Немецкие эксперты о значении и итогах кабульской конференции и перспективах миссии ISAF

Как известно, 20 июля с.г. в Кабуле прошла Международная конференции по Афганистану, ставшая девятым по счету форумом, посвященным актуальным проблемам страны. Продвижение к решению проблем обозначали в свое время и власти Афганистана, и страны-доноры, определяющие подходы к оказанию содействия восстановлению Афганистана в ходе Боннской (2001), Берлинской (2004), Лондонской (2006), Римской (2007), Парижской (2008), Московской и Гаагской (2009), Лондонской (2010) конференций.

Место и роль конференций по Афганистану

Для каждой конференции был характерен собственный подход. Так, на Лондонской конференции (2006) была утверждена Стратегия обустройства страны на пятилетие и принято Соглашение по Афганистану (Afghanistan Compact) — рамочный документ, определяющий направление взаимодействия между правительством ИРА и международным сообществом в трех ключевых сферах: обеспечение безопасности, социально-экономическое развитие, строительство эффективной системы государственной власти. Гаагская (2009) конференция подчеркнула, что в рамках решения четырех главных задач (укрепление безопасности, наращивание регионального сотрудничества, улучшение экономического роста, сильные гражданские институты) следует усиливать партнерство с Пакистаном, чтобы устранить прибежище для насилия и экстремизма, действующее из-за ближайшей границы. На той же Гаагской конференции была особо подчеркнута пакистанская составляющая как важнейшая часть нового плана американской администрации (визит Х. Клинтон в Исламабад накануне Кабульской конференции ясно указывает на это). Лондонская (2010) конференция основное внимание уделила вопросам обеспечения безопасности и достижения в стране национального примирения, в том числе путем вовлечения в этот процесс умеренных элементов оппозиционного движения «Талибан». Была поставлена цель: «раздробление, ослабление талибов, выведение из их движения тех, кто идеологически не связан с ними, прежде всего молодежь». При этом лица, которые откажутся от сотрудничества с талибами и насилия, «покинут их ряды, сдадут оружие и захотят быть вовлеченными в мирное урегулирование, могут быть приняты в общественный демократический процесс в афганском обществе».

В череде конференций по Афганистану важная роль принадлежит Германии. Так, в декабре 2001 года Бонн собрал представителей различных афганских элит, намеренных поддержать военную операцию против талибов. Они дали согласие объединиться и поддержать идею строительства государственной структуры Афганистана по западному образцу, под опекой западной военной коалиции. Весной 2004 года в Берлине речь шла об увеличении воинского контингента, а также о расширении финансовой помощи Афганистану.

Особенности Кабульской конференции

Кабульская конференция стала логическим продолжением усилий мирового сообщества по решению комплекса афганских проблем. На встречу в Кабуле прибыли делегации из более 70 стран, возглавляемые шефами МИДов, и представители международных организаций: военачальники, руководители ведущих силовых структур, эксперты. Сопредседателями конференции были генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент Афганистана Хамид Карзай.

Как отмечают немецкие эксперты, девятая конференция, впервые за последние 30 лет проходившая на земле Афганистана, в центре военного противостояния между властью и повстанцами, символизирует начало нового этапа в современной истории страны. Возрастающую степень ответственности за судьбу страны президента Карзая и его правительства был призван обозначить факт обсуждения проблем вдали от европейских столиц, в условиях, где остро чувствуется дыхание войны. Правда, по выражению немецкого эксперта по Афганистану Гюнтера Кнабе, «конференция была проведена в месте, фактически отгороженном от остальной страны. Так сказать, в параллельном мире». По свидетельству немецкой прессы, конференция проходила в 4 км от аэропорта в сооружении, похожем на бункер.

В Кабуле афганское правительство представило международному сообществу Национальную стратегию экономического развития с такими составляющими, как новая стратегия мира и реинтеграции бывших мятежников в афганское общество, поэтапная передача ответственности за обеспечение безопасности в стране афганским властям. В центре стратегии — обязательства афганского правительства по улучшению жизни населения, принципы эффективного партнерства Афганистана с международным сообществом, совершенствование государственного управления, обеспечение законности и основных прав человека, региональное сотрудничество, являющиеся и поныне слабыми звеньями в политике Карзая и вызывающие как критику, так и сомнения доноров в осуществимости демократических реформ.

