Новые данные о ситуации в области продовольственной безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке

24 июля опубликован новый ежегодный доклад ООН о ситуации в области продовольственной безопасности в мире, который подтверждает продолжение постковидного тренда на существенное ухудшение ситуации, в том числе в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

В частности, в ближневосточном регионе общее число населения, испытывающего недоедание в 2023-2024 гг. выросло почти вдвое по сравнению с 2014-2016 гг., а именно – с 17.9 до 35.2 млн человек. Прирост за последнее десятилетие составил таким образом 97%. При этом, еще более печальная статистка относительно количества населения с умеренным уровнем отсутствия продовольственной безопасности на Ближнем Востоке – он  вырос с 80 до 114 млн человек. Особо отметим, что опубликованный доклад ООН не учитывает статистику Палестины и сектора Газа, с добавлением которой ситуация в регионе была бы еще более негативной. Главными источниками голода в регионе, которые содействовали такому стремительному росту числа недоедающих, стали по сути три страны – Сирия, Йемен и Ирак, на которые в совокупности приходится 88% всего недоедающего населения региона. Главным триггером послужили вооруженные конфликты, усугубленные климатическими катаклизмами, особенно засухой и дефицитом водных ресурсов. В Сирии число недоедающих за этот период увеличилось в 6 раз – с 1.2 до 7.6 млн человек, в Йемене в 2.5 раза – с 5.4 до 13.3 млн. человек, в Ираке в 1.5 раза – с 4.7 до 7.2 млн человек.  Также отдельно следует отметить Иорданию, где несмотря на меньший масштаб, наблюдался стремительный рост недоедающих после сирийского кризиса и наплыва сирийских беженцев с 2013 года. За последние десять лет число недоедающих там выросло с 300 тыс. до 2 млн человек, то есть в 7 раз.

В регионе Северной Африки, несмотря на более стабильную военно-политическую ситуацию, рост числа недоедающих в период с 2014 по 2024 гг. также весьма показателен и тревожен. Прирост недоедающих с 2014 по 2024 гг. составляет 33%, их количество увеличилось с 14.6 до 19.4 млн человек. Здесь основной точкой голода стал Судан, где число недоедающих выросло втрое – с 1.8 млн до 5.4 млн человек, а также Египет, где количество недоедающих выросло вдвое – с 4.6  до 9.4 млн человек. В совокупности, на две эти страны приходится 76% всего недоедающего населения региона, однако источники голода разные. В Судане ситуация связана с обострением внутреннего вооруженного конфликта и массового переселения населения. В Египте главным триггером является экономический фактор, в том числе сильнейшая в последние годы девальвация национальной валюты на 40%, а также фактор беженцев, которые прибывают в Египет из сектора Газа и Судана как следствие эскалации там вооруженных конфликтов. Помимо Судана и Египта следует обратить пристальное внимание на Марокко, где число недоедающих в последнее десятилетие выросло на 73% — с 1.5 до 2 млн. человек, что в абсолютной величине является существенным для этого региона. Более контролируемой является ситуация в Ливии с учетом небольших масштабов – там число недоедающих выросло в 2.5 раза – с 300 до 800 тысяч человек.

Другим глобальным трендом, который затронул в том числе регион Ближнего Востока и Северной Африки, стал массовый рост ожирения, который теперь затрагивает не столько развитые, сколько развивающиеся страны. Его негативная статистика обусловлена неправильным питанием и несоблюдением здоровой диеты, что также свидетельствует об ухудшении экономического доступа населения к здоровому и разнообразному питанию. Также, негативный эффект от коронавируса стимулировал дополнительный рост числа людей, страдающих от ожирения, с 2019 по 2021 гг. Соответственно, общий негативный эффект от ожирения – сокращение продолжительности жизни, ухудшение состояния здоровья, рост сердечно-сосудистых заболеваний и пр.

