О причинах энергетического кризиса в Пакистане и его влиянии на политическую стабильность государства

Ранее в этом месяце в контролируемой Пакистаном части Кашмире (PoK) вспыхнули ожесточенные протесты, в результате которых погибли 4 человека, из-за жалоб на электричество и цены на муку. Экономика Кашмира долгое время страдала из-за его положения зоны конфликта после раздела Индийского субконтинента в 1947 году. Группа под названием «Объединенный комитет действий Авами Джамму Кашмира» (JAAC) инициировала протесты 10 мая после заявлений о том, что должностные лица JAAC были превентивно арестованы властями. К 11 мая протесты начались в столице РоК, Музаффарабаде, когда тысячи людей вышли на улицы в знак протеста. 13 мая пакистанские власти направили военизированных рейнджеров в Музаффарабад для подавления беспорядков, однако это привело к ожесточенным столкновениям, в ходе которых были убиты трое протестующих, двое из которых, как сообщается, скончались от огнестрельных ранений, и один был полицейским, а также более 100 были ранены. Власти также закрыли школы и ограничили доступ в интернет в ответ на беспорядки. На следующий день, 14 мая, JAAC объявил этот день «черным днем» в память о погибших в ходе протестов. Как полагают американские эксперты,  протесты в Кашмире, которому Исламабад   отказывает в автономии, высветили широко распространенное недовольство среди местных жителей. Недовольство среди населения нарастало на протяжении многих лет, а энергетический сектор является главной болевой точкой. PoK вырабатывает для Пакистана почти 3500 мегаватт электроэнергии, что составляет почти 10% установленной мощности Пакистана. Однако жителям не предложили уступок, а вместо этого потребовали платить тарифы за произведенную ими электроэнергию. По данным The Diplomat, вырабатываемая электроэнергия стоит около 2 пакистанских рупий или примерно 0,0072 доллара США за единицу, в то время как жители PoK платят более 30 рупий или 0,11 доллара США за единицу электроэнергии. Протесты побудили премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа созвать экстренное совещание в Исламабаде вечером 13 мая для рассмотрения требований протестующих. В результате он одобрил грант в размере 86 млн долларов, часть которого будет использована для субсидирования цен на муку и электроэнергию. После объявления о выделении гранта JAAC отменил акцию протеста. Важно, что  эти события совпали с визитом Международного валютного фонда (МВФ) в Пакистан, который недавно предупредил Исламабад, что «социальная напряженность, вызванная высокой стоимостью жизни, может повлиять на реализацию политики, добавив, что фискальные сбои могут стать проблемой для правительства».

Доступная и надежная электроэнергия была давней проблемой в Пакистане с 1990-х годов. Отключения электроэнергии происходят часто, миллионы пакистанцев ежедневно испытывают частичные отключения электроэнергии: сокращения или отключения определенных линий электропередач, когда спрос превышает предложение. Крупные отключения электроэнергии происходят ежегодно с 2013 года, включая сбой в электросети в январе 2023 года, в результате которого большая часть населения осталась без электричества. Отсутствие доступа к недорогому и надежному электричеству усугубляет продолжающийся энергетический кризис в Пакистане, вызванный нехваткой инвестиций, круговоротом долгов, чрезмерной зависимостью от ископаемого топлива, неэффективным использованием энергии и политической нестабильностью. Причиной нестабильности энергосистемы Пакистана является общий энергетический кризис, который, в свою очередь, затронул не только проблемы с производством электроэнергии, но и затормозил экономический рост и развитие. Традиционно Пакистан полагался в основном на ископаемое топливо, такое как нефть и природный газ, и ему приходилось больше полагаться на импорт энергоносителей для выработки электроэнергии. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), импорт энергоносителей Пакистаном увеличился на 144% с 2000 года. Такая зависимость Пакистана от импортных энергоносителей сделала его принципиально  восприимчивым к энергетическим потрясениям, включая глобальный скачок цен на энергоносители после начала кризиса  на Украине в 2021 году и сбои в цепочке поставок из-за COVID-19. Кроме того, внутреннее производство энергии в Пакистане, особенно в гидроэнергетическом секторе, в значительной степени зависит от сезонных колебаний. Например, выработка гидроэлектроэнергии падает в зимние месяцы, что приводит к нарушению выработки электроэнергии. Кроме того, отсутствие инвестиций в инфраструктуру электроснабжения Пакистана усугубило вероятность отключений электроэнергии, поскольку она не оборудована для удовлетворения спроса. Ненадежность электросети в сочетании с резким ростом тарифов на электроэнергию, недовольством правительства и замедлением темпов роста промышленного сектора фактически создали тенденцию к снижению спроса. По данным Reuters, «потребление электроэнергии является важным экономическим показателем в развивающейся экономике, и ожидаемое снижение в этом году подчеркивает проблемы, стоящие перед новоизбранным правительством в обремененном долгами Пакистане на фоне растущего недовольства среди бедных». Несмотря на то, что Китай предоставил недавно Пакистану кредит в размере 30 млрд долларов в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» , а Соединенные Штаты, которые рассматривают Пакистан как регионального партнера, предоставили стране помощь в размере десятков миллионов долларов, Исламабад  по-прежнему находится в очень жестком  финансовом кризисе, отчаянно добиваясь финансовой помощи от МВФ. Даже если Пакистан получит финансовую помощь в размере 1,1 млрд долларов, для ремонта своей устаревшей электросети, потребуется гораздо больше средств, и он проблему не решит.

