К итогам заседания Политического диалога Турция-ЕС

Турецкая внешняя политика в настоящее время отличается своей чрезвычайной активностью. Представители нынешней власти по многим внешнеполитическим вопросам достигли серьезных успехов. Среди основных достижений особо выделяются «прорывные» отношения с соседними странами, такими как Россия, Армения, Греция, Иран, Ирак, Сирия и др. Региональное значение Турции в результате последовательно предпринимаемых шагов значительно увеличилось. Ее инициативы получают одобрение со стороны ведущих международных организаций, в т.ч. ЕС, что было в очередной раз отмечено в ходе заседания Политического диалога Турция-ЕС, проведенного 13 июля с.г. в Стамбуле. На этой встрече с турецкой стороны принимали участие: министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу и глава делегации на переговорах с ЕС государственный министр Эгемен Багыш; со стороны Европейского союза присутствовали: верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссар по вопросам расширения ЕС и политики добрососедства Штефан Фюле.

На стамбульской встрече были обсуждены не только отношения между Турцией и ЕС, но и дипломатические усилия по разрешению ядерной проблемы Ирана, а также состоялся обмен мнениями по поводу возможностей развития сотрудничества между Турцией и Евросоюзом в региональных и международных делах. Напомним, в связи со вступлением в силу 1 декабря прошлого года Лиссабонского соглашения, заседания Политического диалога Турция-ЕС сменили ранее проводимые встречи в формате «Тройка ЕС – Турция». Стамбульское заседание, таким образом, стало первым заседанием в новом формате на уровне министров между Турцией и ЕС.

По результатам переговоров К. Эштон отметила, что «отношения между Анкарой и ЕС опираются на взаимное доверие и дружбу» и заявила: «Турция является не только страной-кандидатом на вступление в ЕС, но и важным партнером в региональной и глобальной политике ЕС». Она высоко оценила «растущее уважение и укрепляющиеся позиции Турции в регионе» и подчеркнула, что ЕС продолжит сотрудничество с Анкарой по общим внешнеполитическим вопросам на основе взаимных интересов.

Ш. Фюле в своем выступлении снова повторил обещания ЕС по вопросу о перспективах полноправного членства Турции и подчеркнул, что все сомнения по этому поводу должны быть сведены к нулю. Он высоко оценил запланированный на 12 сентября с.г. референдум по принятию конституционных поправок, которые инициировала правящая Партия справедливости и развития в целях соответствия европейским стандартам. «Эта реформа – движение в верном направлении. Ранее были определенные недочеты в этой сфере, но то, что было сделано, поддерживают все страны ЕС и его руководство», – отметил еврокомиссар.

А. Давутоглу, выступая на пресс-конференции, отметил, что региональные и глобальные стратегии Турции и ЕС «полностью совпадают». Он подчеркнул, что в ходе встречи были обсуждены детали «будущей большой стратегии», подробности которой пока держатся в секрете. Глава турецкого внешнеполитического ведомства заметил, что существующие между Турцией и ЕС механизмы не достаточны для «уверенной и влиятельной координации» и заявил о необходимости построить новые механизмы со сроками в неделю или месяц. По мнению А. Давутоглу, переговоры по международным вопросам в рамках таких механизмов были бы более эффективными.

Э. Багыш в свою очередь заявил, что внешнеполитический курс Турции не отошел от своего главного направления, а лишь расширил его дополнительными векторами. Это, по мнению Э. Багыша, придало Турции уверенности, а ее внешнеполитическому курсу – устойчивости. Он подчеркнул, что «ЕС не заслуживает имиджа игрока, ведущего споры вокруг способности переваривания в себе Турции». Главный переговорщик отметил, что «после 12 сентября с.г. в отношениях между Анкарой и Брюсселем будет осуществлен исторический поворот». Э. Багыш вместе с тем критически отозвался о ходе переговорного процесса. Он отметил, что из 33 сфер, требующих соответствия европейским стандартам, 18 закрыты для переговоров по политическим причинам, что, на его взгляд, «не должно являться приемлемым ни для турок, ни для европейского общественного мнения». По словам государственного министра, Евросоюз не сможет без Турции стать «силой мирового масштаба». Интересно, что Э. Багыш в ходе встречи в Стамбуле обратился к К. Эштон с просьбой о помощи в налаживании отношений с Израилем. Как утверждают турецкие СМИ, верховный представитель ЕС с пониманием отнеслась к позиции Турции и обещала «оказать давление» на Израиль.

Рассматривая нынешнее состояние турецко-европейских переговоров, обратим внимание на последние высказывания по этому поводу президента Турции А. Гюля. Так, находясь с официальным визитом в Словении, 14 июля с.г., он заявил: «Турция продолжает переговоры с Европейским союзом. Вступление Турции в Европейский союз – это стратегическое решение, являющееся вопросом государственной политики, стоящим выше партийных интересов. Турция прилагает огромные усилия для полноправного членства в Евросоюзе». Турецкий президент также отметил, что Турция в настоящее время является «своего рода источником вдохновения для окружающих ее стран». И, по мнению главы турецкого государства, Европе следовало бы «понимать и поощрять» это. А. Гюль, напомнив, что Словения всегда оказывала серьезную поддержку Турции в ее стремлении войти в ЕС, заявил, что турецкое государство способно внести большой вклад в дело развития Европы. Президент Турции отметил, что переговорный процесс между турецким государством и ЕС, поэтапно ведущий к полноправному членству, продолжается и обратил внимание на то, что подобные переговоры с крупными державами всегда продвигались «несколько иначе». Такой путь, по словам А. Гюля, прошли в свое время Испания и Великобритания. Но при этом турецкий президент признал, что временами Турции приходится сталкиваться с «незаслуженными преградами, которые не могут не беспокоить турецкие власти». Уделяя должное внимание принимающей стране, А. Гюль подчеркнул, что Словения до сих пор всегда занимала позицию, совпадающую с интересами Турции.