Основной задачей официального Кабула было получение финансовой помощи Запада. Причем на новых условиях. Если в Лондоне (2006) было объявлено о выделении странами-донорами помощи Афганистану на период до 2011 года в размере 10,5 млрд долларов США при 30%-ной доле, отчисляемой непосредственно в распоряжение правительства, то сейчас в Кабуле президент Карзай настаивал, чтобы страны-доноры подтвердили решение Лондонской (2010) конференции о выделении около 11 млрд долларов сроком на два года на реализацию стратегии развития национальной экономики. 50% этих средств необходимо направить правительству, а не в участвующие в преобразовании Афганистана иностранные организации.

Иными словами, был поставлен вопрос о перераспределении финансовых поступлений и в связи с этим о степени доверия к правительству, пораженному коррупцией. Имеет смысл напомнить, что в центре основной критики афганского руководства стоит именно вопрос о неэффективном расходовании международной помощи. В качестве оправдания афганский президент указывает, что в распоряжении правительства оказывается лишь одна пятая часть выделяемых странами-донорами сумм, на которую невозможно решить экономические вопросы. По утверждению Карзая, все остальные средства — 80% — осваивают представители международных организаций, которые и наняты мировым сообществом для помощи в решении афганских проблем. Поэтому, дескать, в стране по-прежнему отсутствует нормальная экономика, и четверть населения живет за чертой бедности, имея доход менее 1 доллара в день.

Напомним, что в ходе Парижской конференции (2008) афганское правительство запросило у доноров более 50 млрд долларов, заявив при этом, что на четыре позиции по гражданским проектам (восстановление и строительство дорог, сельское хозяйство, образование, здравоохранение) намерено потратить 29,8 млрд, то есть 60% суммы. Где эти образцово-показательные проценты, если обнищание афганского населения продолжается, и в ряде районов, по данным немецких экспертов, люди годами продолжают жить на 50–70 центов в день? До сих пор международные финансовые институты, субсидирующие администрацию Хамида Карзая, не получили внятного объяснения, как, когда и на какие цели были израсходованы 40 млрд долларов, перечисленных за период, прошедший после падения режима талибов (2001).

Тем не менее страны-доноры согласились в течение двух лет увеличить с 20 до 50% объем международной финансовой помощи, поступающей непосредственно правительству Афганистана. Это было закреплено в коммюнике Кабульской конференции как определенная надежда на реалистичность афганских национальных стратегий и действенность правительства, готового эффективно оперировать суммой более чем в 5 млрд долларов. Данный шаг расценивается западными экспертами как подтверждение определенного на Лондонской конференции курса на постепенную передачу афганским властям полной ответственности за обеспечение безопасности в стране.

Вопрос безопасности затрагивает и такую сложную тему, как провозглашенный Бараком Обамой поиск умеренных талибов. На Кабульской конференции отмечалось, что план реинтеграции талибов предусматривает вопрос о 36 тыс. повстанцев, для которых необходимо развернуть программы, чтобы они могли вернуться к мирной жизни. Финансирование программ определено афганским правительством суммой 594 млн евро. Из них 50 млн готова предоставить Германия.

Силовое решение: численность, цели и даты

В коммюнике Кабульской конференции намечены примерные сроки иностранного военного присутствия 0Ч до конца 2014 года. Впрочем, подчеркивается также, что в ряде районов страны передача полномочий может быть осуществлена уже в 2010 году. Инструмента для достижения этой цели два: создание дееспособных национальных силовых структур и военная поддержка НАТО. Численность афганской армии составляет 113 тыс. человек, полицейских — почти 103 тыс. По оценкам немецких экспертов, эти силы не в состоянии обеспечить безопасность в стране. Неспособно изменить ситуацию планируемое к октябрю 2011 года наращивание сил, в частности, увеличение армии до 171 тыс. 600 человек и полиции до 134 тыс., как было определено Лондонской конференцией (2010) и «при сохранении устойчивой финансовой и технической помощи со стороны международного сообщества», как указывается в пункте 19 коммюнике Кабульской конференции.

Добавим к этому отсутствие у афганских силовиков патриотической мотивации, а также наличие меркантильных интересов, которые позволяют им с легкостью переходить на сторону талибов, продавать табельное оружие на базаре или рассматривать, как обязательные условия, мздоимство, возможность безнаказанно грабить и унижать население городов и кишлаков. О подобных фактах в рамках восточного менталитета неоднократно говорили, к примеру, немецкие инструкторы, наблюдавшие факты насилия над гражданским населением собственными глазами.