Остается нерешенным и один из ключевых вопросов снабжения Пакистана газом (в том числе для ТЭС) в рамках проекта строительства ирано-пакистанского трубопровода. Для Пакистана этот проект представляет собой «плохой выбор». Продолжение его реализации может разозлить его финансовых покровителей – Саудовскую Аравию и США, чего Пакистан не может себе позволить, учитывая его экономическую уязвимость. Отказ от проекта открывает его для арбитража со стороны Ирана, потенциально подвергая Пакистан миллиардному ущербу, денег, которых у него нет. На первый взгляд, трубопровод Иран-Пакистан имеет экономический смысл. Иран обладает вторыми по величине запасами природного газа в мире, в то время как экономика Пакистана сильно зависит от природного газа, который составляет 40% его энергетического баланса. Ограниченные внутренние запасы газа в Пакистане истощены из-за чрезмерной эксплуатации, и страна все чаще прибегает к импорту сжиженного природного газа (СПГ). СПГ дорогой, и цены на него сильно колеблются. Например, цены на СПГ выросли в пять-шесть раз по сравнению с обычным уровнем после начала конфликта на Украине. Географическая близость дает трубопроводу естественное преимущество. Проект предусматривал поставку от 750 млн до 1 млрд куб. футов газа в день путем соединения Асалуйе, города на южном побережье Ирана, ближайшего к газовому месторождению «Южный Парс», с городом Навабшах в Пакистане через порт Гвадар. «Южный Парс» является крупнейшим в мире газовым месторождением и находится в совместной собственности Катара и Ирана. В то время как Катар активно разрабатывает свою долю месторождения, Ирану мешают санкции. Первоначально трубопровод планировался в 1980-х годах как трубопровод Иран-Пакистан-Индия, но несколько ошибок Пакистана, включая войну в Каргиле, нападение на индийский парламент и теракт в Мумбаи в 2008 году, привели к тому, что индийский рынок не стал частью проекта. Впоследствии, в 2009 году, план был сокращен, ограничив действие соглашения Ираном и Пакистаном. Работы над трубопроводом протяженностью 1600 километров начались в 2013 году. Вскоре после этого Иран завершил строительство 900-километрового участка. Пакистан должен был завершить строительство своего участка трубопровода к концу 2014 года. Но в данном случае в экономику активно вмешалась политика.   Иран находится под санкциями США, которые практически исключают его из мирового газового рынка. Покупка иранского газа будет противоречить санкциям США. В результате  Пакистан так и не начал работу над проектом трубопровода. Дальнейшая реализация этого проекта вызовет другой набор проблем. Государственный департамент США на своем ежедневном брифинге 23 апреля заявил, что страны, имеющие дело с Ираном, должны помнить о вытекающих из этого санкциях. Пакистан, столкнувшийся с серьезным экономическим кризисом, истощенными валютными резервами, высокой инфляцией, добивается очередной финансовой помощи от МВФ, для чего потребуется американская поддержка. Пакистан также финансово зависит от Саудовской Аравии, регионального соперника Ирана. В настоящее время Саудовская Аравия предоставила Пакистану 5 млрд долларов для пополнения своих истощенных валютных резервов, и последний также ищет больше таких инвестиций в различные секторы своей экономики, включая горнодобывающую промышленность. Более тесные связи с Ираном поставят под угрозу щедрость Саудовской Аравии. Для Пакистана лучшим вариантом действий, возможно, будет следовать диктату США / Саудовской Аравии, обеспечивая  тем самым продолжения  притока денег, делая при этом ровно столько, чтобы предотвратить судебные иски со стороны Ирана. Ровно эту цель преследовал  меморандум, который был подписан после визита покойного президента Ирана Эбрахима Раиси в Пакистан в апреле с. г., в котором утверждалось о возобновлении проекта. В реальности же, как полагают местные эксперты, это была очередная «дымовая завеса» со стороны Пакистана, который таким образом не допустил разбор этого досье в Международном арбитражном суде.

56.17MB | MySQL:118 | 1,093sec