После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 8 июня 2024 г., по израильской территории было выпущено более 14 000 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли 1 589 человек, 16 305 ранены, 120 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа. В ходе столкновений погибли 646 израильский военнослужащих[i]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли более 36 801 палестинец, из них 70% – женщины и дети, раненых – 83 680 чел., тысячи числятся пропавшими без вести[ii].
По мнению Тамира Хаймана, исполнительного директора Института исследований национальной безопасности (INSS), несмотря на серьезный ущерб, ХАМАС вербует новых террористов для пополнения своих рядов. Тем временем израильское руководство все еще обсуждает, стоит ли принимать решение, которое фактически определит исход войны через восемь месяцев с момента ее начала.
Т.Хайман считает, что вопрос о послевоенной организации жизни анклава не может быть отложен. Он напомнил, что дискуссия по этому поводу возобновилась после того, как министр обороны Йоав Галант заявил, что решение должно быть принято как можно скорее, предупредив, что его отсутствие позволит ХАМАСу вернуться к власти (а значит, нанести военное поражение Израилю). Отмечается, что это заявление вызвало множество негативных откликов, в основном политических, но были и профессиональные.
Во-первых, Палестинская национальная администрация (ПНА) вряд ли вернется к власти в секторе Газа, учитывая заявления о том, что она существенно не отличается от ХАМАСа.
Во-вторых, без ослабления ХАМАСа ни одна альтернативная организация не сможет закрепиться в анклаве, т. к. ХАМАС вытеснит ее, как это произошло с ПНА в 2007 г.; поэтому прежде чем начинать какое-либо реалистичное обсуждение альтернативы ХАМАСу, нужно его сначала уничтожить.
Утверждение, что Израилю сейчас следует поторопиться с принятием решения, Т.Хайман объясняет тем, что аргументы в пользу ожидания «послезавтра» игнорируют то, как действует палестинская «система сопротивления» в Газе и внутри палестинской системы в целом. По его мнению, «отсрочка принятия решения, как это делает израильское правительство в течение последних восьми месяцев, приведет к стратегическому поражению Израиля, неспособности достичь целей войны и продолжению правления ХАМАСа в секторе Газа». Он настаивает на том, что по поводу послевоенного устройства Газы Израилю сейчас крайне важно продвигать альтернативное гражданское правительство параллельно с военной деятельностью по следующим четырем причинам:
- Потеря контроля над жителями сектора Газа — это кошмар лидера ХАМАСа Яхьи Синвара, т. к. будет означать политическое поражение как для правящего движения, так и Катара.
- Альтернативное гражданское управление освободило бы Израиль от ответственности за удовлетворение основных потребностей двух миллионов жителей сектора Газа. Хотя его создание не освободит Израиль от юридической ответственности, но облегчит оперативные действия.
- Без гражданской организации, отвечающей за распределение гуманитарной помощи, ХАМАС сохранит эту роль, укрепляя свой статус и авторитет среди палестинской общественности и создавая нарратив «абсолютной победы» над Израилем.
- ХАМАС основан на «идее сопротивления». Это движение должно быть разгромлено и демонтировано военным путем, а поддержка его идеологии должна быть ослаблена путем создания альтернативной гражданской организации, которая предлагает другую идею и подрывает основу народной поддержки ХАМАСа.
По мнению Т.Хаймана, «система сопротивления палестинскому терроризму в секторе Газа имеет два уровня. Верхний уровень состоит из военного крыла ХАМАСа, насчитывающего около 30 000 террористов, организованных в пять полков и 24 батальона. Военное крыло усиливается за счет гражданского населения, которое служит ему одновременно живым щитом и источником новых боевиков. Пока молодые палестинцы мотивированы сопротивляться Израилю, всегда будет приток добровольцев, готовых заменить каждого мертвого террориста». В этом контексте эксперт подчеркивает, что население Газы преимущественно молодое. «Почти 40% из 2 млн жителей Газы моложе 14 лет, а еще 30% — в возрасте от 15 до 29 лет — особенно высокий процент (согласно данным Всемирной книги фактов ЦРУ)». Допуская в качестве предположения, что только половина из них поддерживает ХАМАС, он указывает на то, что «даже в этом случае у организации не возникнет проблем с вербовкой еще 15 000 новых террористов в течение шести месяцев – темп их уничтожения ЦАХАЛом».