Формирование афганских собственных силовых структур видится в рамках НАТО по-разному: создание военно-политических предпосылок для передачи афганским властям функций международных сил путем максимально возможного военного подавления Талибана и одновременно наращивание военно-технической помощи афганскому правительству с целью создания силовых и административных структур, способных контролировать ситуацию. Эксперты указывают: США и Великобритания делают акцент на необходимости разгрома талибов, в связи с чем разворачивают крупномасштабные дорогостоящие операции, остальные страны в составе миссии ISAF (а это всего 46 государств) считают, что основа миротворческих усилий — подготовка дееспособной афганской армии, полиции, пограничных и других спецслужб.

В этой связи последующие шаги натовцев могут быть различны. Для США это наращивание на дополнительные десятки тысяч военнослужащих численности американского контингента, для ФРГ — умеренное увеличение до «потолка», предусмотренного очередным мандатом, численности бундесверовцев с упором на усиление процентной доли армейских и полицейских инструкторов.

Для достижения реальных результатов в Афганистане необходимы серьезные усилия по налаживанию совместных действий с Пакистаном, а при необходимости — и по оказанию давления на него. Возможности для этого есть прежде всего у США, которые оказывают серьезное военное содействие Пакистану в рамках антитеррористических операций пакистанского правительства против талибов на своей территории. Готовность услышать призыв госсекретаря США к Исламабаду активизировать борьбу с талибами, раздавшийся за считанные часы до открытия Кабульской конференции, обошелся американскому налогоплательщику в 500 млн долларов. Пакистанский коллега Х. Клинтон заявил, что он уверен: это приведет к сокращению антиамериканских настроений в Пакистане, которые бьют все рекорды. «Народ Пакистана изменит свое мнение о Соединенных Штатах, когда увидит, как с помощью нашего партнерства его жизнь изменилась», — приводит цитату Le Figaro.

Итоги Кабульской конференции президент США Барак Обама расценил, как «прежде всего большой шаг», британский премьер-министр Давид Камерон — как прогресс в правильном направлении. Германский министр иностранных дел Гидо Вестервелле обозначил встречу стран-доноров как важный дорожный знак. «Мы очень довольны результатами конференции по Афганистану», — отметил он в Кабуле. Таким образом, федеральное правительство сделало хотя бы первый шаг к цели — обозначить для немецкого общества перспективу вывода бундесвера, пусть даже установление приблизительно конечной даты — 2014 год, отмечают СМИ ФРГ.

Однако федеральный министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг предостерег от того, чтобы ставить конечную дату для отхода войск НАТО, включая бундесвер. Возможному началу вывода войск с 2011 года должны предшествовать «очень ясные и очень жесткие» условия, отметил он в интервью немецким СМИ. «Вывод войск не может быть самоцелью», для этого необходим минимум стабильности в стране. Если он достигнут, можно начинать вывод, но не следует обозначать сейчас даты, что «было бы глупо», подчеркнул он. Указание срока не просто глупо, но и опасно, предупредил из афганской штаб-квартиры НАТО в нидерландском Брунссуме немецкий генерал Эган Раммс. «Таким образом, мы поставляем талибам сведения о наших намерениях, и они могут перестраивать свою стратегию и тактику сообразно наших планам». Такова основная мысль генерала, который считает, что немецкое общество видит ситуацию совершенно не так, как она представляется профессиональным военным. Примечательно, что он предпочел не вдаваться в дальнейшие подробности, как же все обстоит в Гиндукуше на самом деле, видимо, считая, что уже и так слишком много сказал из того, о чем не надо знать талибам.

Здесь необходимо сделать пояснение относительно происхождения даты «2014 год». По свидетельству видного немецкого эксперта по Афганистану, научного сотрудника берлинского фонда «Наука и политика» Циты Маас, в ноябре 2009 года и на Лондонской конференции в январе 2010 года президент Хамид Карзай сообщил о том, что он поставил цель — к концу пятилетнего срока своего правления, который истекает в 2014 году, полностью передать афганскому правительству ответственность за безопасность в стране. «Так что я считаю, что мы должны уже сейчас создать концепцию того, как не только военные, но и гражданские власти смогут перенять вопросы обеспечения безопасности на себя, одним словом, одновременно решать большой спектр задач», указала Ц. Маас.

