Рост популярности партии Геерта Вилдерса в Нидерландах и его антиисламские инициативы

Состоявшиеся в Нидерландах 9 июня парламентские выборы, наряду с прошедшим в мае всеобщим голосованием в Великобритании смело можно назвать самыми ожидаемыми событиями электорального сезона 2010 г. Одним из важных измерений обеих избирательных кампаний должно было стать непосредственное влияние их итогов на две из самых представительных и наиболее быстро растущих в Европе мусульманских общины. Если в Великобритании для исламского сообщества главными были вопросы – сможет ли Лейбористская партия (на стороне которой симпатии большей части голосующих мусульман) сохранить власть и чего стоит ждать от консерваторов и либеральных демократов в случае их победы, то в Нидерландах одной из основных интриг выборов не только для мусульман государства, но и для большинства политологов и обозревателей был итоговый результат Партии свободы, возглавляемой Геертом Вилдерсом, известным своим непримиримым отношением к вероучению пророка Мухаммеда.

Политический вес партии Вилдерса, основанной им в 2006 г. после ухода из Народной партии за свободу и демократию, с момента участия в первых в её истории парламентских выборах 22 ноября 2006 г. только рос, причём популярность внутри страны позволила ей выйти и на международную арену. В 2009 г. на выборах в Европарламент Партия свободы получила 17% голосов и 4 места (в настоящее время 5) из 25, приходящихся на долю Нидерландов. В марте года текущего Вилдерс и его однопартийцы, показав на муниципальных выборах почти максимально возможный результат, продемонстрировали, что готовы замахнуться на большее, а именно – возглавить правительство страны. В том, что на выборах 9 июня партия харизматичного политика получит гораздо больше голосов, чем 4 года назад сомнений не было, кажется, ни у кого. Вопрос был в том, хватит ли результата для того, чтобы прийти к власти.

Выборы показали, что именно Партия свободы за прошедшие годы добилась наиболее впечатляющего прогресса, увеличив своё представительство в нижней палате Генеральных штатов с 9 до 24 депутатов (15,5% голосов по пропорциональной избирательной системе). Этого, однако, оказалось недостаточно для того, чтобы претендовать на право сформировать правительство, поскольку условно победившие в голосовании Народная партия за свободу и демократию и Партия труда получили, соответственно, на 7 и 6 мест больше. Оборот «условно победившие» использован нами для того, чтобы подчеркнуть раздробленность политического спектра страны, в условиях которой в Палате представителей нового созыва представлено сразу 10 партий, ни одна из которых не в состоянии сформировать правительство в одиночку или хотя бы в тандеме.

Следствием этого стала поистине курьёзная ситуация. Пока победившие партии решают, каким будет новое правительство, отказываясь при этом сотрудничать со сторонниками Вилдерса, обязанности премьер-министра продолжает исполнять Ян Петер Балкененде, кабинет министров которого распался ещё в феврале, не сумев слаженно проголосовать по вопросу о выводе из Афганистана голландских вооружённых подразделений. Более того, сразу после оглашения итогов выборов, на которых Христианско-демократический призыв потерпел унизительное поражение, потеряв 20 мест в парламенте (теперь депутатов у ХДП даже меньше, чем у Партии свободы — 21), Балкененде объявил о завершении политической карьеры. Но отсутствие решений по составу нового правительства не даёт ему возможности воплотить заявления в жизнь.

В этой ситуации очевидно одно – она играет на руку Вилдерсу и его партии. В условиях, когда девять из десяти партий в своей политической риторике акцентируют внимание сограждан на не актуальных страхах и не очевидных проблемах, и в ряде случаев предлагают весьма схожие программы с разными акцентами и лозунгами, иногда сдабривая их экологической и социалистической тематикой, а страной руководит партия, занявшая на выборах лишь четвёртое место, именно Вилдерс предлагает избирателям уникальные, отличные от других партий лозунги и программы.

Вместе с тем, лозунги эти крайне простые и первое место среди них занимает борьба с исламской иммиграцией в страну и с ростом влияния мусульманского сообщества внутри неё. Однако, как муниципальные, так и национальные выборы 2010 г. показали, что именно такие простые лозунги привлекают весьма значительную часть населения Нидерландов. Эта часть населения не слишком беспокоится о том, что её может коснуться далеко не всегда осязаемый финансовый кризис, зато отчётливо боится внезапного смертельного прикосновения холодного ножа мусульманина-фанатика, что в 2004 г. произошло с голландским режиссёром Тео Ван Гогом, погибшем на улицах Амстердама за свой фильм «Покорность» (об отношении к женщине в исламе) от рук Мухаммеда Боуйери, который заявил недавно о том, что не раскаивается в содеянном.

Об актуальности экстремизма и терроризма, прикрывающегося псевдоисламскими лозунгами, в Нидерландах вновь напомнило дело террористической группировки Хофстада, в причастности к которой подозревается и Боуйери. Семеро обвиняемых по этому делу ранее были признаны невиновными по итогам апелляции, но назначенное в феврале Верховным судом повторное разбирательство это решение признало недействительным. При вынесении первичных обвинений окружной суд Амстердама постановил, что группировка являлась террористической организацией, однако уточнил, что доказательств планирования фактических нападений и угроз найдено не было. Двое из группировки, Исмаил Акних и обратившийся в ислам сын американца и голландки Джейсон Уолтерс, были ранее признаны виновными в попытке убийства офицеров полиции после того, как попытались во время задержания применить ручную гранату.

