О подготовке к внеочередным президентским выборам в Иране

Катастрофа 19 мая 2024 г. президентского вертолета, в результате чего ИРИ лишилась главы исполнительной и представительской власти аятоллы Эбрахима Раиси, перевела ситуацию в стране в разряд чрезвычайных. Кроме президента, трагедия унесла жизнь и министра иностранных дел страны Хосейна Амира Абдоллахиана, нескольких видных чиновников и священнослужителей.

Иран уже сталкивался с подобным обстоятельствами: 28 июня 1981 г., утром, на заседании конференции Партии Исламской Республики (ПИР) раздался взрыв, когда погибло 72 человека, в том числе тогдашний президент (точнее, член президентского триумвирата) аятолла Бехешти, 4 министра, 6 заместителей министров, 20 депутатов парламента, видные функционеры ПИР. Почти через месяц, 24 июля состоялись выборы нового президента и довыборы в парламент. Победивший на выборах Али Раджаи получил 13 млн голосов из 14,7 млн пришедших к урнам избирателей. Однако уже 30 августа 1981 г., в канцелярии главы правительства вновь раздался взрыв, в ходе которого не так давно избранный президент Раджаи погиб. К счастью для исламского режима, за последующие почти 43 года подобных эксцессов более не наблюдалось.

Трагедия 19 мая положила начало процессу проведения досрочных президентских выборов в Иране. Одновременно, пишут в эти дни фарсиязычные СМИ, констатируется сложность переживаемого страной момента, где на политические катаклизмы наслаиваются протесты по поводу социально-политической проблематики, когда рост цен и инфляция максимально усложнили повседневную жизнь иранцев. Политическая жизнь развивается на фоне не так давно проведенных выборов с очень низкой, поставившей отрицательный рекорд за все годы существования исламского строя,  явкой, что показывает, что большинство иранцев потеряли доверие к власти. Элита ИРИ сталкивается с неуклонно возрастающим международным давлением из-за национальной ядерной программы Тегерана, имеющей, как подозревают на Западе, военную  составляющую, а также из-за участия ИРИ через прокси силы в войне в Газе, которая  усилила напряженность между Исламской Республикой и Израилем.

Для избежания вакуума исполнительной власти верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, на основании статьи 131 действующей Конституции Исламской Республики Иран, констатирующей, что «в случае смерти, увольнения, отставки, отсутствия или болезни президента в течение более двух месяцев, либо в случае окончания срока полномочий, когда новый президент еще не избран», возложил временное исполнение обязанностей  президента на его первого заместителя, которым с 2021 г. является Мохаммад Мохбер. Таким образом, кандидатура временного президента одобрена Хаменеи и назначена в полном соответствии с конституционными требованиями.  Таким же образом создан специальный совет, в составе нынешнего спикера парламента Мохаммада Бакера Галибафа, главы судебной власти и временного президента, которому вменяется в обязанность  организовать в течение максимального периода в 50 дней избрание нового президента. Дата новых выборов уже объявлена – это произойдет 28 июня нынешнего года.