Вместе с тем по коридорам бундесвера бродит дата — середина 2011 года. Согласно концепции, принятой в оборонном ведомстве ФРГ, именно этот срок наиболее вероятен, подчеркивают немецкие эксперты. В конце 2011 года планируют вывод канадцы, в 2012 году — австралийцы. Ранее всех собираются покинуть Гиндукуш голландцы — в конце 2010 года. Несмотря на разницу в сроках, основные воинские контингенты уже сегодня отчетливо изображают «чемоданное» настроение, против чего резко возражает генеральный секретарь НАТО, утверждающий, что Афганистан можно будет оставлять, сообразуясь не с календарными сроками, а со сложившейся ситуацией. Его поддержала на конференции в Кабуле госсекретарь США Хилари Клинтон, подчеркнувшая, что 2011 год станет лишь началом новой фазы операции в Афганистане, а не завершением американского военного присутствия в регионе. Хамид Карзай настаивает на международном присутствии в стране, как минимум, до 2018 года. Правда, известно, что совсем недавно, на Лондонской (2010) конференции, президент Афганистана озвучил еще более «перспективную» идею: присутствие иностранных сил в том или ином качестве будет необходимо в Афганистане еще в течение 10–15 лет.

Северный акцент в борьбе с талибами

Тем не менее страны альянса ясно сигнализируют, что не намерены оставаться в Афганистане дольше положенного, хотя пределы пресловутого «положенного» не берутся обнародовать самые известные военные эксперты. В этом смысле генсек НАТО прав.

К примеру, предпринятые американо-британскими соединениями весной с.г. операция «Моштарак» в провинции Гильменд и операция «Омейд» в провинции Кандагар, на самом деле, потеснили талибов. Вместе с тем до полного разгрома на фоне обещанной Карзаем полномасштабной поддержки со стороны мирного населения дело не дошло. Боевые действия имели другие последствия: они способствовали тому, что талибы были частично выдавлены на север, где вкупе с местными повстанцами значительно усложнили положение других союзников — немцев. Неспокойная обстановка в Кундузе и еще восьми северных провинциях, за которые отвечают немцы, провоцирует вероятные пограничные инциденты на афгано-таджикской и афгано-узбекской границе, а также ставит под удар эффективность всего «северного транзитного коридора» для доставки грузов НАТО через территорию России и стран Центральной Азии в Афганистан. Планируется одно, получается иное. Мало того, на «зачищенные» территории, о которых уже сообщено в победных американских рапортах, вновь приходят талибы, вроде бы наголову разбитые, и сводят на «нет» смысл южных операций, в которых задействованы многие тысячи натовцев.

Примечательно, что все чаще виновными в ухудшении ситуации на севере Афганистана руководством девяти провинций объявляются дислоцированные там немецкие солдаты, чем вызвана переброска в тот же Кундуз дополнительного контингента американцев.

Стратегия заокеанских партнеров остается неизменной: силой оружия вынудить вооруженную оппозицию к переговорам. Сделать это с каждым годом становится все труднее. В июне с.г. Афганистан забрал жизни 103 солдат НАТО. Это был самый кровавый месяц за всю войну. Более одной трети (770) всех солдат, погибших в Афганистане за девять лет (1900), пали в последние 12 месяцев. В данном контексте весьма проблематично выглядело на Кабульской конференции заявление Андерса Фога Расмуссена о том, что военные операции в Афганистане имеют огромное политическое значение, поскольку «помогают ослабить Талибан как в политическом, так и в военном отношении».

Поэтому, как отмечают немецкие эксперты, пока не очень понятно, есть ли в числе первых четырех провинций, названия которых огласят осенью 2010 года на саммите НАТО в Лиссабоне (в них состоится передача ответственности афганцам уже в 2011 году), какие-либо из северных. Шеф федерального МИДа Г. Вестервелле пообещал, что будут. Но учитывая нарастающие вызовы талибов на севере страны, вопрос остается открытым.

Итоги конференции: взгляд из Берлина

Немецкие эксперты выражают сомнение в том, что в ходе Кабульской конференции достигнута идея международного сообщества — переложить серьезную долю ответственности за происходящее в стране на афганские власти.