Кроме прочего, в Нидерландах растёт число преступающих закон молодых мусульман марроканского происхождения. Так, издание «Муслим Ньюс» сообщает, что, согласно исследованию, опубликованному в одном из криминологических журналов страны, под наблюдением полиции по тем или иным причинам в настоящее время находится порядка 54% молодых голландских мусульман марокканского происхождения. Авторы исследования не уточняют, почему внимание правоохранительных органов привлекло столь большое число молодых адептов ислама, но считают, что свою роль здесь могли сыграть низкий социальный статус и культурные аспекты. Не уточняется в исследование и то, скольким из находящихся под наблюдением мусульманам предъявлены конкретные обвинения.

Что касается низкого социального статуса, то недавно опубликованное в Нидерландах исследование, проведённое Forum multicultural research institute, свидетельствует, что около 25% молодых голландцев марроканского, турецкого и суринамского происхождения являются безработными, тогда как год назад этот показатель был равен лишь 10%. Данное обстоятельство только усиливает социальную напряжённость в обществе, способствуя ещё большему отчуждению между коренным населением и этно-религиозными меньшинствами, в том числе мусульманами.

На этом фоне, Вилдерс и Партия свободы 20 июля потребовали от правительства разъяснений в связи с одним из случаев расходования денег налогоплательщиков. Речь идёт об анонсированной на сайте голландского МИДа субсидии в 1 млн долларов, присуждённой Американскому обществу по продвижению мусульман (the American Society for Muslim Advancement), которое в сотрудничестве с Исламской организацией инициативы Кордобы (the Islamic organisation Cordoba Initiative) занимаются разработкой проекта Исламского центра в Нью-Йорке, включающего мечеть, которую планируется построить недалеко от Нулевого уровня – того, что осталось от башен Международного торгового центра после терактов исламистов 11 сентября 2001 г. Партия Вилдерса считает, что строительство мечети на месте теракта является абсурдом и нелепостью и оскорбительно для родственников жертв, погибших от рук террористов и требует немедленно отозвать субсидию и потратить деньги налогоплательщиков на благо Нидерландов, а не зарубежных мусульманских организаций.

Ещё одним громким шагом со стороны Вилдерса стало объявление 16 июля о создании в ближайшем будущем широкой антиисламской коалиции, которая получит название «Международный альянс свободы» (International Freedom Alliance). Альянс, согласно заявлению политика, призван помочь распространить и популяризировать на Западе его взгляды на ислам. Позднее в этом году Вилдерс и его сторонники планируют открыть представительства альянса в Соединённых Штатах, Канаде, Франции, Германии и Великобритании. Именно упомянутые страны Вилдерс считает наиболее «созревшими» для восприятия его идей, поскольку эти государства уже имеют большие исламские сообщества на своей территории и регулярно сталкиваются с угрозами со стороны исламистов. Главной целью международной коалиции будет прекращение иммиграции в страны Запада выходцев из мусульманских стран. В речи перед депутатами голландского парламента Геерт Вилдерс сказал, в частности, следующее: «Наше послание – остановите ислам, защищайте свободу – послание, важное не только для Нидерландов, но для всей свободной западной цивилизации». Политик также заявил, что члены альянса будут тщательно отбираться и должны отличаться смелостью и «поддерживать Израиль».

Оппоненты часто называют Вилдерса и его сторонников ультраправыми, обвиняя их в ксенофобии и ссылаясь на неприязнь политика к исламу и стремление ограничить или вовсе нивелировать иммиграцию мусульман в европейские страны. Но текущая ситуация ставит вопрос: насколько справедливо употребление приставки «ультра» по отношению к Партии свободы в условиях, когда Вилдерс в Нидерландах лишь призывает к введению тех или иных мер с целью ограничить растущее влияние ислама на континенте и поддержать европейскую культуру и традиции, в то время, как во многих других государствах запреты, прямо или косвенно направленные против внешних атрибутов ислама, уже либо приняты, либо вступят в силу в ближайшем будущем? Да и сам парламентарий когда-то недвусмысленно дал понять, что не имеет ничего общего с политиками этого фланга из других стран: «Мои союзники не Ле Пен или Хайдер … Мы никогда не будем объединяться с фашистами».

Так или иначе, а после выборов 9 июня 2010 г. со всей очевидностью можно утверждать, что Геерту Вилдерсу и его партии больше не подходит определение «политические маргиналы Европы», которым их язвительно и снисходительно награждали конкуренты. «От нас нельзя просто отмахнуться. Нас надо принимать всерьез», — так политик прокомментировал итоги последних национальных выборов. Более того, пока его соперники теряют время в попытках сформировать жизнеспособное правительство, Вилдерс продолжает набирать политические очки, апеллируя к тому, что с каждым годом всё больше по-настоящему волнует не только его соотечественников, но и остальных европейцев.

52.25MB | MySQL:103 | 0,469sec