Т.Хайман считает, что «идея сопротивления – единственная идея, преобладающая сегодня в Газе, о чем свидетельствуют последние опросы общественного мнения, проведенные Институтом PSR под руководством д-ра Халиля Шикаки. Эти опросы показывают широкую поддержку ХАМАС и его жестокой борьбы против Израиля. Эта поддержка придает силы ХАМАСу и обеспечивает его выживание».
Директор INSS приводит Вторую интифаду (2000-2005) как пример из личного опыта. В тот период он командовал региональной бригадой на Западном берегу р. Иордан. По его словам, «Армия обороны Израиля ликвидировала и арестовала огромное количество террористов. Однако пока Ясир Арафат возглавлял ПНА и продвигал идею сопротивления, «колодец» террористов наполнялся быстрее, чем ЦАХАЛ мог его опустошить. Иногда это казалось сизифовым трудом с «бездонной бочкой террора»». «Поворотный момент наступил после смерти Арафата и назначения Махмуда Аббаса (Абу Мазена) главой ПНА. Аббас представил альтернативу идее вооруженного сопротивления: «ненасильственное сопротивление», за которым последовала идея «государственного строительства и институционального развития». Эти идеи позволили многим молодым палестинцам удовлетворить свою национальную гордость и вести борьбу против Израиля другими способами. Многие молодые люди вступили в силы безопасности ПНА, другие вложили ресурсы в строительство палестинского города, а некоторые даже предпринимают попытки взять под контроль зону С». Таким образом, в течение двух лет тенденция изменилась, и «бочка террора» начала пустеть. «Скорость ликвидации террористов ЦАХАЛом, которая продолжала действовать в полную силу, была выше, чем скорость, с которой организации вооруженного сопротивления могли вербовать новых боевиков. Это именно то, чего сегодня не хватает в секторе Газа», — утверждает Т.Хайман.
По его мнению, вывод очевиден: «ЦАХАЛ может десятки раз возвращаться в Джабалию, Эз-Зейтун и Шеджайю, проводя смелые и профессиональные военные операции, каждый раз убивая сотни террористов. Но без идеологической альтернативы «сопротивлению» достижение будет временным, и Израиль «удивится», обнаружив, что ХАМАС пополнил свои военные ряды». Для решения задачи в секторе Газа Т.Хайман предлагает израильскому правительству ввести там альтернативную гражданскую правящую структуру, такую как ПНА, которая должна быть реформирована с помощью и под контролем умеренных арабских стран, включая государства Персидского залива. Тем самым будет создан конкурент идее сопротивления, пропагандируемой ХАМАСом.
Эксперт с сожалением отмечает, что израильское правительство не может этого сделать. ЦАХАЛ продолжает разрушать военный слой ХАМАСа, но движение раз за разом демонстрирует способность пополнять свои ряды за счет гражданского населения. Утверждая, что «ПНА коррумпирована и работает против Израиля», он указывает на ее слабость, невозможность победить ХАМАС и способность предпринять против него военные действия. Тем не менее, «Израилю следует представить Палестинскую национальную администрацию как альтернативу правлению ХАМАСа в Газе в ходе длительного процесса, который займет годы. За это время Израиль должен противодействовать всей системе палестинского сопротивления с упором на ее слабости и недостатки».
Инициативу стран Персидского залива Т.Хайман называет надеждой для Израиля, т.к. она хорошо согласуется с американским планом по послевоенному устройству Газы, опирается на арабское и международное сотрудничество.