Президент Карзай выстроил такую систему, при которой заявление генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена о том, что «афганцы наконец станут хозяевами в собственном доме», воспринимается с большой долей сомнения, отмечают аналитики ФРГ. Афганцы, если иметь в виду властные структуры, давно хозяйничают в собственной стране. Причем делают это по давно заведенным родоплеменным порядкам, которые не собираются менять. С афганцами — в высших эшелонах власти и во властных структурах на локальном уровне — как раз все понятно. А вот что делают в Гиндукуше иностранцы, изображающие борцов за будущее Афганистана, тема для отдельного исследования. Ключ к пониманию этого явления, возможно, лежит в заявлении бывшего президента ФРГ Хорста Келера, в котором он, опытный финансист, высказал вполне здравую мысль, стоившую ему в конечном итоге президентского кресла: бундесвер применяется в Афганистане для защиты экономических интересов Германии. Можно добавить: и не только Германии. К примеру, брат президента Ахмед Вали Карзай, подозреваемый в оказании платных услуг ЦРУ и торговле наркотиками, носитель прозвища «Король Кандагара», в частности, собирает огромные средства, осуществляя защиту транспортных маршрутов с помощью частных охранных фирм Запада. Он заключил с НАТО ряд других выгодных контрактов. Таким образом, Запад сам создал коррумпированные структуры и группы, с которыми призывает бороться президента, отмечают СМИ ФРГ. «Мы поддерживаем коррупционную систему», — приводится самокритичное признание неназванного офицера США, с которым беседовал в провинции Кандагар корреспондент газеты Financial Times Deutschland. Насколько продуктивной может быть такая борьба, нетрудно догадаться.

По мнению немецких экспертов, на Кабульской конференции руководство НАТО, несмотря на очевидные военно-стратегические провалы и ухудшение ситуации с безопасностью в зоне ответственности ФРГ на севере, развивало разработанную новой администрацией США пиар-стратегию. Она, по выражению Циты Маас, «старается вселить надежду в наблюдателей». Различные операции НАТО на юге представляются общественности как шаги по достижению безопасности и политической стабильности. Но еще слишком рано говорить, являются ли операции НАТО действительно успешными, подчеркивает Ц. Маас. Так, «зачистка» в ходе упоминавшейся выше крупной операции НАТО в Мардже еще не означала удержание этого района, начало его восстановления, передачу полномочий центральному руководству из Кабула, возможность самостоятельно контролировать ситуацию. То же касается операции в Кандагаре. Только к концу года можно будет наверняка сказать, каков результат. «Что же касается ситуации в Кундузе, то здесь вообще все пока неясно», подчеркнула Ц. Маас.

Президент Карзай играет с Западом по восточным правилам. Он пообещал мировому сообществу то, что делал уже десятки раз, отмечает SPIEGEL-ONLINE, озаглавивший отчет о форуме «Концерт по заявкам в Кабуле». Да, он немедленно примет все меры борьбы с коррупцией. Да, он немедленно возобновит излечение своего правительства от таких болезней, как некомпетентность и кумовство. Да, он привлечет к процессу примирения Талибан. До сих пор ни одно из этих сделанных в Лондоне обещаний не привело к конкретным действиям правительства. Карзай делает вид, что его заботят экономические возможности, уважение к демократии и правам человека, пишет издание. А Запад, добавим мы, делает вид, что верит этому.

Выводы немецких экспертов следующие.

1. Никем не контролируемая система патронажа, выстроенная президентом Карзаем и базирующаяся на замене зачатков демократии коррупционными схемами и неформальными договоренностями с лидерами племен и вооруженных отрядов, позволяет Карзаю, с одной стороны, укреплять свою власть, объединяя (или ссоря) региональных лидеров, с другой стороны — все меньше зависеть от политической воли и критики международного сообщества. Кабульская конференция явилась еще одним подтверждением того, что средства давления на президента сокращаются. Гиндукуш, независимо от того, правит здесь Карзай или будут править талибы, превращается в «серую зону» со своими законами, ничего общего не имеющими с законами цивилизованного мира. Это означает, в частности, бесперспективность немецкого военного присутствия и провал военно-стратегических планов НАТО в целом.

