показывают, что избиратели-пенсионеры, которые оставались в нерешительности до последней минуты, в качестве реакции предпочитали не идти на выборы или голосовать за более мелкие партии.
Пенсионеры также будут иметь решающее значение на всех будущих выборах в Турции, и очень важно, чтобы вся политическая политика определялась соответствующим образом. Политику Турции определяет уже не поколение Z, а «поколение P» («P» для пенсионеров). Поскольку их число приближается к 16,5 миллионам, что составляет 27% от 61-миллионного избирателя (то есть, от 61 миллионов зарегистрированных избирателей – прим.), пенсионеры будут продолжать играть роль королей в турецкой политике».
На самом деле, это крайне важное замечание, которое на практике означает, что для победы на выборах турецкое руководство должно скорректировать свою политику в сторону большей «социальности». Рассчитывать теперь, в первую очередь, на молодежь и на обещание рабочих мест не приходится. И следующие 4 года, по всей видимости, этот тренд будет лишь только углубляться. А, следовательно, и будущие успешные политики должны уже быть соответствующего профиля – они должны быть «приемлемыми» для старшего поколения страны.
Цитируем далее:
«Согласно последним данным, опубликованным Конфедерацией турецких профсоюзов (Türk-Iş), лимит голода для семьи из четырех человек приблизился к 55 000 турецких лир, тогда как минимальная выплата составляет всего 17 000 турецких лир, а минимальная зарплата — всего 10 000 турецких лир.
Выборы показали реакцию граждан на кризис стоимости жизни, вызванный высокой инфляцией, с одной стороны, и на жесткую монетарную политику Министерства финансов и казначейства, с другой.
Несомненно, решающее значение на этих выборах имела экономическая ситуация в стране, а не местная политика. Видно, что валютный кризис и последующий кризис стоимости жизни, который наблюдался в течение последних двух лет, существенно повлияли на избирателей.
Всеобщие выборы 2023 года бросили вызов общепринятому мнению в политической науке, согласно которому «пустые котелки могут свергнуть правительства», однако недавние местные выборы доказали, что «пустые котелки могут передавать важные политические послания».
«Пустые котелки» — это фраза, используемая в турецком политическом дискурсе, часто приписываемая Сулейману Демирелю, видному турецкому политику, который занимал пост премьер-министра и президента Турции. Эта фраза относится к представлению о том, что пустой котелок, символизирующий недовольство или неудовлетворенность электората, может иметь серьезные политические последствия.
Тем не менее, это послание не следует интерпретировать только как призыв продолжать жесткую денежно-кредитную политику с серьезными социальными издержками. Чтобы избежать дальнейших политических последствий, все издержки кризиса не следует относить только на счет сегмента с низкими доходами. Применяя очень чувствительную политику между жесткой денежно-кредитной политикой для снижения инфляции и защитой сегментов с низкими доходами с помощью инструментов социальной политики, необходимо реконсолидировать электорат.
На прошлогодних парламентских и президентских выборах Партия справедливости и развития получила 18,5 млн голосов, а президент Эрдоган — 27,8 млн голосов. На этих выборах партия ПСР получила 16,3 млн голосов. Это представляет собой уменьшение на 2,2 млн голосов за партию и на 11,5 млн голосов по сравнению с голосами, полученными президентом Турции.
Партия нового благоденствия (YRP), относительно небольшая, но прочно утвердившаяся консервативная партия получила, предварительно, 2,8 млн голосов. Считается, что большинство проголосовавших за эту партию – это реактивные избиратели ПСР и в первую очередь пенсионеры. Видно, что партия добилась высокого прироста голосов не в мегаполисах, а преимущественно в консервативных и малообеспеченных регионах Анатолии.
Кроме того, уровень участия в выборах достиг самого низкого уровня за последние 18 выборов, в которых Эрдоган участвовал и победил.
Похоже, что значительная часть традиционных избирателей Партии справедливости и развития не явилась.
Хотя уровень участия на всеобщих выборах 2023 года составлял 87%, на этих выборах он упал до 78%.
Только 48,1 млн из 61,4 млн избирателей проголосовали, причем критически 2,2 млн из них проголосовали недействительно. Увеличение вдвое числа недействительных голосов по сравнению с прошлыми выборами показывает, что недействительные голоса также были реакцией.
Данные показывают, что значительная часть избирателей Партии справедливости и развития, особенно пенсионеры и избиратели с низкими доходами, не пришли на избирательные участки, а даже если и пошли, то отдали недействительные голоса или проголосовали за альтернативные более мелкие партии.»
Итак, подчеркнем, что мы много говорим о том, что мы увидели на выборах в ходе непосредственного голосования. Однако, пониженная явка и испорченные бюллетени – также являются своего рода реакцией на ситуацию в стране.
Продолжаем цитирование:
«Результаты показали, что оппозиции удалось консолидировать свой электорат после поражения на прошлогодних выборах.
Превращение выборов в атмосферу всеобщих выборов в тех местах, где общественность считает мэров в значительной степени неудачными, таких как Стамбул, Анкара и Измир, похоже, сработало против Партии справедливости и развития.