Как заявил пресс-секретарь  Наблюдательного совета (эта исламская структура  осуществляет надзорные функции работы парламента – В.М.) Х.Назиф, процесс будет осуществляться в полном соответствии с законом, ибо, по его же словам, никаких сбоев в работе страны не должно быть. По мнению многих иранских и международных СМИ, временный президент М.Мохбер вполне способен заместить собой вакуум власти, прекрасно разбираясь во всех необходимых вопросах. Начало его стремительной служебной карьеры прошло в Фонде малоимущих (мостаазафан) Исламской революции – одной из «священных коров» иранской экономики, аккумулирующей громадные бюджеты. Именно здесь он прошел школу исламского управления, достигшую апогея, когда М.Мохбер стал первым вице-президентом из 12 заместителей покойного Э.Раиси. Учтем, что поскольку с 1981 г. в Иране нет поста премьер-министра, его потенциальные функции исполняет первый вице-президент. М.Мохбер был, по сути, «правой рукой» президента Раиси все три года его нахождения на этом посту, с момента победы на выборах, заслужил репутацию компетентного помощника, досконально разбираясь в вопросах государственного управления. Многие издания отмечают, что поскольку покойный президент не имел опыта исполнительного управления, его первый заместитель фактически руководил всей исполнительной властью, имея решающее слово в назначении министров экономического блока. М.Мохбер чрезвычайно профессионален в вопросах экономики, сделав убедительную карьеру и в банковском секторе. Там он вырос до председателя Совета директоров банка Сина Он был успешным губернатором родной южной провинции Хузестан. На посту первого вице-президента курировал социальную политику в стране. СМИ отмечают, что в 2010 году М.Мохбер попал в санкционный список Евросоюза, но через несколько лет был оттуда выведен. Причина санкций – курирование ядерной и ракетной программ. Он также квалифицированно занимался и вопросами торговли и транспорта. Когда в 2006-2017 гг. М.Мохбер стал главой «Исполнительного аппарата Фонда  имама  Хомейни,  активы этой организации оценивались в размерах «свыше 95 млрд долларов». Добавим еще и то, что последние два года М.Мохбер является и членом такого важного исламского органа как Совет по определению целесообразности принимаемых решений (СОЦПР). Это высший контрольный орган, стоящий над всеми структурами исламского режима.

Не должно быть сбоев и в подготовке выборов, которые должны пройти через пять недель. Их процедура давно отработана, и единственное, что необходимо для их реализации  —  как  можно более широкое участие населения в избирательном процессе.  Как пишут в эти дни СМИ, вопрос участия народа в предстоящих президентских выборах в Иране является принципиальным, поскольку опыт предыдущих выборов показал, что в нынешней ситуации у людей нет особого желания участвовать в выборах. Это было продемонстрировано в прошедших 1 марта голосованиях в Собрание Исламского Совета  (парламент) и Совет экспертов, продемонстрировавших самую низкую явку за всю историю исламского режима, то есть, более чем 45 лет. Причины можно искать в том, что  Исламская Республика Иран уже давно выбрала себе  путь не в сторону удовлетворения чаяний народа, а в направлении концентрации и монополизации власти  в руках теократии, и ее развитие идет в рамках жесткой борьбы различных политических групп консервативного направления,  не способного выдвинуть и реализовать элементарные необходимые народу изменения, затрагивающие основу власти религиозно-политической элиты.  Власть стремится законсервировать сегодняшнюю политическую ситуацию, направленную на выживание существующего режима, а не заниматься все новыми возникающими проблемами, связанными с жизнью народа, его благосостоянием и жизненными интересами. Результатом подобной ситуации может быть социально-политическая активность, множащая апатию по отношению к выборам президента, вызывающая ощущения уныния, неопределенности, отчужденности от власти.

Вряд ли этому смогут противостоять кандидаты, приступающие в эти дни к предвыборной гонке. Вот часть из них. Достаточно высокими видятся шансы на успешное участие в предвыборной гонке у временно исполняющего обязанности главы исполнительной власти Мохаммада Мохбера, сосредоточившего в своих руках весь административный ресурс. Не чужды президентские амбиции и ветерану иранской политики Али Лариджани, уже не раз доказавшему свою верность исламскому режиму на самых высоких государственных постах. Он много лет был спикером парламента, руководил рядом министерств, в том числе находился во главе такой важной для исламского режима пропагандистской структуры как радио и телевидение.  Уже три раза участвовал в президентской гонке нынешний спикер иранского парламента Мохаммад Багер Галибаф. Отставной генерал КСИР и экс-мэр Тегерана, он не раз доказывал режиму свою верность, укрепляя фундаменталистскую фракцию в парламенте, становящуюся там все более мощной. По информации СМИ, среди умеренных либералов возможными кандидатами являются Хасан Роухани и Мохаммад-Джавад Зариф.

55.77MB | MySQL:116 | 0,659sec