Резолюция Совета Безопасности ООН №1929 может оказаться для Ирана роковой

Ни майский маневр Ирана, с участием Бразилии и Турции, явно рассчитанный на раскол в рядах Совета Безопасности ООН, когда вместо реального решения проблемы обогащения урана участниками тройственного соглашения был предложен суррогат, ни провокационный заплыв «пропалестинской флотилии» по снятию блокады с Газы, очень удачно приуроченный по времени с намечавшимся заседанием СБ по иранской ядерной программе, не смогли предотвратить выработку очередного пакета санкций против Ирана.

На состоявшемся 9 июня заседании СБ ООН подавляющим большинством голосов была принята четвертая по счету резолюция 1929 (из пятнадцати стран двенадцать, в том числе все члены СБ, проголосовали за ее принятие, две страны (Турция и Бразилия) – проголосовали против, одна (Ливан) – воздержалась). СБ обратился к Генсеку ООН с предложением создать группу экспертов по наблюдению за выполнением принятых санкций.

Под воздействие санкций подпадает 41 юридическое и физическое лицо, включая ученого и организации, связанные с Корпусом стражей исламской революции и оборонной промышленностью. В принципе, предложенные санкции расширяют уже существующее эмбарго на поставку вооружений в Иран. Они предусматривают также ужесточение контроля над финансовыми структурами и деятельностью иранских судоходных компаний, тесно связанных с разработкой иранской ядерной программы.

Резолюция запрещает Ирану заниматься коммерческой деятельностью, связанной с обогащением урана или другими ядерными материалами, а также ядерными технологиями в других странах. Вместе с тем СБ призывает все страны не допускать передачу Ирану тяжелого вооружения, включая танки, бронетранспортеры, артиллерийские системы крупного калибра, вертолеты-штурмовики, ракетные системы или же их части.

Резолюция еще раз призывает Иран прекратить не только обогащение урана, но и весь предшествующий процесс — добычу урана и его переработку. Как указывается в резолюции, в соответствии с докладом Генерального директора МАГАТЭ, Иран не прекратил свои ядерные разработки, а также проекты, связанные с тяжелой водой, не возобновил свое сотрудничество с этой организацией с учетом положений «Дополнительного протокола», так и не прояснив характер своей ядерной программы.

В документе особо подчеркивается, что в нарушение принятых им обязательств по прекращению всей деятельности, связанной с обогащением урана, Иран построил в Куме ядерный обогатительный объект, о чем он известил МАГАТЭ только 9 сентября 2009 г. В связи с этим СБ призывает Иран немедленно прекратить строительство обогатительного центра в Куме, предоставив исчерпывающие пояснения по вопросу о цели его строительства, сроков разработки проекта и строительства, а также о том, что им не принято решение о строительстве еще одного ядерного объекта, не заявленного в МАГАТЭ. Кроме того, Иран не известил вовремя МАГАТЭ о своем намерении обогащать уран на 20%, причем без соблюдения принятых норм безопасности.

Как и можно было ожидать, не меньшее беспокойство членов СБ вызывает развитие ракетостроения в Иране как неотъемлемой части иранской ядерной программы.

Согласно Хартии ООН (Глава VII, статья 41), Ирану следует удовлетворить требования МАГАТЭ, изложенные в 38 пунктах резолюции, из числа которых, на наш взгляд, одним из самых главных является требование о немедленной ратификации «Дополнительного протокола» этой международной организации, подписанный им еще в декабре 2003 г. Не меньшее значение имеет пункт 14, предоставляющий всем странам право на досмотр иранских воздушных и морских судов, подозреваемых в транспортировке запрещенного груза, в соответствии с положениями международного морского права. Среди субъектов, связанных с разработкой иранской ядерной программы и подлежащих международному контролю, упоминаются три судоходные компании, находящиеся под патронажем “Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL)”.

Ужесточается контроль над финансовой деятельностью, направленной на развитие ядерной программы. Тем не менее, как следует из пункта 23 резолюции, всем странам мирового сообщества предлагается предпринять необходимые меры по запрещению открытия новых иранских банков или их представительств, созданию совместных финансовых учреждений на своей территории.

