О предвыборной стратегии президента Алжира А.Теббуна на социально-экономическом треке

С начала текущего года президент Алжира А.Теббун последовательно укрепляет свои внутренние позиции для выдвижения на второй президентский срок на выборах в сентябре текущего года. Заручившись важной поддержкой со стороны правящей партии Фронт национального освобождения, а также армейского генералитета, Теббун сосредотачивает свои основные усилия в ближайшие месяцы на усилении социально-экономических программ поддержки населения. Несмотря на важную, основополагающую роль нефтегазового сектора в экономике, который принет главный доход в копилку национального бюджета, слабыми местами в алжирской экономической модели остается импортная зависимость от продовольствия, нехватка внешних инвестиций на инфраструктурные проекты, а также нестабильность валютно-финансовой системы и недостаточная поддержка социальной сферы, включая образование и здравоохранение. Как ожидается, в преддверии старта новой президентской кампании, которая может быть анонсирована уже в ближайшие недели или месяцы, основной акцент во внутренней политике будет сделан именно на эти аспекты, чтобы минимизировать социальное недовольство и свести на нет угрозу поляризации общества.

При этом, в качестве финансовой опоры для активизации социальной политики служит диверсификация углеводородной политики, которая позволит Алжиру в 2024 году получать стабильный экспортный доход. В последние месяцы Алжир активно заключает новые соглашения на геологоразведку, добычу и экспорт газа и нефти не только с европейскими странами (где алжирский газ замещает частично квоту после введения антироссийских санкций), но также и с китайскими, американскими и другими энергетическими партнерами. В итоге, фиксируется стабильный рост инвестиций в инфраструктуру нефтегазовой промышленности, что позволяет Алжиру наращивать экспортный потенциал. До 2026 года Теббун планирует привлечь более 39 млрд долларов в качестве инвестиций в этот сектор.

Главной сферой внимания правительства, вероятно, станут усилия по росту благосостояния населения, и реализации программ социальной поддержки, которые будут наращиваться в течение 2024 года, чтобы компенсировать инфляцию, превысившую 9% по итогам 2023 года. При этом, ожидаемый в текущем году экономический рост (3.8%), не сможет полностью нивелировать структурные проблемы, такие как высокая безработица (19%). Тем не менее, свои социальные обязательства правительство будет планомерной наращивать. Только в прошлом году рост базовой государственной пенсии составил 50%, а пособие по безработице в тот же период выросло на 15%. Согласно бюджетному плану, в 2024 году заложено повышение расходной части бюджета на социальном треке на 5.8%, в рамках которого будут проиндексированы зарплаты госслужащих на уровне 5.9%, по итогам которой рост заработной платы с 2022 года составит около 50%.

Другой важной сферой внимания для президентской кампании Теббуна станет инвестиционная политика. Правительству придется предпринимать меры по улучшению инвестиционного климата, поощрению делового сотрудничества и развитию бизнеса, чтобы привлечь иностранные инвестиции в неэнергетические отрасли, особенно здравоохранение, образование, сельское хозяйство и водные ресурсы, для диверсификации экономики и обеспечения более долгосрочного, устойчивого роста.

Наконец, повышенное внимание будет уделено продовольственной политике. С учетом зависимости Алжира от импорта продовольствия, особенно пшеницы, этот фактор является одним из самых слабых звеньев социальной политики. Рост продовольственной инфляции, наблюдаемый в 2021-2023 гг., удалось замедлить к февралю 2024 года (он упал с 7.2% до 3.7%), но ставка остается все-равно высокой. При этом, климатические катаклизмы, особенно засуха, негативно влияют на локальное производство зерновых, что ведет к вынужденному наращиванию импорта. По итогам 2023 года производство зерновых, 70% которое представлено пшеницей, сегодня на 20-25% ниже среднего пятилетнего показателя. Соответственно, экспортные объемы зерновых, особенно пшеницы (60%), последовательно растут, увеличившись с 10 млн. тонн в 2018-2019 гг. до 14 млн. тонн в текущем году. Сокращение посевов ввиду засухи и дефицита водных ресурсов, оказывает негативное воздействие не только на производство и удорожание импорта, но и на социальную ситуацию и рост безработицы населения. Занятость в сельском хозяйстве в Алжире составляет 8-10% всего трудоспособного населения. В качестве мер поддержки, правительство Теббуна сохранит субсидирование продовольственного сектора и налоговые льготы (в том числе освобождение от налога добавленной стоимости), одновременно будет стремится привлечь больше инвестиций на аграрную инфраструктуру, включая ирригационные системы.

При этом, главным риском для срыва запланированных усилий на предвыборном этапе является стремительный рост цен на мировых рынках сырьевых товаров, которые составляют основу алжирского импорта, прежде всего продовольственные товары (пшеница, молоко, кукуруза и соевые бобы), что приведет к скачкообразному росту инфляции. Соответственно, на фоне увеличения бюджетного дефицита и финансовых сложностей, такой сценарий поставит исполнение ряда ключевых социальных задач под угрозу. Сокращение социальной поддержки ввиду финансовых сложностей в свою очередь станет триггером для активизации протестного движения и социального недовольства. В то же время, с учетом приоритетного внимания правительства к проблеме национальной продовольственной безопасности, будут продолжены меры по сокращению зависимости от импорта за счет механизации и модернизации существующих фермерских хозяйств, повышения их финансирования через схемы микрокредитования. Также правительство Теббуна будет инвестировать проекты водной инфраструктуры, и вкладываться в развитие источников возобновляемой энергии, особенно солнечной энергетики.

Другой угрозой для выполнения поставленных правительством во главу угла социальных программ является сокращение инвестиционных потоков в неэнергетический сектор, особенно строительство и сельское хозяйство. Совокупный объем прямых иностранных инвестиций в экономику Алжира резко сократился после пандемии, упав на 91% с 2020 по 2022 год, и тех пор пока не восстановил свой рост, в отличие от многих других развивающихся экономик. Правительство предпринимает различные меры поддержки, включая новый закон по улучшению инвестиционного климата от 2022 года, а также учреждение новых специальных фондов для поддержки инновационных предпринимательских и молодежных проектов, однако число новых международных инвестиционных проектов в стране пока идет по отрицательному тренду.

Наконец, динамично меняющаяся конъюнктура на мировых энергетических рынках, и соответствующие ценовые колебания, будут неизменно являться факторами риска, угрожая финансовой стабильности, и подгоняя Алжир к вынужденным мерам заимствования, в том числе у международных финансовых институтов, что заставит правительство идти на поводу Международного валютного фонда и реализовывать непопулярные реформы по сокращению социальных субсидий и иных мер поддержки населения. Этого сценария правительство Теббуна будет стремится всячески избегать. С учетом достаточно прочного запаса валютных резервов, в случае сокращения цен на энергоресурсы, у правительство будет достаточное пространство для маневрирования. В случае нехватки финансирования, А.Теббун скорее будет обращаться за содействием к БРИКС, нежели к западным финансовым институтам, с учетом понятных приоритетов нынешнего алжирского руководства. В любом случае, этот фактор риск носит более долгосрочный характер, и едва ли станет представлять серьезную угрозу в период предвыборной компании 2024 года.

55.78MB | MySQL:118 | 0,591sec