Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7-13 июня 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с иранской ядерной программой и событиями в Судане. Совет Безопасности ООН большинством голосов принял 9 июня резолюцию № 1929, преду-сматривающую введение дополнительных санкций в отношении Ирана в свя-зи с его ядерной программой. Президент Судана О. аль-Башир произвел на прошедшей неделе важные перестановки среди высших руководителей воо-руженных сил страны.

8-9 июня в Стамбуле прошла очередная встреча стран-участниц Сове-щания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Членами этой организации являются 20 государств. В Стамбуле в ряды СВМДА приняли Вьетнам и Ирак. Участники встречи обсудили вопросы нераспространения ядерного оружия, в т. ч. ядерную программу Ирана, расширения политиче-ского и торгово-экономического сотрудничества государств Азиатского ре-гиона, ситуацию в Ираке, проблемы арабо-израильского урегулирования. Де-легации многих стран осудили недавний захват израильским спецназом ко-раблей т. н. «Флотилии мира», направлявшейся с гуманитарным грузом в сектора Газа. В то же время в итоговую декларацию встречи этот пункт включен не был. Выступивший на форуме глава российского правительства В. Путин призвал не допустить эскалации напряженности на Ближнем Востоке в связи с инцидентом с «флотилией мира».

Резолюция Совбеза ООН № 1929, авторами которой являются Велико-британия, Германия, США и Франция, призывает всего государства-члены ООН проявлять бдительность в отношении денежных переводов с участием банков Ирана с целью пресечь поддержку ядерной программе этой страны. Документ также предусматривает создания механизма международного мо-ниторинга грузовых судов, направляющихся в Иран, и их досмотра в случае наличия подозрения, что на них находятся грузы, имеющие отношение к ядерной и ракетной программе ИРИ. Новые санкции запрещают поставки Ирану ряда вооружений, включая баллистические ракеты, танки, бронема-шины, боевые вертолеты и самолеты, крупнокалиберную артиллерию и бое-вые корабли. Резолюция предоставляет возможность вводить адресные санк-ции в отношении 40 иранских государственных деятелей, имеющих отноше-ние к атомной программе. Кроме того, Ирану запрещается участвовать в предприятиях, ведущих добычу урана в других странах, но не запрещается приобретать урановую руду. В текст резолюции также не вошло требование США о запрете поставок в Иран нефтепродуктов, т. к. ИРИ не имеет доста-точных собственных мощностей по производству бензина.

Как и следовало ожидать, иранское руководство заявило, что, несмотря на новый пакет санкций, в Тегеране не намерены отказываться от работ по обогащению урана и реализации других программ в атомной сфере. Само же введение санкций Иран назвал «шагом в неправильном направлении», кото-рый лишь «усложнит ситуацию». В связи с подготовкой и принятием резо-люции № 1929 в Иране на официальном и неофициальном уровнях усилились негативные высказывания в адрес России, а также Китая. В Тегеране также предупредили, что Иран сам будет досматривать иностранные суда в Персидском заливе и Ормузском проливе в ответ на попытки проверять суда, следующие в иранские порты.

На прошедшей неделе Россия, США и Франция передали МАГАТЭ свой официальный ответ по вопросу подписанного 17 мая в Тегеране согла-шения между Ираном, Бразилией и Турцией, согласно которому ИРИ должна направить в Турцию 1200 кг низкообогащенного урана в обмен на 120 кг ядерного топлива. В трех отдельных письмах и совместном документе Ва-шингтон, Москва и Париж выразили свою озабоченность по поводу соглаше-ния, заключенного в Тегеране.

Накануне формирования нового правительства страны президент Су-дана генерал О. аль-Башир произвел важные перестановки среди высшего командного состава национальных вооруженных сил. В отставку был от-правлен начальник генерального штаба суданских ВС генерал А. К. Наср-эд-Дин. Его место занял генерал А. М. Ахмед. Также были заменены заместитель начальника генштаба, генеральный инспектор ВС, заместитель командующего сухопутными войсками, командующий ВМС, начальник тыла ВС и начальник секретариата министерства обороны. Одновременно повышение по должности получили примерно 2000 молодых офицеров.

