Как указывают американские и британские эксперты, более девяти месяцев богатые нефтью монархии Персидского залива ловко маневрировали, чтобы не оказаться втянутыми в войну Израиля против ХАМАСа в секторе Газа и во вторичные конфликты, которые она породила по всему региону. Сейчас некоторые государства Персидского залива, похоже, постепенно приближаются к тому, чтобы выйти на передний край конфликта, приняв участие в миротворческих силах, поддерживаемых США, в секторе Газа, когда война закончится. На прошлой неделе, во второй раз за месяц, ОАЭ призвали к развертыванию многонациональных сил в Газе для обеспечения безопасности после достижения постоянного прекращения огня. Это решение представляет собой примечательный поворот событий для ОАЭ, которые в мае решительно отвергли заявление Израиля о том, что они могут помочь в управлении анклавом. Бахрейн, заклятый противник Ирана, также дал понять в частном порядке, что примет участие в операции, в которой, вероятно, будут задействованы офицеры и унтер-офицеры, являющиеся гражданами стран Персидского залива, работающие на местах с палестинскими силами безопасности, сообщил американский чиновник. Если войска государств Персидского залива войдут в Газу, это будет означать глубокий сдвиг для региона, в результате которого династии, правящие в Персидском заливе, окажутся в беспрецедентной ситуации. Монархи этих стран десятилетиями игнорировали израильско-палестинский конфликт, чтобы сосредоточиться на интервенции в другие арабские государства, такие как Ливия, Сирия и Йемен, но совсем недавно отказались от этой тактики и сосредоточились на экономическом развитии у себя дома. Но атаки ХАМАСа израильской территории7 октября 2023 г. и последующее кровавое наступление Израиля на Газу вернули страны Персидского залива (как и США) на палестино-израильскую арену, утверждают эксперты. «Саудовская Аравия не была заинтересована во внутренних политических договоренностях о том, как должно было управляться палестинское государство [до 7 октября]. Теперь Саудовская Аравия заинтересована в деталях», — заявила Ясмин Фарук, эксперт по Персидскому заливу из Фонда Карнеги за международный мир, на виртуальном мероприятии, организованном Chatham House. ОАЭ и Бахрейн также набирают дипломатические очки в Вашингтоне, обещая участвовать в миротворческих силах, подчеркивая свою важность как партнеров для США и Израиля. Но поскольку конфликт все еще продолжается, у них на данный момент очень мало возможностей для участия в игре. «Это рычаг, позволяющий заставить Израиль согласиться на прекращение огня. Страны Персидского залива не настолько глупы, чтобы посылать солдат в Газу для борьбы с ХАМАСом или прикрывать Израиль для этого. В то же время, это бесплатный способ завести друзей в Вашингтоне», — полагает Патрик Терос, бывший посол США в Катаре. На этом фоне страны Персидского залива демонстрировали свою независимость от США до 7 октября. Война Израиля против ХАМАСа в секторе Газа дала им еще одну возможность добиться расположения Вашингтона. Так, Саудовская Аравия обещает США нормализацию отношений с Израилем, чтобы добиться увеличения иностранных военных продаж, заключения договора об обороне и сотрудничества в области ядерной энергетики. Эти переговоры на сегодня, похоже, зашли в тупик, поскольку США готовятся к президентским выборам 2024 года, но, вероятно, будут занимать важное место в повестке дня как новой республиканской, так и демократической администрации. ОАЭ являются ключевым партнером США в борьбе с терроризмом, но отношения испортились из-за заявлений США о том, что Россия использует Абу-Даби и Дубай для обхода западных санкций и что ОАЭ слишком близки с Китаем в технологическом и военном сотрудничестве. Администрация Байдена приостановила продажу F-35 ОАЭ, сославшись на опасения по поводу Китая. Но тем не менее американцы вынуждены вести с аравийскими монархиями переговоры по целому ряду вопросов. Например, переговоры о миротворческих силах совпадают с обсуждениями между ОАЭ и США по поводу того, кто будет оплачивать модернизацию авиабазы Аль-Дафра, на которой базируется 380-е авиационное экспедиционное крыло США, сообщил нынешний высокопоставленный американский чиновник, пожелавший остаться неназванным. Со своей стороны, Катар заключил новое 10-летнее соглашение о продлении военного присутствия США на базе Аль-Удейд, поскольку он является посредником между ХАМАСом и Израилем. Даже у крошечного Бахрейна, где базируется Пятый флот США, есть список пожеланий к Вашингтону. В 2020 году на него были введены пошлины на алюминий. «Страны Персидского залива добиваются доброй воли Вашингтона. Бахрейн не получил ничего существенного от «Соглашений Авраама», а ОАЭ проиграли сделку по F-35. Теперь они требуют серьезных уступок от Вашингтона в обмен на включение себя в процесс БВУ», — считает Дэвид Шенкер, бывший высокопоставленный чиновник США, ныне работающий в Вашингтонском институте ближневосточной политики. Анонимный высокопоставленный чиновник США выразился более прямолинейно: «Вашингтон должен предоставить стимулы для присоединения к миротворческим силам. Так думают страны Персидского залива».