Как следует из резолюции, Генеральный секретарь ООН в течение одного года должен создать группу экспертов в составе 8 человек, которая будет находиться под руководством Комитета, с которым он будет постоянно советоваться. Перед Комитетом по санкциям будут отчитываться все страны за проделанную ими в течение 60 дней работу. Упомянутая группа экспертов должна выполнять следующие задачи: 1. Она должна помогать Комитету, выполнять возложенные на него обязанности. Ей следует заниматься сбором, проверкой и анализом информации, поступившей от стран, членов ООН, впрочем как и от отдельных субъектов относительно исполнения предыдущих резолюций СБ ООН (1737 (2006 г.), 1747 (2007 г.), 1803 (2008 г.) и настоящей резолюции, и в частности об их нарушениях. 2.Предлагать свои рекомендации Совету Безопасности, Комитету или же отдельному государству. 3. Представлять в СБ отчет о проведенной ею работе не позднее 30 дней до истечения своего мандата, отметив свои достижения и рекомендации. Резолюция обязывает все страны докладывать об исполнении ими ее положений.

Резолюция 1929 снабжена четырьмя приложениями, раскрывающими «точечный» характер санкций. В первом приложении перечислены 22 военно-промышленные компании, исследовательские центры, имеющие непосредственное касательство к военно-ядерным разработкам, оборонной технологии и экспорту оружия.

Среди компаний, вошедших в черный список, числится также и «Первый Восточный Банк PLC», который, по мнению экспертов, принадлежит или контролируется, или же действует от имени банка «Меллат», одного из центральных банков Ирана. Согласно резолюции, за прошедшие семь лет упомянутый банк перевел на счета иранских организаций, занятых в ядерной, ракетной и оборонной областях, сотни миллионов американских долларов. Ограничения коснутся и председателя Организации по атомной энергии Ирана (AEOI) Джавада Рахики.

Во втором приложении к резолюции перечислены 15 компаний, принадлежащих, контролируемых или действующих от имени Корпуса стражей исламской революции.

И, наконец, в третьем приложении названы три дочерних судоходных компаний, тесно связанных с иранской судоходной кампанией “Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL)”.

Четвертое приложение, по существу, является своеобразным «пряником» на случай согласия Ирана выполнить требования Совета Безопасности и предусматривает целый ряд встречных шагов со стороны международного сообщества не только в ядерной области, но во всех областях политической и экономической жизни.

Но, как свидетельствуют последние заявления политического руководства страны, Иран не собирается выполнять положения новой резолюции СБ ООН. В таком случае, нам остается только ждать, каковы будут дальнейшие шаги международного сообщества в отношении затянувшегося иранского ядерного кризиса.

Принятие упомянутой резолюции было позитивно оценено всеми постоянными членами СБ ООН. Тем не менее, согласно информационному агентству Франс-пресс, Европейский оюз рассматривает возможность введения дополнительных санкций против Ирана, которые могут болезненно ударить «по ключевым секторам иранской газовой и нефтяной промышленности, накладывая запрет на новые инвестиции, передачу технологий и оборудования, а также на оказание разных услуг». Проект санкций будет рассмотрен министрами иностранных дел ЕС в понедельник, 14 июня в Брюсселе. Проектом предусмотрено замораживание активов еще нескольких иранских банков.

Среди стран, где с нетерпением ожидали принятия жестких санкций против Исламской Республики Иран, был и Израиль — страна, для существования которой развитие иранской военно-ядерной и ракетной программ представляет наивысшую национальную угрозу. Поэтому уже на следующий день после принятия резолюции СБ 1929 на страницах израильской прессы стали широко обсуждать ее значение как инструмента обуздания иранской ядерной программы.

Израильская ежедневная газета «Исраэль ха-Йом» приветствует принятие СБ ООН санкций против Ирана, однако считает их недостаточными для решения ядерного кризиса. В связи с этим премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил, что надеется на то, что будут сделаны дополнительные шаги в этом направлении. Как полагает один из ведущих израильских политических обозревателей Дан Маргалит, несмотря на то, что эти санкции обладают большим потенциалом, тем не менее, они представляют собой всего лишь первый шаг. По его мнению, без объявления морской блокады Ирану, на практике трудно будет проводить предусмотренный этой резолюцией досмотр его судов.

Ивритоязычная «Исраэль Пост» обращает внимание читателей на тот факт, что вопреки настоянию США, в пакет санкций не вошли меры, предусматривающие введение нефтяного эмбарго против Ирана. В Израиле убеждены, что без санкций, направленных против энергетического и банковского секторов Ирана, трудно будет заставить иранское руководство свернуть с ядерной тропы.

Согласно газете «Маарив», несмотря на то, что окончательная версия пакета санкций оказалась менее зубастой, чем предложенная американцами версия резолюции, тем не менее Израиль надеется, что это решение СБ приведет к выработке отдельных, целенаправленных жестких санкций со стороны ЕС И США.

Можно не сомневаться в том, что если Иран откажется выполнять положения принятой резолюции, то следующие санкции могут оказаться весьма болезненными, если не сказать, разрушительными для иранской экономики.

52.36MB | MySQL:103 | 0,474sec