По поводу дискуссий о смене внешнеполитической ориентации Турции А. Гюль сделал следующие интересные заявления. По его словам, в связи с последствиями глобального финансового кризиса покупательская способность в странах ЕС заметно снизилась, что отразилось на показателях турецкого экспорта в страны Европы. Однако, благодаря предпринятым ранее мерам, проработанным и введенным в результате финансового кризиса, перенесенного Турцией в 2001 г., общие экономические показатели страны сохранились на хорошем уровне. Турция в значительной степени увеличило свое экономическое присутствие в таких регионах как Африка, Латинская Америка, Ближний Восток и Центральная Азия. Однако это, по мнению А. Гюля, не мешает Турции усиленно продолжать переговоры с ЕС. По его словам, полноправное членство Турции лишь расширит существующие возможности ЕС.

Определенное воздействие на развитие переговорного процесса Турции с ЕС оказывают позиции США и НАТО. Так, на днях Вашингтон предпринял несколько политических ходов в пользу вступления Турции в ЕС. Президент США Барак Обама в своем интервью итальянской газете «Corriere della Sera» отметил, что ЕС не должен отталкивать от себя Турцию, чтобы она не искала себе других союзников. «Не надо опасаться интеграции Турции с западным миром, – заявил президент США. – Если Турция построит светскую, современную страну и примет универсальные права с учетом уважения ислама, так это будет очень хорошо для нас и вероятно окажет позитивное влияние на исламский мир», – подчеркнул глава Белого Дома. Вслед за этим заявлением Б. Обамы генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен призвал ЕС «более справедливо относиться к Турции». Он рекомендовал лидерам ЕС сделать следующие практические шаги, по сути, выходящие за рамки переговорного процесса Турции с ЕС: расширить роль Турции в механизме принятия ЕС решений по вопросам военных миссий, и включить эту страну в Европейское оборонное агентство, которое занимается военными исследованиями и развитием военных технологий в Европе.

Однако не все последние события развивались в пользу турецкого полноправного участия в делах Европы. Так, Франция в очередной раз выступила против принятия Турции в члены ЕС. По мнению Парижа, максимальное, что можно предложить Турции – это «привилегированное партнерство». Однако, что подразумевается под этим видом сотрудничества, не разъясняется. Обращает на себя внимание заявление премьер-министра Франции Франсуа Фийона, озвученное им 14 июля с.г. во время его визита в Хорватию: «Все балканские страны, кроме Турции, обязательно станут членами Евросоюза». По словам Ф. Фийона, Хорватия, с которой переговоры по членству в ЕС начались одновременно с Турцией, уже «близка к финишной ленте». Французский премьер отметил, что вполне возможно, что в 2012 г. хорватское государство станет полноправным членом «европейского клуба». На вопрос о развитии дальнейших связей с турецкой стороной Ф. Фийон заявил: «Позиция Франции относительно Турции известна. Мы выступаем за установление с нею тесных связей, но при условии, что результатом этого процесса не станет полноправное членство».

В Турции, естественно, обращают внимание на такие высказывания и делают определенные выводы. Следует подчеркнуть, что Европа в глазах турецких граждан уже не так важна как раньше. Так, согласно результатам опросов турецкого общественного мнения, поддержка планов по интеграции в ЕС упала с 70 % в 2004 г. до 40 % в 2010-м. Турция начинает играть все более заметную роль «евразийской» региональной державы и по-новому воспринимать Европейский союз. А. Давутоглу в своей книге «Стратегическая глубина: международное положение Турции» отмечал, что в связи с регулярными изменениями геополитической ситуации в Европе само определение этого пространства носит непостоянный характер. Отношения между Турцией и ЕС с точки зрения места турецкого государства в Европе является «основным параметром», но не «единственным определяющим элементом». Если раньше турецкими властями подчеркивалось, что Турция относится к европейскому континенту, то сегодня значение Европы для турецкого государства определяется тем, что она (Европа) является фактическим продолжением Азии в северо-западном направлении. По мнению А. Давутоглу, в настоящее время европейская цивилизация постепенно пытается закрыться от внешнего мира, что говорит о начале процесса ее поэтапного упадка. Турция, наоборот, осуществляет «прорывы» по всем возможным направлениям и расширяет сферы своего влияния. Это, по словам А. Давутоглу, указывает на то, что турецкое государство находится на стадии своего процветания. Нынешние отношения между Турцией и ЕС, к тому же, в значительной степени отягощены влиянием взаимодействия между «исторической памятью» и «дипломатической рациональностью». Неопределенность в отношении членства Турции в ЕС добавляют также и непрерывно продолжающиеся поиски стран-членов «европейского клуба» наиболее оптимальной формулы сотрудничества с турецким государством, поскольку очень сложно сравнить риски его включения в состав ЕС с последствиями его отторжения.

52.27MB | MySQL:103 | 0,428sec