Тем временем в столице Катара Дохе продолжаются переговоры между представителями правительства Судана и Движением за свободу и равенство — одной из повстанческих группировок, действующей на западе страны в Дарфуре. В то же время другая повстанческая группировка – Движение за свободу и равноправие «заморозила» свое участие в переговорном процессе, обвинив власти в нападениях на ее сторонников. Отметим, что ситуация в Дарфуре остается очень сложной. Только в мае, по данным ООН, в регионе погибли около 600 человек, из которых 440 человек стали жертвами воору-женных столкновений боевиков с правительственными войсками, а остальные погибли в ходе межплеменных стычек.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас 9 июня провел в Вашингтоне переговоры с президентом США Б. Обамой, который обещал выделить 400 млн долларов в качестве помощи палестинскому насе-лению в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Эти деньги должны пойти на строительство нового жилья и школ. Б. Обама заверил М. Аббаса в намерении американской администрации принимать «полномасштабное» участие в урегулировании арабо-израильского конфликта. Глава Белого дома также призвал Израиль выполнить требование Совета Безопасности ООН и ряда стран о проведении расследования инцидента с «флотилией свободы». Ситуацию в секторе Газа Б. Обама назвал «неудовлетворительной», призвав к поиску новых подходов улучшения положения дел в палестинском анклаве. Президент США подтвердил позицию своей администрации о необходимости приостановки израильского строительства на палестинских землях, а от палестинцев потребовал прекращения любых действий, которые могут при-вести к усилению конфронтации с Израилем. Со своей стороны, М. Аббас заявил, что Б. Обама должен принимать «смелые решения» для достижения мирного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке и в очередной раз потребовал от Израиля снять блокаду с сектора Газа. По мнению главы ПНА, переговоры с Израилем носят сложный характер, но их важность не подлежит сомнению.

Власти Египта заявили, что КПП Рафах на границе с сектором Газа, от-крытый 1 июня, продолжит работу «до особого распоряжения». 13 июня в Газу с визитом впервые прибыл генеральный секретарь Лиги арабских госу-дарств А. Муса, потребовавший снятия блокады анклава.

Правительство Израиля на минувшей неделе расширило перечень продуктов питания, которые можно будет доставлять в сектор Газа через из-раильскую территорию.

В Израиле создаются две специальные комиссии по расследованию об-стоятельств, связанных с попыткой прорыва в Газу «Флотилии свободы» В состав одной из них – государственной – войдут на правах наблюдателей два зарубежных представителя, в т. ч. один гражданин США. Вторая комиссии – внутренняя, назначенная начальником генштаба израильских ВС генералом Г. Ашкенази, должна оценить результаты предварительного расследования инцидента, проведенного командованием ВМС страны.

Израиль попросил США увеличить поставки оружия и боеприпасов для своих вооруженных сил. Первое место в списке, переданном Пентагону, за-нимают управляемые авиабомбы JDAM, предназначенные для уничтожения укрепленных и подземных объектов. Кроме того, израильское правительство попросило американцев в полтора раза увеличить объем боеприпасов и сна-ряжения, принадлежащих ВС США, но складированных на территории Из-раиля.

Напряженность сохраняется в отношениях между Израилем и Турцией. Глава турецкого внешнеполитического ведомства А. Давутоглу заявил, что о нормализации отношений с еврейским государством не может быть и речи, пока в Тель-Авиве отвергают международное расследование «штурма турецкого корабля» из состава «Флотилии свободы».

Тем временем на юго-востоке Турции боевики сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) продолжают совершать нападения на объекты и военнослужащих правительственной армии. В свою очередь, турецкая армия при поддержке авиации проводит войсковые операции против сил РПК.