Видно, что небольшие партийные избиратели, такие как избиратели из поддерживающей РПК Партии левых зеленых (YSP), неофициально известной как Партия народного равенства и демократии (Партия DEM), преемницы Народно-демократической партии (HDP), Хорошая партия (ИП) и Партия победы (ZP) перешли к НРП, и партия достигла 17,4 млн голосов, добавив 4 млн голосов к 13,4 млн голосов, которые она получила на последних выборах по всей стране.
Спорно, если бы выборы прошли в атмосфере «местных выборов» и был бы подчеркнут провал политики кандидатов на местах, избиратели оппозиции могли бы проголосовать за небольшие оппозиционные партии, и это было бы меньше походило на поражение, направленное против федерального правительства. Похоже, что атмосфера всеобщих выборов, политическая поляризация и консолидация электората помогли оппозиции на этих выборах. Большинство избирателей, отдавая свои голоса, действовали реактивно, а не оценивали работу мэра.
Местная политика также оказала влияние на последние результаты выборов. Вместо имен, которые стояли первыми в опросах и полевых опросах, в некоторых округах правящая партия выдвигала других кандидатов. Видно, что общественная реакция возникает там, где вместо местных политиков выдвигаются политики из-за пределов города. Другими словами, — везде, где пренебрегают местной политикой. Тот факт, что имена, ранее принадлежавшие к Партии справедливости и развития, были выбраны мэрами от других партий в таких провинциях, как Невшехир и Шанлыурфа, также показывает ошибки, допущенные при выборе кандидатов.
Аналогичным образом, на этих выборах также наблюдалось влияние сильного землетрясения, произошедшего 6 февраля 2023 года с центром в Кахраманмараше. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень участия в зоне землетрясения стал самым низким в стране. Проблемы, возникшие при укреплении местных служб, несмотря на время, прошедшее после землетрясения, по-видимому, стали причиной такого результата. Аналогичным образом, в некоторых избирательных округах партии, которые по существу придерживаются линии или альянса, конкурируют друг с другом, и оппозиция сумела извлечь из этого выгоду».
Заметим тот же вывод, о котором мы неоднократно говорили: атмосфера всеобщих (президентских и парламентских) выборов воцарилась в выборах региональных и это, вкупе с отложенными эффектами тяжелой экономической ситуации в стране и последствий землетрясения, привело к неизбежному эффекту для действующего руководства страны.
Завершает публикацию турецкий автор следующим образом:
«Местные выборы дали результаты, которые требуют, чтобы каждый турецкий политик усвоил важные уроки. Эволюция стратегического избирательного поведения, которое мы наблюдали на предыдущих выборах, в реактивное избирательное поведение на этот раз имела решающее значение. Аналогичным образом считается, что получатели минимальной заработной платы и пенсионеры, которые глубоко ощущают последствия кризиса закупок, хотели предупредить правительство.
Первые заявления президента Эрдогана показывают, что это послание хорошо воспринято. Фактически, Эрдоган выиграл все выборы за последние два десятилетия, потому что он политический инженер, который очень хорошо читает поведение и предупреждения избирателей и обладает сильным политическим интеллектом, позволяющим читать турецкое общество.
Можно быть уверенным, что пока Эрдоган готовит масштабное обновление и вливает «свежую кровь» в свою команду, он будет проводить обширные опросы и полевые исследования, чтобы понять запросы граждан. Более того, продолжение жесткой политики по предотвращению инфляционного кризиса также почти наверняка.
Тем не менее, крайне важно предпринять шаги по повышению доходов и уровня жизни малообеспеченных слоев населения, особенно пенсионеров, а также продолжить антиинфляционную политику.
Аналогичным образом, правительству необходимо разработать комплексную политику, позволяющую прислушаться к проблемам беднейших слоев населения и повысить их уровень жизни, особенно в крупных городах.
Ожидается, что в ближайшие дни партия ПСР проведет важную внутреннюю отчетность. Подводя итог, что бы ни принесли предстоящие дни, мы вступили в важную фазу турецкой политики новейшей истории, в которой социальная политика, благосостояние и экономическая стабильность будут иметь решающее значение».
Итак, подводим черту под анализом итогов турецких выборов:
- Выборы 31 марта 2024 года по сути являлись не муниципальными, а всеобщими.
- Решающее значение на выборах имела экономическая ситуация в стране и последствия землетрясения. Реакция на это поступила с запозданием – она ожидалась на всеобщих выборах 2023 года.
- Турецкая власть не смогла правильно оценить социально-экономическую ситуацию в стране и не сделала необходимых настроек в пользу избирателей старшего поколения.
- Ещё одной ошибкой действующей власти стали кадры, которые не обладали ни достаточной яркостью, ни способностью выстраивать доверительный (в противовес «высокомерному») диалог с избирателями.
- Оппозиция свою победу на выборах 31 марта получила авансом и не решив своих внутренних проблем.
- Выборы 2028 года станут экзаменом, на котором каждая из сторон будет демонстрировать выполнение своего «домашнего задания».