2. Президент Карзай, организовывая конференцию в Кабуле, преследовал и выполнил главную цель — создание плацдарма для своей власти с того момента, когда Гиндукуш начнут покидать иностранные войска. Этим желанием пронизано коммюнике, в котором соседствуют как реальные задачи (строительство экономики, направленной на поддержку нужд народа), так и сомнительные (направление донорских денег на программу реинтеграции боевиков повстанческих формирований в мирную жизнь). Тем не менее реализована первая и самая важная часть программы по созданию указанного плацдарма — получение Карзаем доступа к сумме, более чем вдвое превышающей прежние пределы. Предоставление президенту Афганистана такой возможности является сигналом западного мира о том, что в Хамиде Карзае, несмотря на ряд традиционных к нему претензий (обнищание народа, наркоторговля, тотальная коррупция), он по-прежнему видит лучшую кандидатуру на роль афганского лидера.

3. Сам по себе факт обсуждения на Кабульской конференции вероятного графика вывода иностранных войск является, с одной стороны, открытым признанием мощи военной силы талибов, что впервые было обнародовано Хамидом Карзаем, с другой стороны, свидетельством того, что даже при наращивании боевой мощи международный альянс не способен добиваться эффективности против Талибана. Успехи талибов базируются не только на их богатом боевом опыте, но и фактической поддержке гражданского населения. Между тем именно на последнюю составляющую делали упор натовские стратеги, имея в виду войска, задействованные в ISAF. Мировое сообщество недооценило серьезность операции в Афганистане, заявил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Своим предупреждением о том, что расширение боев с талибами приведет к еще большему числу жертв, он готовит мировое общественное мнение к необходимости новых жертв в рамках отсутствия единой стратегии НАТО по Афганистану.

4. Немецкие эксперты воспринимают высказывание Расмуссена о том, что НАТО и дальше постарается держать Афганистан под своей опекой, как основание для подозрения, которое испытывают многие аналитики в мире. «Подозрение состоит в том, что операция в Афганистане, направленная против талибов и террористов, используется НАТО для закрепления западного военного альянса в регионе, — указывает Г. Кнабе. — Речь идет не о численности солдат, а о ясно сформулированной политической воле». Сохранение мощного военного присутствия НАТО в Афганистане необходимо в том числе для сдерживания стратегических планов его соседей по региону, обладающих ядерным арсеналом (Пакистан, Китай, Россия) или стремящихся к таковому (Иран).

5. Отсутствие единого мнения относительно сроков завершения миссии ISAF, количественном и качественном составе военнослужащих, их главных задач среди стран-союзников свидетельствует о сохранении серьезных разногласий в руководстве НАТО. Фактически это устранение режима единоначалия, необходимого для эффективного проведения миссии. Как отмечают немецкие эксперты, опыт прежних лет говорит, что американцы проводят свои операции вне зависимости от состояния дел у союзников. Данные обстоятельства еще раз подчеркивают отсутствие общей стратегии НАТО и примкнувшей к ней группы государств, не входящей в названный блок, чем и объясняется в конечном итоге безуспешность крупномасштабных операций в рамках хаотично поставленных задач.

6. Ряд немецких экспертов не считают катастрофическими последствия, которые вызвал бы возврат к власти талибов и повторное превращение Афганистана в базу для исламского фундаментализма и терроризма, поскольку созданная Карзаем коррупционная система, связанная с наркоторговлей, уже сама по себе служит главным дестабилизирующим фактором в Гиндукуше.

7. Политическое руководство ФРГ рассматривает Афганистан как своего рода экспериментальную лабораторию в отдельно взятой мусульманской стране. Если удастся привить демократические ценности в государстве, единственной развивающейся отраслью экономики которой является производство и сбыт наркотиков с реальной властью талибов на местах, и заменить коррупционное правительство, концепцию можно будет считать реализованной. При этом свой основной вклад ФРГ видит не в участии в «зачистках» от талибов, а в помощи имеющимся властным структурам при создании собственных сил безопасности. Безусловно, сохраняется риск передать знание, обмундирование и оружие не в те руки. Однако на карту поставлена репутация ФРГ и, в известной степени, всего западного мира. Если концепция ФРГ, которую уже сейчас многие аналитики расценивают как романтическую, окажется продуктивной, то этот опыт можно будет перенести в другие проблемные точки региона Ближнего Востока.

Использованы данные Deutsche Welle и других СМИ ФРГ, а также США, Франции, Италии.

52.41MB | MySQL:103 | 0,640sec