О целях создания в Турции компаний с участием Ирана

Как указывают турецкие СМИ, Иран  стал ведущей страной по созданию предприятий с иностранным участием в Турции. Эти предприятия, созданные в первую очередь для обхода западных санкций, также служат для приобретения запрещенных и / или ограниченных материалов для Ирана и облегчают распределение средств и материально-техническую поддержку, тем самым поддерживая связанные с Ираном террористические организации и прокси-группировки в глобальном масштабе.

Согласно официальным данным, опубликованным Турецким союзом торговых палат и товарных бирж (TOBB), конфедерацией, представляющей деловые интересы страны, граждане Ирана опередили всех других иностранных граждан в создании компаний в Турции в 2023 году. Эта тенденция сохраняется и в текущем году. В отличие от своих западных коллег, Иран не входит в число основных торговых партнеров Турции, объем торговли с которыми составляет скромные 5,4 млрд долларов, однако рост числа предприятий, созданных с участием Ираном, в Турции рисует поразительную картину, противоречащую двустороннему торговому ландшафту. Это противоречие подразумевает, что значительная часть этих предприятий действительно может функционировать как доверенные лица, стратегически используемые Тегераном  для обхода санкций. В прошлом году иранцы учредили в Турции 696 компаний с ограниченной ответственностью, большинство из которых находятся в иранской собственности и имеют совокупный заявленный капитал в 787 млн турецких лир. Эта заслуживающая внимания статистика ставит Иран на первое место рейтинга, при этом Россия с 646 предприятиями отстает. Примечательно, что Германия, ведущий торговый партнер Турции, занимает лишь третье место, имея всего 233 предприятия. Также интересно отметить, что иранцы избегали корпораций как формы бизнеса: в 2023 году было создано всего 20 таких предприятий. Это связано с тем, что корпорациям требуется больше бумажной бюрократии и капитала в отличие от компаний с ограниченной ответственностью, которые более просты в создании и функционировании.

Согласно последним по времени доступным данным, опубликованным TOBB, тенденция сохранялась до января 2024 года. Иранские предприниматели открыли 37 новых предприятий в течение первого месяца года, совокупный заявленный капитал которых составил 30,7 млн турецких лир. Примерно половина основанных Ираном компаний в Турции, которых насчитывается 322, заявили о своей основной деятельности как о компаниях общего профиля, занимающихся оптовой и розничной торговлей. Эта классификация дает им возможность участвовать в закупках и продаже широкого ассортимента товаров как внутри Турции, так и за ее пределами. Вторым наиболее предпочтительным сектором среди при открытии  иранцами новых предприятий являются научно-технические услуги, наряду с информационными и коммуникационными технологиями. Доминирование Ирана в сфере компаний с иностранным участием в Турции контрастирует со сравнительно скромной торговой активностью между двумя странами. Согласно торговой статистике, Иран занимал 39-е место среди экспортных партнеров Турции в 2023 году, объем торговли с ними составил 3,2 млрд долларов. А Германия была основным экспортным направлением турецких товаров (21,1 млрд долларов), за ней следовали Соединенные Штаты (14,8 млрд долларов). Аналогичным образом, по объему импорта Иран был на 56-м месте, общий объем импорта в 2023 году составил 2,2 млрд долларов. Несоответствие между значительным присутствием в Турции предприятий, принадлежащих Ирану и сравнительно скромным объемом торговли между двумя странами можно объяснить только признанием факта эксплуатации Ираном турецкой территории для незаконной торговой деятельности. Это выходит за рамки закупки материалов, подпадающих под санкции, и охватывает подпольную отправку товаров доверенным лицам в третьих странах. Поставки, происходящие из Турции, привлекают минимальное внимание по сравнению с поставками непосредственно из Ирана, что обеспечивает защиту конфиденциальности, способствующую тайным операциям в других странах. Более того, непрозрачный аспект подпольной коммерческой деятельности Ирана в Турции ускользает от отражения в официальной статистике. Многие иранцы приобрели турецкое гражданство посредством инвестиций и покупки недвижимости, чему в значительной степени способствовала политика, проводимая во время пребывания Р.Т.Эрдогана у власти в течение последнего десятилетия. Некоторые иранцы изменили свою личность, включая имена, чтобы скрыть свое происхождение, тем самым усложнив попытки отследить деловые связи с гражданами Ирана. Действительно, при более внимательном изучении растущего числа турецких компаний, зарегистрированных США за последнее десятилетие из-за нарушений санкций, введенных против Ирана, становится очевидным, что множество их владельцев состоит из граждан Ирана, которые приобрели турецкое гражданство. Иранские подставные компании, работающие в Турции, используют множество стратегий для сокрытия своей деятельности, в том числе используя третьи страны, такие как Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Азербайджан и Грузия, в качестве промежуточных транзитных пунктов. Это облегчает последующий реэкспорт турецких товаров в Иран, эффективно обходя санкции. Более того, некоторые из этих подставных компаний были замешаны в финансировании и поддержке террористических групп, связанных со спецподразделением «Аль-Кудс» Корпуса стражей Иранской революции (КСИР), как на территории Турции, так и за ее пределами.

