К итогам Международной конференции по Афганистану

В Кабуле 20 июля с.г. завершилась Международная конференция по Афганистану, в которой приняли участие делегации около 70 стран основных участников и спонсоров афганского урегулирования. Попробуем подвести ее некоторые итоги.

Наверное, главным из них является признание факта недооценки сложившейся ситуации и корректировка планов на будущее. Прежде всего, мы имеем ввиду перенос даты вывода войск коалиции из Афганистана. Теперь в качестве точки отсчета определен 2014 год. Напомним, что ранее США (а именно они являются стержнем коалиции) называли 2012 год. Как мы и предсказывали ранее, «не случилось». И не могло случиться, учитывая динамику развития ситуации в стране. На сегодняшний день коалиции не удалось добиться ни одного мало-мальски серьезного успеха. Наступление в Кандагаре, из-за пассивности в проведении которого был отправлен в отставку бывший командующий С.Макрисстал, по-прежнему не развивается. Малейшая попытка американцев выйти из гарнизонов и начать наступление колоннами, что называется, «в поле», окончилась самыми большим потерями за все время кампании. Только за июнь с.г. и только американцы потеряли убитыми 123 военнослужащих. По афганским меркам и реалиям боевых действий это очень много. Кроме того, погибло 76 военнослужащих из других стран. При этом никаких крупных боестолкновений не было: никто не штурмовал хорошо укрепленные позиции противника или брал города. Войска просто двигались.

Что из всего этого следует? Напрашивается очень простой вывод. А именно – вооруженные силы США не обладают достаточным опытом ведения такого рода войн. Их тактика и стратегия на этом направлении слаба и грешит многочисленными просчетами. Это не случайно, поскольку в Пентагоне нет специалистов ведения подобного рода войн, ибо США не вели их со времен Вьетнама. Тактика бить по противнику крылатыми ракетами и БПЛА издалека, как оказалось, не совсем подходит для локальных партизанских войн. И это несмотря на множество различных спецназов всех мастей и марок, основной специализацией которых как раз и является такого рода боевые действия. Самое главная проблема в том, что в армии США не осталось обстрелянных практиков. Об этом красноречиво свидетельствуют хотя бы кадры хроники, когда солдаты коалиции в одном из кишлаков, собравшись группкой в пять человек, по очереди пинают дверь, пытаясь ее взломать. Мудрый афганский моджахед, посмотрев один раз на такой спектакль, на следующий раз просто поставит с другой стороны растяжку, и очередные пять «грузов 200» полетят за океан. Что собственно уже и происходит. Этот недостаток возможно устранить только путем интенсификации военных действий и увеличения количества «битых», чего в Вашингтоне делать не хотят категорически. Первый и главный вывод, таким образом, следующий – «заточенная» под глобальные войны с Советским Союзом американская армия не перестроилась под новые реалии и продолжает обучать своих военнослужащих по старым боевым уставам.

Что же касается западноевропейцев, то их пребывание в Афганистане становится все более и более неясным как для политиков, так и для обывателей. Последние в свою очередь все чаще задаются вопросом о цене, которую приходится платить за гарантию своей безопасности от России или Китая «дяде Сэму».

Реальна и другая опасность. Вся динамика действий США на афганском направлении начинает чудовищно походить на события сорокалетней давности во Вьетнаме. Та же самая риторика, то же самое постепенное наращивание контингента, те же самые переносы сроков вывода. А что самое главное, тот же самый характер войны. Американцы уверенно повторяют уже пройденный путь. При этом отметим, что в афганском варианте, с другой стороны не действует регулярная армия противника, которой всеми силами помогает враждебная супердержава. Армия США не в состоянии противостоять партизанам, которые полагаются только на собственные ресурсы и поддержку населения, у которых толком даже нет тыловых баз и госпиталей.

При этом оставаясь пессимистами рискнем предположить, что американцы не смогут в кратчайшие сроки перестроить свою военную доктрину и явно не уложатся в намеченные сроки. Более того, возьмем на себя смелость утверждать, что афганская эпопея «погубит» президентство Б.Обамы. Напомним, что расходы на войну растут ударными темпами и в следующем году на них уже запрошено триллион долларов США только в Афганистане. И это в условиях финансового кризиса и нереальном госдолге Соединенных Штатов.

