Слова и дела Тегерана: почувствуйте разницу

Введение новых санкций против ИРИ, как и предполагалось, вызвало адекватную реакцию иранского руководства. Пока это исключительно касается упражнений в словесности, но переход «от слов к делу» абсолютно предопределен в ближайшей перспективе. Пока Тегеран продолжают предпринимать попытки развалить сложившейся альянс пяти постоянных членов СБ ООН с тем, чтобы помешать процессу реального соблюдения режима экономических санкций. Тактика Тегерана в настоящий момент представляет собой классический образчик «гремучей смеси» восточной казуистики и бескомпромисных заявлений, которые сделали бы честь любому обкому КПК времен «культурной революции».

С США и другими странами Запада все понятно. Это «классовые» враги, с которыми надо разговаривать только через прицел пулемета. Очень интересна нынешняя иранская тактика по отношению к России и Китаю.

На Россию после памятного заседания Совбеза ООН обрушилась волна критики и угроз. Москве было обещано, что «она пожалеет», и ни о каком экономическом сотрудничестве теперь не может идти и речи. Естественно, что все договоры о разделе Каспийского бассейна приказали долго жить. Россия признана «традиционным врагом, не разделяющим идеи исламской революции» (а кто из стран в принципе их разделяет?) и «марионеткой Запада». Многие эксперты на основании всей этой риторики сделали вывод о том, что российско-иранским «особым» отношениям пришел конец. Особенно эту тему, правда очень осторожно, смакуют в американских и европейских СМИ.

Надо признать, это правильно, что «осторожно». Дело обстоит совсем не так, как мы читаем в газетах. Обмен раздраженными репликами никого не должен вводить в заблуждение. Для начала отметим, что ни один из крупных, реально влияющих на принятие стратегических решений иранских политиков ничего плохого в отношении России не сказал. Дежурные заявления «о сожалении» оставим без внимания, так как это обычная дипломатическая практика. Кстати, в ее подтексте подразумевается желание вернуть состояние отношений в прежнее русло. «Гневная» риторика отдана на откуп в основном депутатам меджлиса (а для чего они еще нужны в Иране?) и «независимым» экспертам (типа нашего Раджаба Сафарова). Москва также комментирует нападки в свою сторону больше в рамках «существующего дипломатического протокола». Более того, опять же из парламента, теперь уже российского, дважды за последнее время прозвучали слова о «незыблемости обязательств по выполнению контрактов по линии ВТС». Речь без всяких намеков идет о ЗРК С-300, которые «относятся к оборонительному оружию» и под санкции не попадают. Немного странная логика, так как именно С-300 в случае их наличия и позволят иранцам спокойно заниматься своим ядерным арсеналом. «Достать» их в таком случае можно или ядерным оружием (что для президента США Б.Обамы неприемлемо ни при каких условиях, а израильтянам американцы просто не откроют свои склады), или обычными средствами, но с резким увеличением потерь. О сухопутной операции мы вообще не будем упоминать в силу ее чисто теоретической возможности в нынешних условиях.

Тогда зачем России нужно снова поднимать этот вопрос? Для двух моментов.

1. Показать США и Западу, что присоединение Москвы к режиму санкций носит, по сути, совершенно другой оттенок, нежели участие России в резолюциях «по бывшей Югославии». Речь идет о самостоятельном выборе, исходя из собственных национальных интересов, которым не отвечает бесконтрольное расширение членов «ядерного клуба» за счет стран «третьего мира». Тезис о С-300 должен совершенно ясно показать невозможность с точки зрения Москвы «силового» решения иранской проблемы. А посылы к такому решению были весьма вероятными еще в середине прошлого года. В качестве «наконечника копья» США и Запад решил тогда использовать Израиль, который довольно активно стал готовиться к нанесению удара. Сейчас уже можно предположить контуры этой операции. Она ограничивалась нанесением воздушно-ракетных ударов с самолетов и подводных лодок вооруженных сил Израиля по выявленным иранским объектам, имеющим отношение к ядерной программе. С этой целью в середине прошлого года израильские летчики даже проходили специальное обучение по дозаправкам в воздухе и использованию новых систем наведения в учебном центре ВВС Франции в Нанте. Официальное присутствие в группе двух израильских сотрудников безопасности явно было вызвано не боязнью вербовки израильских летчиков французской разведкой, а нежеланием допустить утечку о готовящейся операции. Теперь на военной операции временно можно поставить крест. Что вызвано не только российской и китайской негативной реакцией, но также нежеланием США и отказом Эр-Рияда и Анкары предоставлять свое воздушное пространство израильским самолетам.