Страны Персидского залива также получают рычаги воздействия на Израиль и США для создания послевоенной реальности в секторе Газа, которая, как они надеются, защитит их интересы. ОАЭ были самыми публичными участниками обсуждений, устанавливая условия, которые включают прекращение огня, ослабление израильской блокады сектора Газа и приглашение ввести силы безопасности от реформированной Палестинской национальной администрации. Последнее предварительное условие указывает на более широкие амбиции ОАЭ. Абу-Даби усердно работает над тем, чтобы орган, управляющий сектором Газа, отражал его взгляды. В этом контексте ОАЭ стремятся сформировать национальный комитет палестинских лидеров и бизнесменов, лояльных бывшему лидеру ФАТХа в изгнании Мухаммеду Дахлану, для управления Газой. ОАЭ надеются, что Дахлан сможет сменить стареющего главу ПНА Махмуда Аббаса. В то время как ОАЭ берут на себя инициативу по привлечению миротворческих сил, Саудовская Аравия подтвердила важность решения о создании двух государств. Министр иностранных дел королевства Фейсал бен Фархан в мае выступил в защиту этой позиции, заявив: «Израиль не вправе решать, получат ли палестинцы право на самоопределение». «В этой связи между Саудовской Аравией, ОАЭ и Катаром возникает определенная конкуренция», — полагает Шенкер. Эти разногласия восходят к разности точек зрения, которые вызвали в Персидском заливе волнения после «арабской весны». С 2006 года Газой управляет ХАМАС, палестинская исламистская и националистическая группировка, уходящая корнями к «Братьям-мусульманам». Более десяти лет Катар был готов принимать политических лидеров ХАМАСа по просьбе США. Он также отстаивал дело палестинцев в своем государственном телеканале Al Jazeera News и помогал странам Персидского залива оказывать помощь осажденным палестинцам в Газе. Откровенная поддержка Катаром палестинцев резко контрастирует с более поздними решениями ОАЭ и Бахрейна нормализовать отношения с Израилем в рамках поддерживаемых США «Соглашений Авраама». ОАЭ, Саудовская Аравия и Бахрейн также враждебно относятся к ХАМАСу из-за его корней «Братьев-мусульман», которых они считают угрозой своему правлению. Три страны ранее блокировали Катар из-за его предполагаемых связей с «Братьями-мусульманами», среди множества других причин. С тех пор Саудовская Аравия и Катар наладили отношения. До 7 октября Эр-Рияд даже принимал высокопоставленных лидеров ХАМАСа Исмаила Ханию и Халеда Машаля. Визит которых совпал с возобновлением дипломатических отношений с Ираном, который поддерживает ХАМАС. Но отношения между ОАЭ и Катаром остаются холодными. ОАЭ также конкурирует с Саудовской Аравией за влияние в Йемене и Судане. «Для ОАЭ быть доминирующим игроком в будущем Газы означает, что они могут вытеснить Катар с палестинской арены. ОАЭ хотят изменить саму ДНК палестинской арены, но они не наивны», — уверен Майкл Мильштейн, бывший глава отдела по делам Палестины в военной разведке Израиля. При этом надо учитывать, что, несмотря на сохраняющуюся напряженность, Ближний Восток 2024 года уже не тот регион, каким он был во время «арабской весны», когда монархии Персидского залива соперничали за саму природу управления. Сегодня Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ пытаются диверсифицировать свою экономику, избавившись от зависимости от энергоносителей. «Утверждение о том, что страны Персидского залива боятся вакуума в Газе и возвращения ХАМАСа к власти, является полностью преувеличенным страхом Запада и Израиля. Больше всего правители опасаются гнева своих народов из-за того, что Израиль бомбит палестинцев», — считает Терос. Эксперты говорят, что настрой среди влиятельных лиц и руководителей разведслужб в Персидском заливе таков, что речь идет не об оттеснении ХАМАСа на второй план, а в большей степени подразумевает признание ХАМАСа как политической силы. «Мнения Израиля и стран Персидского залива о миротворцах сильно отличаются. Страны Персидского залива знают, что они будут играть центральную роль в восстановлении Газы, и именно поэтому страны Персидского залива должны играть более решительную роль на следующий день, чтобы прийти к постоянному решению в координации с палестинцами и международным сообществом. Правители Персидского залива знают, что ХАМАС никуда не денется, и будут договариваться с группой о четких правилах ведения боевых действий, если они пошлют миротворцев», — полагает Бадер аль-Саиф, профессор Кувейтского университета. ХАМАС публично отверг присутствие каких-либо международных сил в Газе, но заявляет, что поддержит палестинское правительство единства в Газе. На прошлой неделе группа согласилась сформировать правительство единства с ФАТХом, главной светской политической партией в ПНА, при посредничестве Китая. Для ОАЭ одним из преимуществ бывшего лидера ФАТХа Дахлана является то, что у него есть определенные связи с официальными лицами ХАМАСа. Один палестинский аналитик, беседовавший на условиях анонимности, сказал, что ХАМАС, возможно, считает в своих интересах допустить арабские миротворческие силы в Газу: «Сектор Газа был уничтожен Израилем. ХАМАСу нужно сохранять свое влияние, но не восстанавливать разрушенную инфраструктуру. ХАМАС будет более восприимчив к миротворцам, чем ПНА при Аббасе». ХАМАС заявляет, что не планирует разоружать бойцов своих «Бригад Изз-ад-Дин аль-Кассам», а официальные лица, знакомые с переговорами о миротворческих силах, говорят, что ОАЭ и Бахрейн не представили никаких планов по разоружению ХАМАСа. «Газа переходит к ХАМАСу 2.0. ХАМАС станет чем-то вроде «Хизбаллы», вооруженного субъекта вне правительства, который может обвинять правительство в своих неудачах», — уверен высокопоставленный американский чиновник. Мильштейн согласен с этой точкой зрения: «Люди, которые говорят о вакууме власти в Газе, бредят. ХАМАС — доминирующая сила в Газе. Даже если миротворцы войдут, они станут только косметическим прикрытием для ХАМАСа».