12 июня Иордания, Ливан, Сирия и Турция договорились об учрежде-нии Совета сотрудничества, конечной целью которого провозглашено созда-ние «зоны свободного перемещения людей и товаров». По заявлению А. Да-вутоглу, новая организация не является «альтернативой Евросоюзу», а Анка-ра все еще не теряет надежду на вступление в ЕС. Соглашение о создании Совета сотрудничества было подписано в Стамбуле во время работы Турец-ко-арабского экономического форума.

Положение дел в Афганистане стало одной из главных тем прошедше-го 10-11 июня в Брюсселе совещания министров обороны стран НАТО. По итогам встречи было заявлено, что военные операции в этой стране идут в целом успешно, хотя и имеются значительные трудности, которые еще пред-стоит преодолеть. По мнению глав военных ведомств альянса, особое внима-ние следует уделить двум южным провинциям Афганистана – Гильменд и Кандагар, где сосредоточены основные силы движения «Талибан». Было за-явлено, что войска НАТО, возможно, в конце текущего года начнут передачу афганскому правительству всех полномочий в сфере безопасности, хотя «все будет зависеть от текущего положения в Афганистане», особенно от готов-ности местной армии и полиции «взять на себя лидерство» в этом вопросе. Одновременно генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен был вынужден признать, что большинство населения на юге страны поддерживает талибов, которые лишь ждут ухода из Афганистана войск западной коалиции.

К достижению «реального улучшения» ситуации в Афганистане до конца 2010 г. призвал министр обороны США Р. Гейтс. По его мнению, в противном случае участникам западной коалиции будет трудно рассчитывать на поддержку общественного мнения своих стран в необходимости продол-жения афганской войны. Между тем командующий силами НАТО и ВС США в Афганистане генерал С. Маккристал считает, что операция по вытеснению талибских боевиков из провинции Кандагар будет вестись «медленнее, чем планировалось», а ее отдельные этапы придется «отложить на два-три месяца». Это вызвано необходимостью подготовки афганских сил, которым предстоит после зачистки региона войсками западных союзников обес-печивать безопасность в Кандагаре.

Пакистанские талибы совершили 9 июня нападение на колонну с гру-зами для войск НАТО в Афганистане. Характерно, что нападение произошло недалеко от Исламабада, что вызвало обеспокоенность у властей, т. к. до сих пор боевики так близко от столицы не действовали.

В Ираке блок «Государство закона» во главе с премьер-министром страны Н. аль-Малики и шиитское объединение Иракский национальный альянс (ИНА) объявили на минувшей неделе о формировании крупнейшей парламентской коалиции «Национальный альянс», которая будет располагать 159 депутатскими мандатами из 325. Ожидается, что к коалиции присоеди-нится в ближайшее время «Курдский альянс», имеющий в парламенте 40 мест. Вместе с тем, участники «Национального альянса» все еще не опреде-лились с кандидатурой главы будущего правительства, т. к. сторонники ра-дикального шиитского лидера М. ас-Садра (имеет 40 мандатов) возражают против повторного назначения на этот пост Н. аль-Малики. Глава блока «Аль-Иракийя» А. Алауи, получивший в новом парламенте наибольшее чис-ло мест – 91, предупредил, что попытка отстранить его от формирования правительства может быть воспринята суннитами как стремление шиитских партий отодвинуть их на второй план политической жизни Ирака и привести в итоге к новой вспышке межконфессионального насилия в стране. Встреча Н. аль-Малики и А. Алауи, прошедшая 12 июня, окончилась безрезультатно.

Приложение

 

 

О положении шиитов в Саудовской Аравии

 

 

В Королевстве Саудовская Аравия (КСА) нет официальной статистики по религиозному составу населения. По различным оценкам, в настоящее время на мусульман-шиитов приходится от 10 до 15 проц подданных коро-левства, что составляет от 2,4 до 3,6 млн человек. Кроме того, к шиитам от-носится и значительное число иностранцев, работающих в КСА – йеменцев, пакистанцев, индийцев и др. Основным местом компактного проживания шиитов является Восточная провинция – главный нефтедобывающий район страны. Здесь шииты составляют до 60 проц жителей. Большие общины шиитов имеются на западе КСА в Хиджазе и в южных провинциях Асир, Джизан и Наджран, а также в районах, прилегающих к границе с Ираком. Небольшие группы шиитского населения имеются и в других районах коро-левства, в т. ч. в столице страны Эр-Рияде (до 30 тыс. человек). Основная масса саудовских шиитов относится к сектам имамитов (Восточная провин-ция, Хиджаз), зейдитов (на юге и в Хиджазе) и исмаилитов (на юге, в основ-ном в провинции Наджран).