2. Это сигнал Ирану с тонким намеком на те же самые «ключевые узлы» российской позиции. В этом же контексте необходимо рассматривать и заявления премьер-министра РФ В.Путина в отношении завершения строительства АЭС в Бушере. Кстати, как мы и предполагали ранее, Россия пошла на голосование в Совбезе ООН только под условием завершения контракта и получение всего, чего ей за это полагается от иранской стороны.

Общая цель при этом остается прежней. Умерить ядерные амбиции Тегерана и сделать их контролируемыми с сохранением положительного баланса двухсторонней позиции по Закавказью и Каспийскому бассейну. Рискнем предположить, что тема С-300 и останется только декларацией, ибо продавать комплексы сейчас иранцам никто конечно не будет. Эта тема, однако, будет регулярно подниматься Москвой «на щит» в случае необходимости, так как она оказалось очень болезненной для США и Израиля, и от такого «козыря» никто по «доброй воле» отказываться не будет.

Тегеран такую позицию, судя по всему, воспринял. В крайнем случае, уровень двухсторонних связей со времени последнего голосования в Совбезе ООН никак не изменился. Более того, из Тегерана неофициально стали поступать настойчивые намеки на расширение экономического сотрудничества. Это понятно. Отказываться в такой ситуации от поддержки России будет крайне недальновидно. Особенно с учетом того, что скоро последуют досмотры судов, идущих в иранские порты. Это однозначно вызовет новый виток напряженности и ответные меры. Тегеран через свои спецслужбы уже готовит «адекватные шаги». В частности, недавно бахрейнские власти с помощью коллег из МИ-5 сумели раскрыть большую подрывную сеть местных шиитов, которые готовили крупные беспорядки, если не больше. Кстати, в лагерях «Хизбаллы» и сейчас проходят военную подготовку бахрейнские шииты, что официальные ливанские власти категорически отрицают. Это интересный факт, поскольку премьер-министра Ливана С.Харири уж точно в большой любви к идеям «исламской революции» не заподозришь. Это иллюстрация реального расклада сил в Ливане, и нежелание нынешнего ливанского правительства обострять отношения с «Хизбаллой».

Примерно та же история произошла в Нигере, где иранские спецслужбисты под «дипломатическим прикрытием» готовили государственный переворот с целью замены руководства на лояльных им фигур. Но там корень проблемы больше в доступе к урану. Кстати интересно, что одновременно с активностью иранцев в Нигере пропорционально усилилась активность исламистов, ориентированных на КСА. Такая «дальновидная политика» Эр-Рияда уже привела к тому, что Нигер стал превращаться в оплот экспансии исламистов в Западной Африке.

Таким образом, попробуем предсказать, что КСИР, скорее всего в ближайшее время организует серьезную смуту через местных лояльных им партизан и подпольщиков. Точки возможных «буч» в общем-то, известны: Йемен, Афганистан, Ирак, Персидский залив. На открытые теракты в отношении Запада в настоящее время иранцы конечно не пойдут.

И возвращаясь к иранской реакции на решение Совбеза ООН. Ни одной гневной реплики ни с какого уровня в отношении Китая не последовало. Это индикатор того, что Пекин рассматривается Тегераном по-прежнему как основной союзник. Судя по всему Китай смог отстоять свое право и дальше экспортировать иранские углеводороды, что делает эффективность вводимых санкций предельно малой.

62.84MB | MySQL:102 | 0,494sec