Он считает, что руководство ПНА будет серьезно реформировано под контролем арабской коалиции, состоящей, среди прочих, из ОАЭ, Египта, Иордании и Бахрейна. Реформы будут разнообразными: от изменения школьных программ до назначения других специалистов на руководящие должности. Стимулом к переменам должно стать обуславливание финансовой помощи на восстановление сектора Газа реализацией реформ.
Предполагается, что ПНА будет распределять гуманитарную помощь в секторе Газа вместо ХАМАСа, тем самым распространяя свою власть под эгидой арабской коалиции, которая предоставит силы и средства для поддержания правопорядка (включая борьбу с ХАМАСом посредством компаний, обеспечивающих гражданскую безопасность).
Т.Хайман считает, что тогда ХАМАС обнаружит, что некоторые части сектора Газа больше не находятся под его контролем, и что он потерял свой суверенитет, то, чем так гордился в последние годы. Население Газы найдет альтернативные возможности трудоустройства в рамках восстановления анклава.
При этом ЦАХАЛ продолжит действовать против высокопоставленных членов военного крыла ХАМАСа, частично координируя свои действия с реформированной ПНА в секторе Газа, как это регулярно происходит на Западном берегу р. Иордан.
По мнению Т.Хаймана, «правы те, кто утверждает, что военная администрация является лучшим решением, чем отсутствие решения и продолжение нынешней ситуации. Военная администрация повысит способность принимать меры против военного крыла ХАМАСа и обеспечит гражданскому населению функциональную альтернативу». Однако проблему он видит в том, что «военная администрация не предложит идеологической альтернативы. Тогда как прошлый опыт доказывает, что невозможно положить конец военной администрации без дальнейших военных столкновений, как это произошло во время Первой интифады, или политического процесса по передаче власти реформированной ПНА, как было по соглашению в конце Второй интифады».
В любом случае, отмечается, что такое решение потребует значительного времени и ресурсов, ограничивая возможности ЦАХАЛа действовать на других аренах. Израиль может оказаться в ситуации, когда он попытается «прикрыть» сектор Газа, за счет других неотложных проблем безопасности, тогда как его международная изоляция будет усиливаться. Эксперт предлагает также принять во внимание, что помимо этого управление военной администрацией повлечет за собой внутренние гражданские, экономические и социальные издержки для израильского общества.
В заключении Т.Хайман подчеркивает, что «у Израиля нет времени. Правительство должно было принять решение шесть месяцев назад. Без одновременных действий против идеологической основы ХАМАСа на гражданском уровне, а также действий против его военного потенциала, движение не победить, даже если война будет продолжаться несколько лет. Израиль должен проявить инициативу и принять готовность стран Персидского залива взять на себя некоторую ответственность за послевоенное устройство сектора Газа. Это необходимо сделать даже ценой согласия Израиля на создание реформированной ПНА в секторе Газа.
«Крупномасштабное соглашение, ведущее к освобождению заложников, имеет решающее значение и вполне соответствует продвижению альтернативы ХАМАСу. Всеобъемлющее соглашение по принципу «все на все» должно быть предложено только в один этап. Прекращение Израилем боевых действий в секторе Газа ускорит принятие мер в отношении гражданского населения. В то же время, что касается военной составляющей, Израиль перейдет от ведения войны к борьбе с терроризмом посредством постоянных, управляемых разведкой действий, направленных на арест или уничтожение террористов на палестинской территории»[iii].
[i] Real-time Updates / INSS. 08.06.2024. https://www.inss.org.il/he/publication/war-data/
[ii] Israeli airstrike on Gaza apartment results in multiple fatalities and injuries // Wafa. 09.06.2024. https://english.wafa.ps/Pages/Details/144891
[iii]An Alternative Civilian Entity to Administer the Gaza Strip—Urgently Needed / INSS. 04.06.2024. https://www.inss.org.il/publication/gaza-civil-address/