Шиизм имел распространение на территории современной Саудовской Аравии с первых веков своего возникновения, а отношения шиитов с властя-ми всегда были не простыми. Если говорить о периоде после образования КСА в начале 1930-гг., то шиитская проблема во многом связана с тем, что религиозный облик саудовского государства, его официальным вероучением является суннитская ветвь ислама ханбалитского толка в жесткой ваххабит-ской интерпретации, к которой принадлежит большая часть населения стра-ны. При этом в КСА государством и ваххабитскими улемами (религиозными авторитетами) официально не признается разнообразие исламских течений и толков, реально существующих в королевстве, запрещена открытая пропо-ведь течений, не соответствующих официально принятому толкованию ис-лама.

Из всех религиозных сект наибольшим притеснениям и дискриминации подвергаются шииты, как представители наиболее крупного и активного ре-лигиозного меньшинства. Причем эта дискриминация касается не только ре-лигиозных вопросов, но и распространяется на политическую и экономиче-скую сферы. Так, шииты лишены возможности занимать значительные посты в органах государственной власти. Им закрыт доступ в Национальную гвар-дию, службы безопасности и военно-учебные заведения. Шииты также заяв-ляют, что их обделяют при распределении доходов от нефти. По информации международной правозащитной организации Human Rights Watch, саудовские власти систематически нарушают права человека в отношении шиитского населения. В частности, речь идет об ограничения прав на получение образования, на труд и на судебную защиту.

И все же наибольшие притеснения имеют место в религиозной сфере. Правительство КСА и суннитские религиозные организации создают много-численные препятствия в отправлении шиитами их религиозных обрядов и церемоний. Власти продолжают закрывать шиитские мечети и дома шиитских собраний – хусейнии, число которых неуклонно сокращается. Принят закон, запрещающий деятельность шиитских мечетей и хусейний за пределами строго определенных мест. Регулярно проводятся аресты шиитов, особенно религиозных деятелей по обвинению в совершении «неправильных» религиозных обрядов. Наиболее активную роль разжигании антишиитских настроений и действий играет та часть официального религиозного истеб-лишмента, представители которой вообще не считают шиитов мусульманами или рассматривают некоторые их обряды как многобожие. Повышенное рве-ние в подавлении шиитов проявляет и существующая в КСА специальная ре-лигиозная полиция. Шииты также систематически подвергаются различного рода притеснениям и насильственным действиям со стороны ваххабитских экстремистов, считающих их «еретиками» и своими главными врагами.

Помимо принципиальных разногласий теологического характера, не-доверие и неприязнь к местным шиитам со стороны официальных властных и религиозных кругов усиливает то обстоятельство, что они традиционно под-держивают широкие связи со своими единоверцами за рубежом, особенно в Иране, Ираке, Ливане, Бахрейне и Кувейте. В этой связи в правящих госу-дарственных и религиозных кругах открыто обсуждается вопрос о том, на-сколько саудовские шииты лояльны королевской власти, какая лояльность стоит у них на первом месте: государству или вере. В местных СМИ публи-куются материалы, рассказывающие о т. н. шиитской «дуге изгоев», прости-рающейся от Афганистана до Ливана через Иран, Ирак, Турцию и Сирию, включающую в себя шиитов КСА, других аравийских монархий и Йемена. Шиитов называют «звеном в глобальной борьбе между мусульманами и не-верными», «агентами и «пятой колонной евреев и американцев» и т. п. С ме-стной шиитской общиной связывают периодически возникающие разговоры (кстати, часто распространяемые некоторыми западными СМИ) о якобы имеющихся планах раздела КСА на три независимых государства: шиитского на востоке, Хиджаза на западе и Неджда в центре страны. А сепаратизм – это весьма болезненная тема для Эр-Рияда. И для этого есть основания. Так, один из лидеров саудовских шиитов имам Н. ан-Нимр заявил в одной из своих проповедей, что достоинство шиитов «украдено», а «оно представляет большую ценность, чем единство страны», и если власти его не вернут, то «мы призовем к отделению».