Бесперспективность опоры на американские штыки первым осознал афганский президент Х.Карзай. Совсем по пословице: «Вы уедите, а мне здесь жить». Скорее, все-таки ему придеться убегать или умирать. Попытки Х.Карзая выйти на диалог с влиятельными лидерами талибов, которые даже по самым смелым оценкам не входят в число «умеренных», ясно отражают настроения в Кабуле. Попытка афганского президента добиться у американцев амнистии для 50 лидеров движения «Талибан» потерпела полную неудачу. А ведь это был единственный способ начать договариваться. Вашингтон не поступился своими принципами, чем собственно подвел черту под дискуссиями о смене нынешней концепции своей стратегии в Афганистане. Она остается прежней, с явным превалированием военных методов над политическими, что делает ее невыполнимой в принципе. Армии предлагается штыками подпереть режим Х.Карзая до тех пор, пока собственно сами афганские вооруженные силы не смогут это делать самостоятельно. Сам перенос сроков вывода из страны войск коалиции красноречиво говорит о том, что афганские вооруженные силы и службы безопасности находятся в неудовлетворительном состоянии. И это несмотря на огромный объем средств, которые были вложены в их подготовку и оснащение. Отсюда возникает еще один неутешительный вывод: программа подготовки афганских силовиков была не просчитана по срокам и своих целей не достигла. Более того, афганские военные начинают все активнее постреливать в спину своим союзникам (гибель трех солдат британского контингента в этом месяце от рук своего местного коллеги).

На конференции было принято еще одно важное решение, которое мы обозначим как системную ошибку. Это передача 80% средств, поступающих по линии материально-технической помощи от государств-спонсоров, в афганскую казну. Ранее эту задачу решали различные иностранные государственные координаторы в Афганистане. Мотивировка Х.Карзая проста и понятна, такое положение дел дает ему возможность самостоятельно распределять поступающие финансы и тем самым покупать лояльность различных слоев населения. Это, безусловно, поднимет статус афганского руководства в глазах населения, но, к сожалению абсолютно не изменит существующее положение вещей. Влиятельные племенные вожди с удовольствием будут принимать деньги из Кабула и клясться в вечной преданности, но … С благодарностью предадут режим, когда из страны уйдут американцы. Финансы, которые передаются странами-спонсорами, не идут ни в какое сравнение с наркодолларами, которые составляют основу благосостояния талибов. Попытка американцев «отделить мух от котлет» и противопоставить талибам наркобаронов в обмен на фактическую легализацию их бизнеса блестяще провалилась. Как впрочем, провалилась аналогичная попытка поссорить сомалийских пиратов и местных исламистов.

Кроме того, не надо забывать и о хваленной афганской коррумпированности. Ситуация осложняется еще и тем фактом, что сам Х.Карзай и особенно его приближенные отчетливо понимают бесперспективность своего пребывания у власти, и наверняка начнут откладывать деньги «на черный день». Все-таки в СССР сидели далеко не глупые люди и не связывали себя в Афганистане никакими выборами, а просто тасовали партийную колоду, пытаясь эмпирическим путем найти достойного и эффективного лидера. Англосаксы связали себя в этом отношении «по рукам и ногам» сильно подозрительными выборами президента и теперь вынуждены терпеть Х.Карзая.

Кстати о коррупции. Это проблема одинаково остро стоит не только по отношению к афганцам, но затрагивает собственно и американцев. Смещение С.Маккристалла помимо известных фактов, имел и еще один нюанс, о котором стараются не говорить. Речь идет о логистической системе снабжения американской армии, в которой ключевую роль играли местные посреднические фирмы (как афганские, так и пакистанские). Проведенное внутреннее расследование выявило вопиющие факты воровства, но самый главный вывод еще более печален. До 60% поступающей на американские склады грузов попадали в конечном счете к талибам, повышая их боеготовность и эффективность. Становится понятным, почему талибы никоим образом не нападали на конвои с грузами для американской армии. На закрытых слушаниях в Сенате высокопоставленные военные крайне неубедительно объясняли сей факт тем, что «операция в Афганистане разворачивалась спешно, и не было времени подобрать должным образом надежных посредников». Помимо чистого воровства данный эпизод хорошо иллюстрирует степень лояльности местных торговцев, которые по идее, должны были за свое участие в этих операциях полностью перейти на сторону Х.Карзая. Но это к вопросу о наличии в Пентагоне специалистов-страноведов, которых естественно никто не слушает. Таким образом, США сами финансировали своих противников и сами с ними же воевали. И очень удивлялись, что не очень получается. Вот такой «вечный двигатель» и театр абсурда в одном флаконе. Отметим справедливости ради, что такое положение дел – это очень характерная черта всех локальных конфликтов.

Таким образом, констатируем, что вооруженные силы США увязают в Афганистане, сопровождая это разложением и отсутствием адекватной военной стратегии. Это позволяет надеется на то, что Россия в среднесрочной перспективе будет освобождена от бремени сильно волноваться за свои южные границы, а тем более, воевать там. Это хорошо понимают и в российском генштабе, начальник которого генерал-полковник Макаров с плохо скрываемой радостью прокомментировал вчерашние переговоры с коллегами из НАТО. Он отметил, что «Россия, несомненно, будет продолжать организовать поддержку транзиту грузов НАТО через свою территорию и всегда готово поделиться с коллегами СОВЕТОМ». Это очень правильно, поскольку СОВЕТ ничего казне не стоит, а транзит стоит, но не российской.

52.35MB | MySQL:103 | 0,499sec