Турецкие власти закрывают глаза на эту практику по причине   значительной денежной прибыли вовлеченных лиц, включая членов семьи Эрдогана. Переломный момент, свидетельствующий о подобном сговоре, выявился в декабре 2013 года, когда Эрдоган, тогдашний премьер-министр, и несколько членов его правительства были замешаны в крупных коррупционных расследованиях. Эти расследования выявили их причастность к отмыванию иранских государственных средств через турецкую банковскую и финансовую системы, раскрыв сеть незаконной финансовой деятельности с далеко идущими последствиями. Расследование вскрыло сложную коррупционную сеть, центральной фигурой которой стал гражданин Турции и Ирана Реза Зарраб, который подкупал высокопоставленных правительственных чиновников, включая членов кабинета министров, а также поддерживал личные связи с Эрдоганом и его женой Эмине.  Это вынудило Эрдогана вмешался, чтобы сорвать судебное преследование, организовав отстранение ведущих прокуроров и следователей, участвовавших в деле. Все подозреваемые, включая Зарраба, впоследствии были освобождены с помощью новых судей, назначенных правительством Эрдогана для надзора за разбирательством. История приняла драматический оборот, когда Зарраб был задержан ФБР в Майами в 2016 году, и ему были предъявлены обвинения, выдвинутые прокурором Южного округа Нью-Йорка в организации транзакций на сотни миллионов долларов от имени правительства Ирана, в дополнение к обвинениям в отмывании денег и банковском мошенничестве. Зарраб заключил сделку о признании вины с прокуратурой и сотрудничал в знаковом федеральном деле США, проливающем свет на причастность ближнего круга  Эрдогана. Согласно показаниям Зарраба, Эрдоган дал указание турецким государственным банкам принять участие в многомиллиардной схеме в обмен на откаты.  В конце судебного процесса Мехмет Хакан Атилла, заместитель генерального менеджера государственного Halkbank, был признан виновным и отбыл наказание до возвращения в Турцию. Однако сообщники, обвиняемые федеральной прокуратурой США, включая бывшего министра экономики в кабинете Эрдогана, остаются вне досягаемости американских властей. Федеральные прокуроры США также предъявили обвинения Halkbank, и в настоящее время дело находится на рассмотрении апелляции. Турция заявила о суверенном иммунитете от судебного преследования, сославшись на то, что Halkbank принадлежит государству. Однако Верховный суд США отклонил аргумент Турции об иммунитете в соответствии с Законом об иммунитетах иностранных государств. Следовательно, дело было возвращено во 2-й окружной апелляционный суд США на Манхэттене, который первоначально отклонил требования турецкого правительства об иммунитете, для повторного рассмотрения на основе федерального общего права.  2-й окружной суд заслушал устные аргументы по этому делу в феврале и, как ожидается, сохранит свою позицию, вероятно, вынеся постановление о том, что Halkbank не защищен федеральным общим правом от уголовного преследования за нарушение санкций США в отношении Ирана. Это предстоящее решение, несомненно, будет иметь значительные последствия как для Halkbank, так и для президента Р.Т.Эрдогана, который безуспешно лоббировал сменявшие друг друга администрации США, чтобы закрыть дело.

Действительно, снисходительный подход правительства Эрдогана к незаконной предпринимательской деятельности Ирана стал важным фактором, способствовавшим включению Турции в «серый список» Целевой группы по финансовым мероприятиям (FATF) в октябре 2021 года. Это включение подвергает Турцию повышенному контролю со стороны международного надзорного органа, которому поручено бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма.  Несмотря на определенные меры, принятые администрацией Эрдогана в ответ на рекомендации FATF, Турция по сей день остается в «сером списке». Этот статус налагает на Турцию повышенные премии за риск, что делает получение иностранных кредитов более дорогостоящим для страны.

56.02MB | MySQL:116 | 1,102sec