Шиитский фактор придает очень серьезную дополнительную сложность в отношениях Саудовской Аравии с Ираном, Ираком и Сирией. И для этого также имеются весомые основания. Ведь исламская революция в шиитском Иране (1979 г.) и приход к власти шиитов в Ираке после свержения суннитского режима С. Хусейна в 2003 г. придали сильные импульсы для ак-тивизации шиитского движения в КСА, укрепили надежду шиитов на полу-чение достойного места в обществе. Все это вызывает обеспокоенность сау-довского руководства. Подавление шиитского меньшинства представляет со-бой часть стратегии государства противостоять стремлению Ирана стать без-условным региональным лидером. Отсюда во многом и сохраняющаяся на-пряженность и взаимное недоверие в саудовско-иранских отношениях. Кроме того, мы видим фактическое неприятие Эр-Риядом прошиитского прави-тельства в Багдаде и помощь (хотя и негласную) со стороны КСА иракской суннитской оппозиции. Шиитский фактор во многом объясняет жесткую по-зицию, занятую Эр-Риядом по отношению к шиитским мятежникам в Йемене, которые в ответ на помощь КСА властям Саны пытались перенести военные действия на саудовскую территорию.

Жесткое преследование шиитов, попрание их прав ведет к усилению ответных протестных выступлений, периодически происходящих не только в Восточной провинции, но и других районах КСА. В последние годы шииты заметно активизировали борьбу за улучшение своего положения в стране. Действуют, хотя и нелегально несколько шиитских политико-религиозных организаций. Некоторые из них, например, Организация исламской револю-ции за освобождение Аравийского полуострова, отказались от насильствен-ных способов борьбы и выступают за диалог с властью. Другие же, в частно-сти «Хизбалла Хиджаза», спонсируемая Ираном, остались на экстремистских позициях.

В 2003 г. шииты впервые систематизировали свои требования в доку-менте «Партнеры в Отечестве», который был передан тогдашнему наследно-му принцу Абдалле. В нем подчеркивалось, что шииты – граждане КСА, ко-торое является для них «единственной родиной». В то же время авторы об-ращения высказали свое разочарование тем, что представители общины не имеют равных с другими гражданами возможностей, подвергаются дискри-минации по конфессиональному признаку. В результате происходит «марги-нализация шиитов в саудовском обществе». Властям предлагалось недву-смысленно заявить о равенстве «всех исламских толков», в т. ч. шиизма, пре-кратить преследования и аресты шиитов, допустить их на руководящие посты в правительстве, армии, МВД и МИДе. Однако это обращение осталось без ответа. Вместе с тем, после вступления Абдаллы на трон (2005 г.) отмечаются отдельные шаги по снижению давления на шиитов. Так, периодически происходят амнистии шиитских заключенных, в 2006 г. в местах компактного проживания шиитов их представители завоевали большинство мест на муниципальных выборах. Однако эти послабления встречают резкое не-приятие со стороны улемов и части представителей власти. Вместе с тем, продолжение давления и репрессий по отношению к шиитам со стороны вла-стных структур и официальных религиозных институтов, торможение про-цесса их интеграции в общество контрпродуктивны по своей сути, т. к. не ве-дут к решению проблемы, а лишь осложняют ее, что в итоге способствует росту напряженности внутриполитической обстановки в КСА, постепенно формируя отнюдь не абстрактную опасность подрыва стабильности саудов-ского государства.

52.26MB | MySQL:103 | 0,578sec