В целом в мире за последнее десятилетие доля населения, страдающего ожирением, выросла с 12.1 до 15.8% населения. В абсолютных величинах, в Северной Африке рост ожирения наиболее показателен – он увеличился с 2014 по 2024 гг. на 50% — с 34.3 до 52 млн человек. Примечательно, что «рекордсменами» по региону стали снова Египет и Судан, что подтверждает теорию тесной корреляции между голодом и ожирением, поскольку в условиях ограниченного питания население вынуждено ограничивать здоровое и более питательное продовольствие, и не в состоянии обеспечить поступление важнейших калорий и витаминов. В Египте рост ожирения среди взрослого населения за десять лет составил 50%  — с 20 до 30 млн человек. В Судане рост стопроцентный – с 2 до 4 млн человек. Наряду с ними, также высокий уровень и темп роста ожирения отмечается в Марокко, где численность взрослого населения, страдающего ожирением, выросла с 3.7 до 5.6 млн человек, то есть прирост составил 50%, как и в Египте. В совокупности, на три эти страны приходится 80% показателей ожирения по региону.

На Ближнем Востоке темпы роста ожирения были несколько ниже, чем в Северной Африке. Статистика исключает данные по Палестине, с которыми общая картина была бы более негативной. За прошедшее десятилетие, доля населения, страдающего ожирением, выросла на 40% — в абсолютных величинах с 46 до 65 млн человек. При этом, здесь наблюдается довольно смешанная картина, и тройка лидеров, на которую приходится более 60% всего взрослого насления региона, страдающего ожирением, включает Турцию (20 млн человек), Саудовскую Аравию (10.6 млн человек) и Ирак (10 млн человек), где факторы, способствующие росту ожирения, совершенно различные. В Саудовской Аравии, они очевидно связаны с культурой потребления и ростом благосостояния, в то время как в Турции важную сопутствующую роль играет фактор сирийских беженцев, среди которых фиксируется наибольшее число граждан, страдающих ожирением. В Ираке – факторы комбинированные, включающие вооруженный конфликт, климатические изменения и рост благосостояния в последние годы в свете благоприятных цен на углеводороды. При этом, по темпам роста ожирения с 2014 по 2023 гг. , в Ираке и Саудовской Аравии они максимальные, и превышают средние показатели по региону – 73% и 45% соответственно. Настораживают высокие темпы роста ожирения в Йемене и Иордании, где они составили соответственно 100% и 80%, однако в абсолютных значениях эти цифры пока относительно низкие, составляющие небольшую долю от общего населения этих стран. В Йемене, например, доля ожирения среди взрослого населения равна 13%, в Иордании – 23%.

Таким образом, резюмируя, Ближний Восток и Северная Африка в последние годы демонстрируют высокие темпы роста голода и недоедания, а также достаточно тревожные симптомы увеличения доля населения, страдающего ожирением. Эта тенденция обусловлена прежде всего высоким конфликтным потенциалом на Ближнем Востоке  и в Северной Африке (Йемен, Палестина, Сирия, Судан), и фактором массовых переселений беженцев из конфликтных стран в соседние государства (Египет, Иордания, Турция, Ирак). Одновременно, в регионе наблюдается рост ожирения среди взрослого населения, одним из триггеров которого также является конфликт и массовая ликвидация средств к существованию, особенно в аграрных районах, что ведет к ограничению экономического доступа населения к разнообразному и качественному продовольствию. Свою лепту в усугубление проблемы голода в регионе вносит и климатическая повестка, которая накладывает серьезную нагрузку на и без того дефицитные водные ресурсы региона, что ведет к сокращению ирригационных систем, необходимых для достаточного производства продовольствия. Помимо стран, охваченных вооруженными конфликтами, в зоне особого риска также государства с нестабильной экономической системой и безудержно растущими объемами государственного долга, что блокирует их возможности по устойчивому обеспечению продовольственной безопасности и безопасного питания, поскольку вынуждает их использовать значительные средства из валютных резервов на обслуживание долга. В результате, эти страны ограничивают свой продовольственный импорт, лишая население разнообразного, качественного питания,  а также неспособны инвестировать в национальные системы здравоохранения,  пищевых стандартов и образования, что ведет к ухудшению ситуации в области продовольственной безопасности, включая рост ожирения. К числу таких стран относится Египет, где ситуация осложняется демографическим фактором – быстрый рост населения, превысившего 100 млн человек, и его ускоренная урбанизация создают новые продовольственные риски в обозримой перспективе. Аналогичные проблемы испытывают Ирак и Иордания. Таким образом, помимо стран охваченных вооруженным конфликтом и гуманитарным кризисом, в регионе имеется большая группа стран со средним уровнем развития, остро нуждающиеся во внешнем финансировании и инвестициях для стабилизации агропродовольственных систем и минимизации рисков массового голода.

56.57MB | MySQL:119 | 1,343sec